ОТРАСЛЕВЫЕ ИТ-РЕШЕНИЯ

Двухстороннее движение по пути реформирования энергетики

Под занавес года представители ИТ-сообщества энергетической отрасли вновь собрались вместе, чтобы обсудить насущные вопросы своей дальнейшей судьбы, - вторая Всероссийская конференция руководителей ИТ-служб компаний энергетического комплекса так и называлась: “ИТ-стратегия в период реформирования”.

А вопросов накопилось немало, и возникают они чуть ли не ежедневно. Вот основные из них: какое место займут информационные технологии и соответствующие структуры в новой энергетике, какими возможностями и ресурсами будут располагать? