ФОРУМЫ

На ИТ-рынке есть одно исторически проверенное правило - активное применение нового программного продукта лучше начинать после выхода его третьей версии. Как раз к этому моменту (если он вообще состоится) ПО примет более-менее логически и функционально завершенный вид, который, кстати, порой может довольно сильно отличаться от версии 1.0.

Именно эта мысль пришла мне в голову с первых же часов участия в работе третьего российского съезда ИТ-директоров - Russian CIO Summit (RCS)’2005, прошедшего 10-11 октября в подмосковном Виноградове. Я присутствовал на первом таком мероприятии в декабре 2003 г. и на сей раз был приятно удивлен изменением формы и содержания этого собрания.

Тогда, два года назад, RCS’2003 был организован ассоциацией "Руссофт". На волне интереса к теме офшоринга (офшорный аутсорсинг разработки ПО) российские экспортные разработчики решили заняться освоением внутреннего рынка, именно эта идея лежала в основе той встречи, где поставщики услуг и продуктов выступали со своими традиционными презентациями, а ИТ-директорам отводилась пассивная роль слушателей. Честно говоря, такая схема общения для заказчиков была не самой привлекательной, а главное - было видно, что предложения офшорных компаний не очень-то заинтересовали участников встречи.

Самыми интересными и откровенными

на Russian CIO Summit были дискуссии в кулуарах

Что же касается исходной цели RCS’2003, можно сказать, что выход офшоринговых разработчиков на внутренних заказчиков оказался даже более сложной задачей, чем освоение новых зарубежных рынков. Так или иначе, но "Руссофт" передал инициативу проведения этого мероприятия московскому клубу ИТ-директоров 4CIO. Год назад RCS’2004 уже прошел в ином формате, в частности, акцент был сделан на проведении круглых столов. Но и тогда многие участники жаловались, что вместо деловых дискуссий им приходилось выслушивать рекламные выступления ИТ-поставщиков.

Вот с учетом такого опыта организаторы RCS’2005*1 подошли к проведению нынешнего мероприятия, поставив перед собой весьма амбициозную задачу: создать действительно независимую площадку для ИТ-директоров России и СНГ, где "музыку" выбирали бы сами заказчики. Именно поэтому содержательной частью съезда занимался программный комитет, в состав которого вошли CIO из разных регионов России. Они решали, кто станет ключевыми докладчиками саммита, чему будут посвящены основные сессии, какие технологические решения могут заинтересовать ИТ-директоров.

_____

*1 Ими являются московский клуб ИТ-директоров 4CIO и маркетинговое агентство "Форт-Росс" при партнерской поддержке санкт-петербургского клуба ИТ-директоров, клуба профессионалов АСУ Урала, ассоциаций "Руссофт" и АПКИТ и компании iOne. Спонсоры мероприятия - около десятка ИТ-компаний.

Конференция, выставка, дискуссии в кулуарах

В третьем RCS приняли участие в общей сложности порядка 230 человек, из них около ста - ИТ-руководители предприятий-заказчиков (на 30% больше, чем в прошлом году), остальные - представители ИТ-компаний. Основу RCS’2005 составила конференция, которая включала небольшое число пленарных докладов и секционные заседания в виде восьми круглых столов: "Теория и практика внедрения ERP-систем", "Системы документооборота и их интеграция в ИС", "Телекоммуникации и вычислительные сети", "Создание единого пространства для ИТ-директоров на территории СНГ", "ИТ-аутсорсинг", "HelpDesk и клиенториентированность ИТ-службы, проблемы и истории успеха", "Управление ИТ: практические аспекты", "BI-системы, их возможности и проблемы внедрения". Параллельно с конференцией проходила выставка, где на стендах свои предложения показали около тридцати ИТ-компаний.

Основная работа велась по секциям, и тут тон задавали CIO, которые выступали и модераторами, и спикерами. Кроме ИТ-руководителей отечественных предприятий присутствовали их иностранные коллеги из компаний Delphi, DHL Express, Austin Energy, Majestic Insurance, специально приглашенные организаторами. Представители ИТ-компаний оказались в довольно непривычной для себя роли рядовых слушателей, и их попытки завладеть инициативой в дискуссиях довольно жестко пресекались ведущими секций.

Одна из самых интересных дискуссий развернулась за круглым столом по ИТ-аутсорсингу. На ней обсуждались вопросы готовых продуктов и услуг в области заказных разработок. Главной проблемой тут была признана очень низкая насыщенность внутреннего софтверного рынка, которая усугубляется следующей дилеммой: необходимость сокращения ИТ-затрат требует использования типовых готовых решений, а для повышения эффективности бизнеса нужно применять специализированные, адаптированные под конкретного заказчика проекты. Но что касается заказного ПО, то, по словам ИТ-директоров, им "не из чего выбирать" - для каждой проблемы существуют лишь одна-две компании, которые готовы разработать необходимое решение. Но они, пользуясь своим монопольным положением, диктуют неоправданно, с точки зрения ИТ-директоров, высокие цены. Дискуссия показала, что офшоринговые компании, успешно реализующие проекты для зарубежных заказчиков, получают лишь единичные заказы в России и фактически остаются пока вне поля зрения российских клиентов.

