ОС

Мэри Джо Фоли,

В октябре гигант программного обеспечения из Редмонда представил обновленную версию своей операционной системы Windows XP Media Center Edition, основное внимание в которой уделяется простоте доступа к мультимедийным источникам. Встроенные в нее возможности позволяют просматривать фильмы, открывают доступ к электронной почте и даже помогают пользователям делать покупки через специальный интерфейс. Все это реализуется либо в виде встроенных функций, либо как комплект дополнений под названием Update Rollup 2 for Windows XP Media Center Edition.

Появление модернизированной версии заметно расширяет область применения мультимедийных персональных компьютеров Media Center. В дополнение к традиционной демонстрации фотографий и видеоклипов их теперь можно будет использовать для онлайновых развлечений и доступа к контенту ряда крупных компаний, включая MTV. Все это, как ожидается, смогут обеспечить даже самые недорогие (стоимостью около 599 долл.) модели настольных систем Media Center без ТВ-тюнеров и мощной графики.

Отметим, что в последнее время спрос на персональные компьютеры Media Center во многом определяется их ценой. В начале нынешнего года она наконец-то опустилась ниже 1000 долл., что, по оценке специалистов, сразу же привело к заметному увеличению сбыта таких машин в США.

"Media Center уже доказала, что людям нравится ее функциональность, - отмечает, например, аналитик из фирмы NPD Group Стив Бейкер. - Нужно только, чтобы Microsoft сделала свою систему подешевле и вместе с производителями ПК позиционировала ее в качестве мультимедийного клиента, а не универсальной домашней системы. Такая политика, на мой взгляд, дала бы гораздо больший эффект".

Стив Бейкер уверен, что нынешний интерес к Media Center возник после того, как Microsoft и производители ПК снизили цены и слегка переориентировали свою продукцию, представив ее не как всеобъемлющую систему развлечений для всего дома, а как цифровой интерфейс управления.

Именно этим, по его мнению, объясняется начавшийся в последнее время рост розничных продаж таких компьютеров в США. Если в августе 2004 г. на настольные ПК с Media Center приходилось 4,3%, то год спустя, по данным NPD, их доля в общем объеме продаж выросла до 27,7%.

За это время резко снизилась и цена на такие машины, которая в августе 2004 г. в США составляла в среднем 1370, а в августе нынешнего - всего 822 долл. Правда, компьютеры с Media Center по-прежнему заметно дороже остальных, поскольку средняя стоимость всех проданных ПК находилась на уровне 674 долл.

Тем не менее именно Media Center, может быть, помогла некоторым розничным магазинам увеличить, пусть и ненамного, сбыт настольных систем: в том же августе, скажем, их было продано на 6% больше. Справедливости ради отметим, что львиную долю прироста дали скорее всего агрессивная ценовая политика и интерес покупателей к компьютерам дешевле 500 долл.

Пока Media Center понемногу осваивается в розничных магазинах, инженеры Microsoft продолжают вести разработку дополнений к этому продукту. Год с лишним назад корпорация приступила к созданию комплекта Emerald, а сейчас трудится над серьезным обновлением системы под условным названием Diamond. Последнее, как стало известно от партнеров корпорации, должно увидеть свет вместе с Vista - следующей ОС семейства Windows, а код Emerald корпорация уже начала передавать производителям комплексного оборудования, о чем в сентябре сообщил один из крупных системных интеграторов Microsoft.

Microsoft осваивает российский рынок домашних пользователей

Рост мощности компьютеров и расширение пропускной способности Интернета - вот две основные предпосылки для перевода ПК как домашнего устройства в качественно новый статус - мультимедийного центра развлечений и досуга семьи (телевизионные и радиотрансляции, фильмы на DVD, музыка, фотографии, игры и пр.) В принципе такой вариант применения компьютера можно реализовать и с помощью стандартного варианта Windows XP, но для этого от пользователя потребуются определенные знания для настройки системы, подключения дополнительных устройств и драйверов и т. д. Теперь и в России все эти проблемы будут решаться сами собой - с помощью специальной версии Windows XP Media Center Edition (MCE) 2005, русская версия которой была представлена корпорацией Microsoft в середине октября.

Как заявили представители корпорации, в отличие от обычной Windows версию MCE 2005 пока предполагается распространять только в предустановленном виде. Конкретная конфигурация компьютеров с такой системой будет определяться партнерами Microsoft - сборщиками ПК. Это могут быть и традиционные настольные ПК, и мобильные компьютеры, и специализированные мультимедийные устройства, предназначенные для установки в гостиной. Они могут подключаться как к монитору, так и к любому телевизору. Система имеет простую процедуру настройки, позволяющую пользователю выполнить интернет-подключение, прием телевизионного и радиосигналов. К моменту объявления русской версии MCE свою продукцию на ее базе уже представил целый ряд российских и зарубежных поставщиков техники.

