BI

Трудно себе представить, к примеру, чтобы изобретатель телефона Александр Белл (будь он жив в настоящее время) начал сегодня доказывать экономическую эффективность предложенного им устройства. А вот Билл Инмон - человек, предложивший 15 лет назад концепцию хранилища данных (Data Warehouse), большую часть своего выступления на конференции "Business Intelligence: результативность использования технологий и приложений", проведенной в конце ноября исследовательской компанией IDC при поддержке издательского дома "Открытые системы", посвятил проблеме возврата инвестиций, вложенных предприятиями и организациями в хранилища данных. Дело, конечно, не в том, что концепция бизнес-анализа (Business Intelligence, BI) не выдерживает проверки временем. Напротив, она еще столь молода, что выгоды от ее практической реализации пока очевидны далеко не всем руководителям высшего звена.

Билл Инмон: "Хранилище

данных  позволяет консолидировать

информацию, содержащуюся

во всех БД и приложениях,

используемых предприятием"

Как их переубедить? Билл Инмон предложил рассмотреть два альтернативных варианта создания отчета на основе данных, хранящихся в транзакционных источниках. В первом случае вся необходимая информация каждый раз извлекается из первоисточников, во втором она сначала выгружается из них в хранилище, а уже затем, верифицированная и очищенная, поступает оттуда в "жернова аналитических процедур". Стоимость отчета, генерируемого из "сырых" данных, составляет от 25 тыс. до 1 млн. долл., и на его выпуск уходит от двух месяцев до года. Если же на предприятии уже есть хранилище данных, то на решение той же задачи нужно от получаса до двух недель, а затраты при этом не превышают 10 тыс. долл. Выигрыш очевиден. Впрочем, мы чуть не забыли, что создание хранилища тоже требует денег. Как полагает г-н Инмон, в рассматриваемом им примере (который, по его же словам, взят из жизни) затраты на построение хранилища составят около 1 млн. долл. Дальше все просто: если компании нужно регулярно выпускать отчеты, легко подсчитать, сколь быстро окупятся все расходы.

На самом деле подобная методика позволяет оценить далеко не все выгоды такой архитектуры. Ведь если решение нужно принимать немедленно, а на анализ ситуации уходит полгода, то урон от неверно сделанного шага иногда просто невозможно спрогнозировать. Иными словами, все чаще на первый план выходит скорость построения отчета. Хранилище данных позволяет, в отличие от транзакционных источников, прослеживать временные и сезонные тренды. Кроме того, имея готовое хранилище, вы легко подключите к нему новое приложение или источник данных, если они появятся на предприятии. Все эти очевидные преимущества трудно оценить количественно, а потому и скорость возврата инвестиций будет варьироваться в весьма широких пределах.

Является ли эта неопределенность главным препятствием на пути широкого внедрения технологий бизнес-анализа? Думается, нет. Там, где конкуренция и развитие отрасли требуют применения средств BI, они приживаются очень быстро и находят поддержку у самого высокого руководства. Таково положение не только в мире в целом, но и в нашей стране. По данным IDC, озвученным менеджером по ИТ-консалтингу IDC CEMA Торбеном Педерсеном, в 2004 г. объем российского рынка BI вырос на 40% (см. диаграмму) и достиг уровня 29,6 млн. долл. Доминируют на нем такие известные западные вендоры, как Business Objects, Cognos, Hyperion Solutions, Microsoft, Oracle, SAP и SAS Institute. Да и среди заказчиков преобладают крупные отечественные корпорации и холдинги (банки, страховые компании, нефтегазовые предприятия, телекоммуникационные операторы, транспортные организации).

Торбен Педерсен: "Российский

рынок Business Intelligence

растет на 40% в год"

Все чаще клиентов интересуют не сами инструменты BI, а построенные на их основе бизнес-приложения. В них с помощью тех или иных аналитических процедур решаются критически важные для бизнеса задачи: осуществляется мониторинг ключевых показателей эффективности (KPI), характеризующих качество стратегического управления компанией, сегментируется клиентская база, оцениваются кредитные риски и т. д. Учитывая это, производители средств BI предлагают специализированные шаблоны структур данных. Так, в арсенале IBM есть набор шаблонов Business Solution Templates для предприятий розничной торговли, банков, телекоммуникационных и страховых компаний. Их применение, по мнению директора по продажам ПО IBM EE/A Леонида Алтухова, позволяет снизить стоимость BI-проектов в соответствующих отраслях на 50%. Аналогичные решения под торговой маркой Industry Warehouse Studio предлагает и фирма Sybase. Много внимания уделяется организации коллективной работы с BI-инструментами в рамках персонализированных корпоративных порталов с четким разграничением прав доступа. Стираются границы между транзакционными и аналитическими системами: включение BI-процедур в транзакционные бизнес-процессы в последнее время активно пропагандируется корпорацией Oracle.

Динамика российского рынка Business Intelligence

Доклады спонсоров, в роли которых на конференции выступили крупные производители BI-систем и их местные дистрибьюторы, как правило, сводятся к рекламированию своих продуктов. Не стало исключением в этом смысле и данное мероприятие. Испытывая терпение аудитории, вендоры, как мне кажется, добиваются совсем не того эффекта, на который они рассчитывают. Впрочем, презентация новичка на нашем рынке - фирмы Sunopsis, продукты которой в России продвигает компания S&T International, вызвала активный интерес слушателей. Речь в ней шла о принципиально новой, по мнению руководителя одного из отделов S&T Алексея Ильина, технологии загрузки данных в информационное хранилище. В отличие от традиционных инструментов такого рода, Sunopsis Data Conductor не требует написания процедур извлечения, трансформации и загрузки (ETL) на каком-либо специальном языке. Вместо этого пользователь формулирует некие бизнес-правила, по которым программа автоматически строит, а затем исполняет SQL-операторы, определяющие процедуры извлечения данных из всех необходимых источников и их загрузки в БД хранилища. Фактически при таком подходе исключается промежуточное звено - сервер трансформации данных: все необходимые преобразования осуществляются SQL-средствами целевой СУБД. Не случайно в Sunopsis полагают, что их продукт следует относить не к категории ETL, а к совершенно новой ее разновидности - E-LT. Как утверждает г-н Ильин, Data Conductor обеспечивает десятикратное превосходство в производительности по сравнению с традиционными ETL-системами.

Не были забыты на конференции и BI-проекты, реализованные в ряде российских компаний. Один из наиболее интересных и масштабных - проект в "Вымпелкоме", выполненный за год силами сотрудников его ИТ-департамента совместно со специалистами IBM и "АРСТЕЛ-Консалтинга". Решение, построенное на ETL-системе Informatica PowerCenter и BI-платформе Business Objects, предназначено аналитикам, руководителям среднего и высшего звена. С его помощью осуществляется сегментация клиентской базы (пока что охвачены только корпоративные клиенты) и построение статистических моделей поведения абонентов, анализируется спрос на существующие услуги сотового оператора и разрабатываются новые, проводится анализ маркетинговых кампаний. Система, которой сегодня пользуются 450 специалистов "Вымпелкома", введена в промышленную эксплуатацию в мае нынешнего года, а объем ее информационного хранилища уже превышает 17 Тб.

Участникам конференции были также представлены BI-проекты, выполненные в Альфа-банке, "Детском мире", "Кампомосе", пивоваренной компании "Балтика" и российском представительстве концерна "Фольксваген".

Версия для печати