КИС

ИТ-выставки еще совсем недавно представлялись одним из наиболее действенных средств маркетинга - придя на них, потенциальный потребитель мог изучить разнообразные предложения ИС, а затем, выбрав, "посмотреть в глаза" разработчику, перемолвиться с ним живым словом, задать вопросы. Сейчас выбор вариантов проще осуществить с помощью Интернета, а для диалога ("в глаза поглядеть и словом перемолвиться") выходит на первый план такой формат, как конференции*1. Их суть в том, что основной упор делается не на выступления разработчика ИС (хотя и они не исключаются), а на описание конкретных проектов, уже реализованных на предприятиях самими пользователями (клиентами). Разумеется, на этих конференциях звучат рассказы лишь об успешных внедрениях, однако они также весьма поучительны: помимо того что показывают правильный и рациональный путь к цели, могут поведать и о проблемах, что встретились на этом пути, и об опыте их преодоления. Одним словом, здесь становится хорошо видно не только то, что хочет осуществить разработчик посредством своей системы, но и то, что реально можно сделать с ее помощью.

_____

*1 Они могут также называться семинарами, круглыми столами по обмену опятом и пр. - смысл и цели их от этого не меняются.

Консалтинговая группа "Термика" выступает на рынке не только как разработчик ПО на платформе "Кодекс", но и выполняет работы по информационному обеспечению [созданию информационных ресурсов (ИР) и БД, внедрению их у заказчика, в том числе с интеграцией с КИС, и дальнейшему сопровождению и актуализации этих ИР и БД]. Кроме того, с нынешнего года "Термика" продвигает и свой новый продукт - систему "Олимп-ОКС" для корпоративного обучения. Именно поэтому конференция "Корпоративные системы. Информационное обеспечение деятельности и обучение персонала", организованная "Термикой", состояла из двух блоков: первый касался корпоративных ресурсов предприятия, его комплексного информационного обеспечения и автоматизации с использованием интранет-решений, а второй был посвящен организации корпоративного обучения.

Как рассказал начальник одного из управлений Банка России Олег Крупенко, в такой крупной структуре, как ЦБ РФ (более 1000 площадок дислокации, свыше 60 000 сотрудников), начиная с 2000 г. отчетливо проявилась тенденция к консолидации ИС, которая позволила не только создать новую ИТ-инфраструктуру организации, но и построить единый информационный портал ЦБ (на основе интранет-технологий), консолидировав таким образом и точки доступа к корпоративной информации. Имевшиеся к тому времени в банке многочисленные ИС удалось интегрировать для создания единого информационного пространства, причем суть этого процесса заключалась не в централизации ИТ-ресурсов, а в предоставлении доступа к ним (разумеется, в соответствии с имеющимися правами) всем сотрудникам банка в любом подразделении.

Использование интранет-технологий позволило унифицировать для пользователей доступ к информационным ресурсам и процедуры работы с ними вне зависимости от территориального расположения или организационного подчинения сотрудников, обеспечить персонализацию представления данных. "Кроме того, - отметил г-н Крупенко, - организационно-штатная структура Центрального банка постоянно претерпевает изменения, и нам важно было создать технологию информационного обеспечения сотрудников, которая была бы максимально гибкой, адаптивной к таким изменениям".

Архитектура ИС Банка России и ее функциональные элементы

ИР - информационные ресурсы

Собственные ИР - информационные ресурсы, формируемые в Банке России.

Внешние ИР - ИР, формируемые вне Банка России (такими для ЦБ являются применяемые здесь продукты семейства "Кодекс").

Статические ИР - информационные ресурсы, представление которых заранее сформировано (электронные документы, мультимедиа-данные и т. п.); доступ к ним может осуществляться с использованием унифицированных программных средств управления ИР.

Динамические ИР - информационные ресурсы, представление которых формируется в процессе запроса к ним (базы данных, OLAP-хранилища и т. п.) с помощью специализированных программных средств (ПС).

Сервисы - услуги по обеспечению доступа к собственным ИР. Реализуются с помощью ПС, размещающихся в составе структурных элементов интранет Банка России.

Приложения - ПС, обеспечивающие формирование внешних ИР (не входят в состав структурных элементов интранет Банка).

Модули интеграции - ПС, обеспечивающие доступ к внешним информационным ресурсам, а также взаимодействие структурных элементов между собой.