Стоит также отметить состоявшееся в рамках форума представление книги Николаса Карра "Блеск и нищета информационных технологий" ("Does IT Matter?"), вышедшей недавно на русском языке. Автор впервые лично поделился с российским ИТ-сообществом своими идеями, легшими в основу книги и вызвавшими бурные дебаты во всем мире. Презентация фактически вылилась в полемику вокруг довольно неожиданных для ИТ-сообщества вопросов: действительно ли информационные технологии утеряли свое стратегическое значение для бизнеса и правда ли, что ИТ сегодня больше не обеспечивают ключевого конкурентного преимущества, как считалось еще несколько лет назад? В ходе их обсуждения участники саммита пришли к заключению, что технологии как таковые могут и не иметь ключевого значения для бизнеса. Однако модель их встраивания в бизнес очень важна, и роль ИТ-директора ни в коей мере не утратит своей значимости, как предрекает автор книги. Николас Карр, специально приехавший в Москву для участия в саммите, отчасти согласился с этим, сказав, что "...технология стандартизируется, переставая быть конкурентным преимуществом; то же происходит со способами ее использования; но талант менеджера остается преимуществом в любом случае".

***

    

Сокращение ИТ-затрат требует использования типовых решений, а для повышения эффективности бизнеса нужны адаптированные под конкретного заказчика проекты.

***

Тут также нужно сказать о пресс-конференции, проведенной в ходе саммита зарубежными ИТ-директорами. Они подчеркнули, что сегодня главной темой для CIO на Западе являются вопросы интеграции бизнеса и ИТ. Явной тенденцией стал процесс перехода все большего числа ИТ-руководителей на позиции исполнительных директоров компаний. И неудивительно, ведь CIO, как никто другой, понимает систему работы компании в целом и в деталях и ежедневно принимает управленческие решения на всех уровнях.

Развитие российского клубного движения CIO обсуждалось на заседании "Создание единого информационного пространства для ИТ-директоров СНГ". На нем было принято решение об организации координационного совета в рамках взаимодействия клубов Москвы, Петербурга, Екатеринбурга и Украины.

Есть над чем работать

Комментируя ход проведения саммита, председатель программного комитета Павел Пестряков отметил: "Мы, естественно, выбирали волнующие нас темы и соответственно подбирали выступающих, но они, как показал первый день саммита, были не всегда очевидными для прессы и вендоров. Но все же, я надеюсь, поставщикам, представленным на саммите, это будет максимально полезно. Они услышат, что действительно волнует ИТ-директоров, смогут пообщаться в кулуарах".

Признавая в целом формат саммита очень удачным, следует отметить отсутствие на нем интересных концептуальных обзоров общей ситуации на ИТ-рынке, которые должны были бы внести определенную структуризацию в ход последующих дискуссий. К сожалению, это отражает явный недостаток аналитических исследований отечественного рынка в целом. Что же касается идеи вынести на первый план мнение заказчиков, то она сама по себе очень своевременна, но все же было бы гораздо интереснее посмотреть на дискуссии, где клиенты и вендоры участвовали бы на равных правах. И тут следует отметить, что ИТ-поставщики на саммите были представлены в общем-то не в самом своем сильном составе, бросилось в глаза отсутствие многих ведущих игроков ИТ-рынка.

Лично для меня (как выяснилось потом, и для многих участников) было определенной неожиданностью, что для выступления с пленарным докладом о ситуации на российском рынке бизнес-решений был приглашен директор фирмы "1С" Борис Нуралиев, который, правда, основную часть своего сообщения посвятил представлению технологий своей компании. Как пояснили организаторы, это вызвано большим интересом представителей корпоративного сегмента к новым продуктам "1С" и планам их продвижения.

Такое решение программного комитета является весьма примечательным в плане признания происходящих перемен на отечественном ERP-рынке. Но вот что несколько удивило (в том числе в ходе дискуссий за круглыми столами и обсуждений этих вопросов в кулуарах) - это заметное отставание знаний ИТ-директоров о технологических новинках на рынке. На мое замечание: "Но ведь мы об этом уже давно писали" - я несколько раз слышал ответ в том духе, что отслеживать профессиональную прессу не хватает времени. И в этом плане пример целого ряда дискуссий на форуме является весьма показательным - вопросы, которые регулярно обсуждаются в ИТ-изданиях, для многих участников саммита были незнакомыми.

Подведем итоги

При всей очевидности необходимости таких "независимых" конференций для нашей страны подобные мероприятия являются пока еще новинкой. Как справедливо отметил Михаил Елашкин, директор аналитической компании "Elashkin Research": "Russian CIO Summit - уникальное явление для российского ИТ-рынка. Это в первую очередь конференция реальных потребителей. Здесь обсуждаются и решаются проблемы, которые по-настоящему волнуют российские компании".

Многие вещи и по форме, и содержанию тут еще нужно прорабатывать. Но в целом RCS’2005 безусловно удался и заслуженно получил (по итогам обработки анкет) весьма одобрительную оценку участников. В версии 3 саммит обрел свой "боевой" формат, который будет востребован российскими ИТ-заказчиками.

С дополнительной информацией о прошедшем мероприятии, в том числе с результатами опросов его участников по ряду интересных тем, можно познакомиться на сайте RCS (www.cio-summit.ru).

Версия для печати