Собственно говоря, версия Windows XP MCE появилась в арсенале Microsoft еще три года назад, но до настоящего времени в России не была представлена. Теперь, по мнению корпорации, домашние пользователи в нашей стране вполне готовы для практического использования ПК в его новом качестве, в том числе благодаря быстрому распространению широкополосного Интернета и появлению дополнительных интернет-услуг. Как заявили представители Microsoft, компания будет активного сотрудничать с партнерами в направлении расширения спектра различных онлайновых сервисов. В частности, ожидается, что скоро пользователи MCE смогут получать электронные версии программ телепередач.

Нужно отметить, что до настоящего времени Microsoft в России занималась продвижением практически только технологий и продуктов корпоративного назначения. Об активной деятельности корпорации в "домашне-бытовом" направлении (игры, телевидение, MSN, интернет-сервисы) мы знали в основном из публикаций о зарубежной жизни. Вполне возможно, выпуск русской MCE 2005 является первым шагом к широкому выходу Microsoft на российский рынок домашних пользователей.

А. К.

Новая версия Media Center вобрала в себя все внесенные ранее правки и дополнения, в том числе из пакета Rollup 1. Установить ее можно будет только на машинах с операционной системой Media Center Edition 2005, инфраструктурой .NET Framework 1.1 и служебным пакетом .NET Framework Service Pack 1.

Судя по некоторым заявлениям корпорации, Rollup Update 2 можно будет загружать бесплатно. Новинка станет поддерживать технологии Media Center Extender, встроенные в игровые консоли Microsoft Xbox 360. Появятся здесь, как нам рассказали, и некоторые другие интересные функции. Представленное обновление, в частности, сможет работать с DVD-проигрывателями на 200 дисков, которые должны появиться на рынке нынешней осенью. Предусмотрена и возможность установки второго видеоадаптера высокой четкости, благодаря чему пользователи смогут наслаждаться видео и телевидением HDTV.

Еще одно новшество Update Rollup 2 for Windows XP Media Center Edition - новый режим Away Mode, позволяющий мгновенно отключать и включать ПК простым нажатием кнопки. Правда, "пробуждение" от спящего режима занимает несколько секунд.

Представляя Update Rollup 2, специалисты Microsoft объявили и о пакете партнерских соглашений с такими фирмами, как Akimbo Systems, America Online, Comedy Central и MTV Networks. В частности, America Online обеспечит взаимодействие платформы со своими сервисами публикации фотографий и предоставления музыки по запросу, а Akimbo и MTV наполнят Media Center видеоконтентом. На торговом же портале Microsoft Marketplace, как ожидается, в ближайшее время появится страница, полностью посвященная подключаемым модулям для Windows Media Center, один из которых позволит участвовать в онлайновых аукционах eBay. Напомним, что Windows Marketplace - это интернет-магазин Microsoft, где легко можно найти и приобрести для Windows-платформ ПО и сервисы не только самой корпорации, но и сторонних производителей.

Богатый выбор новых недорогих моделей мультимедийных центров Dell, Gateway и Hewlett-Packard, снижение цен на ноутбуки Media Center, появление в начале будущего года высокопроизводительных домашних ПК Viiv корпорации Intel с двухъядерными процессорами и Microsoft Media Center, а также выпуск долгожданной ОС Microsoft Windows Vista и других обновлений - все это обещает еще больше стимулировать спрос. По оценке президента компании EndPoint Technologies Associates Роджера Кея, которую он привел в недавно опубликованном докладе, в 2009-м будет продано порядка 50 млн. устройств на базе Media Center, тогда как в нынешнем году их сбыт не превысит 5 млн. При этом г-н Кей уверен, что очередное обновление не вобрало в себя всех новинок: лучшее, подозревает он, Microsoft приберегает для операционной системы Vista Home, которая среди всего прочего будет поддерживать Media Center.

"Корпорация, думаю, сделает все возможное, чтобы выход в свет Vista произвел настоящий фурор", - отметил он.

Новшества наподобие мгновенного включения Кей считает чисто косметическими. "Какой смысл, - задается он, в частности, вопросом, - пополнять массой новых функций уже выпускаемую продукцию, если через год планируется организовать впечатляющее представление совершенно новой ОС? Вряд ли Microsoft пойдет на это. Ей нужно приберечь как можно больше эффектов для долгожданной и широко разрекламированной Vista".

Тем временем Microsoft продолжает работать над следующей версией Media Center Diamond, дебют которой, по мнению большинства аналитиков, должен состояться в следующем году. Новые функции Diamond появятся, видимо, в Windows Vista вместе с поддержкой Tablet PC. Они войдут в пару различных вариантов данной ОС - это сейчас решается маркетинговым отделом Microsoft.

Версия для печати