Управление контентом - ПС, обеспечивающие публикацию и ведение собственных статических ИР, а также предоставление авторизованного доступа к ним.

Поиск - ПС, обеспечивающие быстрое получение необходимых данных из статических ИР по заданным условиям (полнотекстовый и атрибутивный поиск).

Управление данными - ПС, обеспечивающие работу с динамическими собственными ИР (структурированной информацией).

Для владельцев информации (а ими являются департаменты и другие подразделения ЦБ) важной была возможность не только оперативного отражения в КИС соответствующих данных, но и анализа их использования (кто из сотрудников, когда и как работал с теми или иными документами). Применение портальных технологий, а также зеркалирования (для доступа региональных подразделений к общекорпоративной информации) и распределения информации по сегментам позволило в результате создать КИС, где обеспечен единообразный доступ пользователей к ИР и реализованы следующие возможности: полнотекстовый и атрибутивный поиск, организация конференций, настройка персонального раздела системы, оформление подписки на получение уведомлений о появлении новых и изменении существующих документов, размещение объявлений и пр. В настоящее время пользователями системы являются около 12 тыс. сотрудников ЦБ (количество обращений за день в среднем - 1500). Сегодня отлаженная технология позволяет вводить в строй новые ИР очень быстро: так, одному из департаментов ЦБ потребовалось для этого лишь полдня, тогда как прежде на подобную процедуру уходило около года. В настоящее время КИС Банка России насчитывает около 60 ИР (тематические и корпоративные ресурсы департаментов, подразделений, региональные зеркала, системные ИР и т. д.).

Разработка корпоративной системы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, как рассказал заместитель руководителя Межрегионального территориального округа по информатизации и защите информации Ростехнадзора Дмитрий Божко, сейчас только начинается. Сложная судьба данного ведомства (за последние 10 лет оно реорганизовывалось более пяти раз) привела к тому, что вопрос о единой КИС встал только в прошлом году, когда в результате административной реформы в единую структуру были сведены несколько надзорных ведомств: в области экологии, промышленности и горного дела, архитектуры и строительства, энергонадзора и атомной энергетики. Анализ фактического состояния ИС в каждом из них показал, что оно было далеко не одинаковым и различалось как по степени завершенности, так и по применяемым платформам и средствам информационной безопасности и к тому же почти не развита была территориальная инфраструктура. Исключением являлась лишь ИС промышленного надзора: здесь функционировала Государственная автоматизированная информационно-управляющая система регулирования промышленной безопасности (АИС ПБ), развернутая в 77 территориальных органах Ростехнадзора. На ее базе и решено было создавать КИС объединенного ведомства, достраивая компоненты по другим видам надзора и развивая систему в территориальных подразделениях.

К концу 2005 г., по словам г-на Божко, предполагается завершить разработку концепции и создание единой автоматизированной информационной системы в центральном аппарате Ростехнадзора, а также реализовать ряд прикладных задач: "Администрирование платежей за негативное воздействие на окружающую среду", "Сбор и анализ основных показателей деятельности Ростехнадзора", "Автоматизированное формирование и представление отчетности по основной деятельности территориальных органов Ростехнадзора" и др.

Важным как для самого ведомства, так и для поднадзорных предприятий является автоматизация таких функций, как лицензирование видов деятельности, связанных с опасными производственными объектами; сертификация поднадзорной продукции и выдача разрешений на применение технических устройств; регистрация опасных производственных объектов и других объектов надзора (включая ведение реестра опасных объектов); сбор, учет и анализ данных по аварийности и травматизму на подконтрольных объектах; координация работ по декларированию промышленной безопасности опасных производств и пр. Ростехнадзор активно пользуется услугами компании "Термика", которая не только снабжает его своими продуктами (в частности, БД "Кодекс" и другими разработками), но и в свое время внедряла в центральном аппарате систему делопроизводства "Дело".

Одной из важнейших задач ведомства является контроль за обучением и прием экзаменов у руководителей производств и лиц, отвечающих за обеспечение промышленной и прочей безопасности. И в этой области Ростехнадзор планирует развивать сотрудничество с "Термикой", предлагающей своим клиентам комплекты учебных курсов (для корпоративного обучения) по промышленной и пожарной безопасности, охране труда и т. д., а также свою новую систему для корпоративного обучения "Олимп-ОКС".