РОЗНИЦА

Такое название обрели уже свыше ста российских компьютерных магазинов

Зачастую работа в команде является

единственным способом выживания.

Из телепередачи "Поле волчьих сражений" (Wolf battlefield),

Animal Planet, декабрь 2006 г.

Как мы сообщали (см. PC Week/RE, N 2/2006, с. 12, www.pcweek.ru/ ?ID=507058), в октябре прошлого года группа компаний Merlion (www.merlion.ru) выдвинула идею создания на базе своих фирм-партнеров*1 федеральной сети специализированных компьютерных магазинов, работающих под единой торговой маркой и придерживающихся единых - причем достаточно высоких - стандартов обслуживания покупателей. Сеть получила название "ПОЗИТРОНИКА" (как ассоциирующееся со словосочетанием "позитивная электроника").

_____

*1 В настоящее время общая численность партнерской сети Merlion превышает 1200 дилеров из примерно 200 городов нашей страны. Причем порядка 70-80% дилеров Merlion уже сегодня владеют небольшими (три и более магазинов) розничными сетями.

В январе был выбран формат магазинов *1 (см. http://pcweek.ru/?ID=507127), а в марте в Набережных Челнах был открыт первый магазин этой сети (см. http://pcweek.ru/?ID=507127). В июне в сеть входило уже 30 магазинов, а 16 декабря среди десяти новых "ПОЗИТРОНИК" (практически одновременно они были открыты в Вологде, Иркутске, Кургане, Лесосибирске, Лиски, Самаре, Советском, Тынде, Улан-Удэ и Усть-Илимске) появился и сотый член сети, в создание и поддержку которой Merlion, по словам президента этой компании Алексея Сонка, уже вложила около 30 млн. долл. (эти деньги потрачены на проработку концепции сети, создание и поддержку ее официального сайта www. positronica.ru, формирование торгового пространства магазинов, обеспечение их комплексом необходимых рекламных материалов, организацию единого федерального сall-центра с бесплатным номером 8 (800) 333-0-333, обучение персонала и т. д.).

_____

*1 Было решено, что в городах с населением до 100 тыс. человек оптимальная торговая площадь магазина “ПОЗИТРОНИКА” должна составлять от 150 до 350 кв. м. При этом в прайс-листе магазина должно быть не менее 6 тыс. наименований товаров.

Предполагается, что к концу 2006 г. количество "ПОЗИТРОНИК" возрастет до 130 магазинов (в 101 городе) общей площадью 23 тыс. кв. м, к концу 2007 г. - до 400 (в 200 городах) общей площадью 80 тыс. кв. м, а в 2008-м достигнет 700 (в 450 городах) общей площадью 130 тыс. кв. м. По мнению Алексея Сонка, дальнейшее расширение числа этих магазинов особого смысла не имеет. Затем сеть "ПОЗИТРОНИКА" будет жить по обычным законам торговой сети: некоторые магазины в ходе "естественного отбора" будут "отмирать", но их место станут занимать другие.

По мнению Алексея Сонка (справа) и

Виталия Свиридова, к концу 2008 г.

проект “ПОЗИТРОНИКА” должен выйти

 на самоокупаемость

Необходимо отметить, что "ПОЗИТРОНИКА" - чисто франчайзинговая сеть, то есть ни в одном магазине этой сети доли Merlion нет. За использование торговой марки франчайзи перечисляют ее владельцу ежемесячные выплаты (роялти), величина которых зависит от площади магазина и, как утверждает коммерческий директор сети "ПОЗИТРОНИКА" Виталий Свиридов, для среднего магазина сети составляет около 1000 долл. Сумма, если сопоставить ее с расходами на создание и поддержку сети, совсем небольшая. Поэтому, по расчетам Merlion, проект "ПОЗИТРОНИКА" окупится лишь тогда, когда число магазинов этой сети достигнет примерно пяти сотен - то есть где-то в 2008 г.

Мнение франчайзи

В Иванове, где количество жителей превышает 450 тыс. человек, "ПОЗИТРОНИКА" была открыта в ноябре этого года на базе местной многопрофильной компании "Cервис-ТВ" (www.indi.ru), ведущей свою историю с 1995 г. и взаимодействующей с Lizard (одна из фирм, образующих основу Merlion) около семи лет.

Евгений Лепехин: “Cохранить

 самостоятельность и эффективно

 противостоять сетям федерального

 масштаба можно только

путем вхождения в крупные

франчайзинговые сети”

Генеральный директор "Cервис-ТВ" Евгений Лепехин сообщил нам, что ранее его компания владела в Иванове тремя магазинами площадью от 80 до 150 кв. м каждый (один из них был совмещен с офисом, где осуществлялись продажи корпоративным клиентам). Открытие нового торгового зала, расположенного в центре города, имеющего площадь 380 кв. м и оформленного по всем правилам мерчендайзерского искусства, на ежемесячных объемах продаж сказалось очень благотворно - они выросли примерно вдвое. Существенно расширился ассортимент. Особенно резко увеличились продажи ноутбуков. Г-н Лепехин объясняет это тем, что у покупателя расширился выбор (сейчас на полках ивановской "ПОЗИТРОНИКИ" представлено свыше 50 моделей блокнотных ПК) и он может приобрести именно то устройство, которое в максимальной степени соответствует его желаниям и возможностям. Немаловажна и технология продаж, которая досталась "Cервис-ТВ" практически бесплатно. " Создать такую технологию продаж собственными силами - задача для региональной компании практически невыполнимая", - полагает Евгений Лепехин.

Интересно отметить, что "Cервис-ТВ" - как давний, хорошо себя зарекомендовавший и перспективный партнер Merlion - добился эксклюзивных прав на торговую марку "ПОЗИТРОНИКА" в своем регионе. "Это скорее исключение, чем правило, - говорит Виталий Свиридов. - Но если в одном городе открывается несколько "ПОЗИТРОНИК" (с разными владельцами), то мы требуем, чтобы цены в них на все товары были одинаковыми". Г-н Свиридов также сообщил, что эксклюзив на "ПОЗИТРОНИКУ" в любом случае не означает эксклюзива на партнерские отношения с Merlion. Более того, оптовые цены Merlion не зависят от того, вступил партнер в сеть "ПОЗИТРОНИКА" или нет. Но вот для членства в данной сети условие партнерства обязательно.

Не следует думать, что франчайзи, владеющие магазинами сети, обязаны закупать товары, выложенные на полках этих магазинов, исключительно в Merlion. Требования организатора данной сети к ассортименту являются исключительно мягкими и по сути сводятся лишь к тому, чтобы этот ассортимент не выходил за пределы десяти основных товарных групп:

- компьютеры;

- мыши, клавиатуры, джойстики;

- офисное оборудование;

- игры и программы;

- цифровая и мобильная техника;

- домашние кинотеатры;

- комплектующие;

- внешние устройства;

- расходные материалы и аксессуары;

- специальное оборудование.

То есть в нем не должно быть "неинтеллектуальной" бытовой техники, продуктов питания, алкогольных напитков и т. д. В то же время на полках "ПОЗИТРОНИК" всегда должно быть представлено определенное количество российских и зарубежных брендов из числа тех, в продвижении которых Merlion заинтересована. Ну и конечно, в прайс-листе франчайзи не должно быть контрафактных товаров, а также товаров, ввезенных, может, и легально (с точки зрения отечественного таможенного законодательства), но не предназначенных производителем для продажи в нашей стране. Вот, пожалуй, и все требования.

В торговых залах “ПОЗИТРОНИК” каждой из десяти

основных товарных групп соответствуют полки и ценники

 определенного и централизованно утвержденного цвета

Практика показала, что в настоящее время при таком подходе к ассортименту в среднестатистической "ПОЗИТРОНИКЕ" на товары, закупленные в Merlion, приходится примерно половина оборота. Ожидается, что эта цифра будет возрастать. Разумеется, уже сейчас есть франчайзи, у которых данный показатель значительно выше и "зашкаливает" за 75%. Все зависит от региона и пристрастий проживающих в нем покупателей.

По мнению Виталия Свиридова, в декабре нынешнего года общий оборот франчайзинговой сети "ПОЗИТРОНИКА" (с учетом новых магазинов) составит около 15 млн. долл., а в 2009-м ее годовой объем продаж достигнет примерно 1 млрд. долл.