ИТОГИ

Декабрь. Уже можно подводить итоги года. Если не финансовые, то по крайней мере качественные. Так и поступила ассоциация “Руссофт”, собравшая журналистов за круглым столом. Президент ассоциации Валентин Макаров сообщил, что по результатам ежегодного исследования рынка, проведенного “Руссофтом”, общий объем экспорта российского ПО вырастет в уходящем году на 30% и составит заветную цифру 1 млрд. долл. Однако в этом миллиарде большая доля принадлежит центрам разработки, созданным западными компаниями. Он отметил, что на рынке сейчас быстрее растут крупные компании и происходит поглощение ими маленьких фирм и их ресурсов, т. е. рынок консолидируется. Увеличивается также и количество продуктовых фирм, которые подросли за этот год, косвенным свидетельством чему является увеличение числа инвестиционных сделок. Большинство игроков рынка считает, что рост данного сектора продолжится и в наступающем году. Мои прогнозы для российской софтверной ИТ-индустрии на следующий год менее оптимистичны: ее рост может вполне реально замедлиться на 5-7%. Здесь видны несколько факторов:

- возможный переток части бюджетных денег в президентские и другие национальные проекты, поскольку заложенные в них средства будут наполовину разворованы и/или окажутся явно недостаточными;

- рост количества популистских мер правительства в связи с началом предвыборной гонки, а также аккумуляция средств на выборы;

- необходимость компенсации социальной напряженности, которая будет вызвана реформами, в частности ЖКХ;

- кадровый голод;

- отсутствие политической воли и законодательных решений по таможенным и другим вопросам, которые могли бы помочь развитию ИТ-отрасли.

Андрей Кошкин -

новое лицо в структуре Мининформсвязи

Конечно, результаты года сильно зависят от того, как их считать. Поскольку в России правила подсчета раз от разу так или иначе меняются, то и результаты из года в год выглядят прекрасно. Впрочем, можно и правила не менять, достаточно “поиграть” с процентом инфляции. Но вот что интересно. Казахстан, реально растущий на 12% в год, удвоит свой ВВП уже в 2008-м. Было бы замечательно, если бы какая-нибудь компетентная комиссия Госдумы РФ проверила показатели года, выдаваемые на-гора МЭРТом.

Приукрашенные данные - проблема не только государства: итоги прошлого года, объявленные многими компьютерными фирмами прессе, зачастую были преувеличены почти вдвое. Феномен для меня неожиданный - такое практиковалось в годы, предшествующие дефолту, но потом как-то сошло на нет. Беда, если подсчеты ведутся по таким данным. Ну и вообще нужно понимать, на каком свете мы живем, и представлять, что российский ИТ-рынок по объему сопоставим с ИТ-рынком такой небольшой передовой страны, как Норвегия.

С учетом сказанного тот факт, что все крупные по российским масштабам игроки рынка диверсифицировали свой бизнес, введя в него компании по заказной разработке софта, можно только приветствовать.

От Мининформсвязи РФ на заседании круглого стола выступили недавно назначенный советником заместителя министра Андрей Кошкин и хорошо известный компьютерной прессе руководитель департамента информационного развития этого министерства Олег Бяхов. Жаркая полемика разгорелась вокруг вопроса о кадрах и образовании.

Андрей Терехов, президент компании Ланит-Терком, озвучил 13 пунктов предложений “Руссофта” относительно первых шагов, направленных на исправление катастрофического положения с подготовкой кадров в области информационных технологий. Эти предложения переданы в Мининформсвязи, откуда в январе после обработки будут направлены им в Министерство образования и науки (Минобрнауки) РФ. Если коротко, то касаются они следующего.

Участники круглого стола

 1. Создание в рамках Минобрнауки рабочей группы с участием представителей Мининформсвязи и профильных ассоциаций ИТ-бизнеса для решения обсуждаемой проблемы.

На сегодняшний день основным поставщиком кадров для индустрии является Министерство образования, не имеющее соответствующего подразделения, т. е. механизма и людей, отвечающих за это и связанных с ИТ-индустрией. Создание такого органа необходимо как на уровне министерства, так и на уровне комитетов образования/высшей школы крупных городов.

2. Стимулирование и разработка механизмов, позволяющих максимально использовать возможности дополнительного образования.

Очевидно, что развитие технологий происходит быстрыми темпами, равно как очевидна и необходимость непрерывного образования.

  3. Создание системы среднего профессионального образования.

Имеется в виду создание практически во всех средних и крупных российских городах учреждений среднего профессионального образования, готовящих техников. Пример Индии, Китая и других достигших больших успехов в данной области стран показывает, что именно эти кадры должны стать наиболее многочисленными и являться основой развития отрасли.

