ОБРАЗОВАНИЕ

Прежде всего надо назвать основные причины проблем с уровнем подготовки и количеством выпускаемых в России ИТ-специалистов: это высокая процентная ставка рефинансирования; недофинансирование образования (меньше 3% от ВВП тратят на образование лишь Китай и Индонезия); высокий процент по кредитам; минимальная зарплата ниже прожиточного минимума; низкая норма амортизационных расходов. Без устранения всех этих причин кардинально улучшить подготовку российских специалистов в области ИТ невозможно. Докажем это.

Поставим себя на место ректора, у которого есть бюджетные и платные группы. В условиях недофинансирования одним их путей выживания вуза будет набор в бюджетные группы молодых людей, чьи родители могут тем или иным способом помочь - отсрочкой долгов, ремонтом, благотворительной деятельностью и так далее. В платные группы, в свою очередь, попадают опять же не самые талантливые, а способные оплатить учебу. В любом случае эти студенты заинтересованы в получении не знаний, а только дипломов, понимая, что "хлебное место" и так у них в кармане.

Из письма в редакцию

Пишет вам постоянный читатель Крюков Александр Николаевич из Рязанского высшего военного командного училища связи. В статье "Российский офшоринг: внешнее благополучие и внутренние проблемы" (см. PC Week/RE, N 36/ 2005, с. 52) Андрей Колесов пишет об отсутствии внятного анализа проблем подготовки ИТ-кадров. Как преподавателю вуза со стажем, мне эти проблемы хорошо знакомы. Статья задела меня за живое, поэтому осмелюсь предложить вашему вниманию свою точку зрения.  

В условиях кризиса образования, когда продолжительность подготовки специалиста превышает время устаревания технологии, а нормы амортизации оборудования вдвое выше времени его старения, сформировать у обучаемых конкретные навыки можно только в том случае, если компания, заинтересованная в продвижении своих продуктов, предоставит их вузу вместе с подробным описанием и фирменными учебниками. Отечественные фирмы, как правило, этого не делают, что приводит к укреплению западных образцов на российском рынке и вытеснению российских разработок.

Качественное обучение требует качественных - причем новых! - учебников. Чем уже специальность, тем глубже должна быть раскрыта тема, а значит, тем меньше тираж учебника, что обусловливает его высокую цену и быстрое устаревание. Вознаграждение автору не компенсирует понесенных им затрат - учебники пишут подвижники за ограниченное время и по широкой тематике; тонкости остаются за кадром. Ниша заполняется тиражами плохо отредактированных механических переводов описаний конкретных продуктов, время появления которых на рынке на два-три года отстает от потребности в этих описаниях.

Влияние пиратов и теневого импорта на подготовку ИТ-специалистов скорее положительное, так как уменьшает стоимость овладения новыми технологиями и способствует росту квалификации.

Отдельный вопрос - реакция вуза на потребности рынка. Чтобы в программу обучения включить новые дисциплины, необходимо получить новый образовательный стандарт за два года до его вступления в законную силу - только в этом случае вуз успеет подготовить преподавателей и учебно-материальную базу. Найти на рынке труда преподавателей со стажем по новым технологиям сложно, так как их подготовка требует инвестиций и, как правило, самому преподавателю не по карману. Перевод аспирантуры и докторантуры на платную основу еще больше обострил проблему. Не имея перспектив роста, преподаватели уходят (в российском вузе 48% преподавателей - женщины; в мире в среднем - 35%). Вместе с ними уходят неоплаченные (платят поурочно, а заинтересованные в "незаменимости" и стабильности рабочих мест не передают свои разработки) авторские курсы и методические приемы.

Сформировать у обучаемых конкретные навыки можно только в том случае, если компания, заинтересованная в продвижении своих продуктов, предоставит их вузу вместе с подробным описанием и фирменными учебниками.

Преподаватель (канд. техн. наук, доцент, 13-й разряд - 3200 руб. + премия), заинтересованный в увеличении дохода, изменяет методику преподавания курса: вместо модулей из трех-пяти лекций, семинара, двух-трех групповых занятий, практикума, лабораторной или контрольной работы он делает 20 лекций (групповых) подряд, а затем курсовую или контрольную работу - да такую, что два кандидата наук с вычислительной машиной ее два дня решают. Разумеется, большинство обучаемых в отведенное время с ней не справятся и придут к коллеге преподавателя на платную консультацию или за готовым решением. Соответственно коллега поступит аналогично в своих группах, и все (кроме студентов и работодателя) будут довольны.

Не попав в бюджетные группы и не имея возможности выплатить кредит на образование из зарплаты, часть талантливых ребят занимается самостоятельно, а затем экстерном или заочно сдает экзамены или покупает диплом. Пробелы в знаниях у таких специалистов неизбежны, а навыков обращения с новыми технологиями не может быть в принципе.

Получив (любыми способами) конвертируемый диплом, специалист устремляется туда, где платят больше, - на Запад. "Утечку мозгов" можно предотвратить административными мерами, перекрывающими России путь в ВТО, или уравниванием оплаты труда, регулярно занижаемой в бюджете.

Не найдя на рынке труда специалистов и не имея возможности подготовить их самостоятельно, мелкие фирмы покидают ИТ-рынок, что приводит к монополизму, лоббированию интересов и росту конечных цен для потребителя. Круг замыкается.

Quod erat demonstrandum*1

_____

*1 Что и требовалось доказать (лат.).