КОЛОНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ: ОЛЬГА БЛИНКОВА

Из окна "Макдональдса", расположенного у киевской станции метро "Левобережная", в течение нескольких дней можно было наблюдать плотный поток людей, направляющийся в сторону нового выставочного центра, и точно такой же - движущийся в противоположном направлении. Как муравьи, приманенные капелькой меда, люди упорно брели, помахивая портфелями, кейсами, пакетами, авоськами, чемоданами, вечерними сумочками и ридикюлями. Почему их так много? Куда их несет в этот осенний день, под дождем? Что не сиделось им в уютных офисах в обнимку с чайниками и шоколадками? Неужели выставка "Информатика и связь - 2005", проходящая в Киеве, вызвала такой ажиотаж? А как же оранжевая революция? А как же политическая нестабильность, вывоз капитала из Восточной Украины, экономическая стагнация и холод в домах, вызванный неопределенностью с поставками газа? Как могут люди в такой момент интересоваться связью или информатикой? Это же нонсенс!

Тем не менее выставка и в самом деле вызвала небывалый интерес. Она бурлила, переливалась, пела, сверкала полуголыми девушками с боди-артом на плечах и спинах и заставляла неподготовленных посетителей шарахаться от молодых людей в туниках и с лавровыми венками на головах. Прямо посреди огромного зала была дискотека. Что там рекламировали - бог знает, никто особо и не вникал, по-моему. То там, то сям звучала иностранная речь, особенно активно выступали поляки, которые "высадили" солидный десант. Украинцы массово демонстрировали обширную, как бескрайние малороссийские степи, продукцию местного наукоемкого приборостроения, сразу же бросающуюся в глаза советским дизайном - родным, близким и братским, а вовсе не убогим, как говорили злые языки некоторых скептически настроенных посетителей. Эти суровые, кряжистые и накрепко сбитые устройства различного назначения в черных и бежевых пластиковых корпусах, все как один напоминающие о советских осциллографах прошлого века, вызывали стойкое ощущение чего-то надежного, как дружеское плечо, и радовали глаз более, нежели глянцевое, мелкое и непременно китайское оборудование. Ну и что, что большое? Ну и что, что гудит? Ну и что, что провода торчат, как колосящаяся пшеница или волосы на голове Альберта Эйнштейна? Зато - наше. Родное. Посконное. Местечково-русопятое. И слава богу, что есть из чего выбирать. Кому-то, может, понравится маленькое и блестящее, а кому-то - большое и гудящее. И выставка в Киеве это наглядно продемонстрировала. Альтернатива есть, и, честно говоря, всплеск украинского приборостроения безмерно радует.

***

Так получилось, что в Киеве мы оказались с Дайаной, голландкой южноафриканского происхождения, приехавшей посмотреть на украинские ИТ-достижения и заодно попить со мной кофе и побродить по городу.

- Это российская машина? - спросила Дайана таксиста, когда мы, покинув выставку, влезли в синюю мокрую "десятку" с рыжим петухом на крыше.

- Да, наша, - отозвался парень.

И засмеялся.

- Что тут смешного? - спросила Дайана шепотом.

- Смешно, потому что "наша", - пояснила я голландке, далекой от наших реалий. - На самом деле ВАЗ для украинцев - иномарка, но так ее никто не воспринимает. На формальном уровне "десятка" - продукт зарубежного автопрома, а на бытовом - самый что ни на есть наш.

Но как все это объяснить человеку, который никогда не видел советского осциллографа и чье сердце в его, осциллографа, присутствии не замирает от сладкой ностальгии?

Версия для печати