Длинный след урагана "Катрина"

ЭРИК ЛАНДКВИСТ: ПОГОВОРИМ НАЧИСТОТУ

Безжалостный шторм показал необходимость контроля за ресурсами

Когда ураган “Катрина” опустошал юг Соединенных Штатов, индустрия высоких технологий могла лишь вместе со всей страной с ужасом и содроганием наблюдать за разгулом бушующих сил, возможно, получивших новый импульс в результате глобального потепления.

Современные технологии помогли предсказать зарождение, скорость, силу и направление движения урагана. Я помню рассказы моих родителей о великом урагане 1938-го, который пронесся над северо-восточными штатами без предупреждения. Тогда обсерватория “Blue Hills”, что неподалеку от Бостона, зафиксировала порывы ветра, имевшие скорость 186 миль в час. Теперь возможность прогнозировать ураганы дает шанс избежать самого худшего. Во время разгула “Катрины” технология коммуникаций смогла обеспечить даже избыток информации. Кадры с места события - толпы рабочих в центрах борьбы с последствиями урагана, наблюдательные посты службы катастроф и ведущие прямой репортаж журналисты, которых сила шторма буквально сбивала с ног, - все это иллюстрировало трудности создания всеобъемлющей картины бедствия подобных масштабов.

Деятельность центров управления напоминала боевые действия с присущей им неопределенностью и вызывала в памяти метафору “туман войны”, которую часто (и ошибочно) приписывают военному мыслителю XIX в. Карлу Клаузевицу. Информация об урагане “Катрина” стекалась из многих источников - от вешек, по которым измеряли высоту волн, до сотовых телефонов, позволяющих получать блоги и фотографии. Но все эти данные не трансформировались в широкую картину, отображающую ситуацию в режиме реального времени.

Теперь, когда расчистка завалов завершена и идут строительные работы, следует обсудить те аспекты технологии, которые имеют отношение к крупным катастрофам в жизни человечества и должны быть подчинены борьбе с ними.

Хотя возможность предсказывать ураганы по-прежнему в значительной мере основана на смеси фактов и догадок, возможности прослеживать и предсказывать маршрут движения шторма гигантски возросли. Благодаря телевидению, Интернету или собственному мобильнику вы знаете об опасности и ее потенциальных последствиях гораздо больше, чем в свое время знали ваши родители, бабушки и дедушки.

Такие проблемы, как дистанционный мониторинг систем и генерация отчетов о состоянии электро- и водоснабжения, остаются низкоприоритетными пунктами бюджетов.

И тем не менее, хотя возможности следить за продвижением шторма по телевидению значительно возросли, мы не можем, к примеру, узнать, как подобные штормы воздействуют на инфраструктуру промышленности. Наблюдая и слушая новости в момент, когда ураган “Катрина” достиг наивысшей силы, я был шокирован тем, как мало было известно об ущербе, который он причинил нефте- и газодобывающим платформам, нефтеочистительным заводам и судоходству. Из-за целесообразной и необходимой эвакуации этих предприятий сами инженеры и менеджеры, дававшие интервью, имели очень слабое представление о том, что происходит у них на работе.

Ситуация во время урагана воспроизводит в значительно увеличенном масштабе положение со многими бизнес-операциями. Я имею в виду такие проблемы, как дистанционный мониторинг систем и отчеты о состоянии инфраструктуры электро- и водоснабжения. В бюджетах на их развитие предусматривается мало средств, да и те не выделяются. Даже после террористических атак 11 сентября 2001 г. и регулярных разгулов стихии возможность удаленно вести мониторинг и управлять бизнесом слишком часто оказывается неосуществимой. Ведь менеджерам приходится ежедневно вести борьбу с компьютерными “червями” и вирусами, а также выполнять требования, которые то и дело предъявляет правительство.

Ураган такого масштаба, как “Катрина”, - в высшей степени серьезное дело. Среди его последствий - человеческие трагедии, жертвы, огромный имущественный ущерб. И без того ослабленная экономика еще больше расшатывается из-за положения в нефтяной и газовой промышленности, где все еще подсчитывают размеры потерь.

Невозможность определить ущерб, пока рабочие не смогли вернуться на свои предприятия, показывает, как используемые изолированно системы делают нас слепыми, едва мы покидаем комнату управления. Вклад технологии в создание решений, благодаря которым мы можем предсказать ураган и проследить его маршрут, можно только приветствовать. Различие между тем, чтобы иметь возможность эвакуировать город до удара стихии, и ситуацией, когда вы оказываетесь застигнутыми врасплох, как в 1938 г., может быть равнозначно выбору между жизнью и смертью. Способность технологии, использованной для передачи информации во время бури, к самовосстановлению достойна восхищения. Теперь пора выдвигать требования о выделении ресурсов, необходимых для обеспечения непрерывности и восстановления бизнеса после катастроф.

Версия для печати