Для быстрого развития этой системы и успешного роста численности ее выпускников необходимы дополнительные стимулы (отсрочка от армии, пропаганда, относительная свобода в коммерческой деятельности и в построении учебных программ). Данные учреждения следует создавать при непосредственном участии профессиональных ассоциаций, которые, как потребители выпускников, должны иметь возможность оказывать влияние на учебный процесс, принимать будущих студентов на производственную практику, стажировку.

   4. Существенное увеличение приема на кафедры и факультеты, готовящие специалистов в ИТ-области.

Кадровые потребности отрасли растут опережающими темпами по сравнению с приемом в вузы на соответствующие кафедры. Основной приток кадров в последние годы осуществлялся путем их вымывания из бюджетного сектора, вооруженных сил, других регионов страны. На сегодняшний день все эти источники исчерпаны.

  5. Совершенствование программ обучения.

Чтобы обеспечить необходимую обратную связь с промышленностью, профессиональные ассоциации в области ИТ нужно привлекать к рецензированию и составлению новых программ обучения.

6. Изменения в области переподготовки молодых специалистов.

Стимулирование различных способов переподготовки групп граждан, не связанных напрямую с информационными технологиями, в том числе уволившихся из вооруженных сил и выпускников непрофильных кафедр, не имеющих возможности продолжить обучение, или просто маловостребованных специальностей. Как показывает опыт, в течение нескольких месяцев такая переподготовка позволяет готовить вполне пригодных специалистов.

7. Изменения в работе службы занятости.

Переориентация ее работы с подготовки в основном потребителей ИТ (секретарь, пользователь ПК) на наиболее востребованные сегодня на рынке труда специальности производителей ИТ (программист, тестер, системный администратор и др.). Стимулирование взаимодействия службы занятости с отраслевыми и коммерческими учебными центрами, профильными кафедрами вузов по подготовке необходимых специалистов.

8. Возрождение системы повышения квалификации.

Требуется создать условия, когда предприятиям станет выгодно тратить средства на повышение квалификации. В первую очередь это касается возможности отнесения всех видов ИТ-образования (курсы повышения квалификации, переподготовка, дополнительное образование, в том числе с выдачей второго диплома) на себестоимость.

9. Создание законодательных гарантий возвращения предприятию вложенных инвестиций в подготовку специалистов.

Сегодняшнее положение дел не дает гарантии по возмещению даже части расходов предприятий на такую подготовку. Среди возможных мер - принятие соответствующих законодательных актов, обязывающих выпускников отработать стоимость полученного ими образования; страхование затрат на подготовку кадров; предоставление государством льготных кредитов под образование; обязательность компенсации затрат на подготовку кадров новым владельцем компании в случае ее продажи предыдущими владельцами.

10. В области создания технопарков (а также “Электронной России”, других серьезных ИТ-проектов) необходимо законодательно закрепить выделение части государственных и частных инвестиций, направляемых на создание ИТ-парков, на подготовку, переподготовку, повышение квалификации персонала, в том числе на создание при ИТ-парках центров дополнительной подготовки кадров в сфере ИТ.

 11. Стимулирование преподавательского состава.

Наиболее критичной проблемой дальнейшего роста индустрии является практически полное отсутствие преподавательских кадров достаточной квалификации, имеющих необходимый педагогический опыт и практический опыт разработки ПО. Нужно ввести систему выделения персональных грантов для действующих высококвалифицированных преподавателей и для стимулирования привлечения в вузы молодых преподавателей.

12. Софинансирование наиболее удачных проектов по сотрудничеству индустрии и вузов в области дополнительного образования в ИТ.

Один из возможных механизмов - выделение государством финансирования для частичного покрытия общих затрат на организацию курсов подготовки кадров при условии финансирования со стороны частного бизнеса; частичная компенсация государством части затрат компаний на подготовку специалистов (по факту получения дипломов и сертификатов).

13. Создание условий и возможностей для развития сотрудничества вузов с коммерческими и отраслевыми учебными центрами в области информационных технологий.

К перечисленным пунктам стоит добавить еще и создание специализированной ассоциации в поддержку ИТ-образования. Однако это мое предложение по понятным причинам участниками круглого стола было встречено весьма прохладно. Объем статьи не позволяет мне остановиться на некоторых других обсуждавшихся вопросах, в частности на застрявших в Минэкономразвития предложениях по налоговым льготам для ИТ-отрасли, но замечу, что данное мероприятие заслуживает звания самого забавного круглого стола этого года.

Версия для печати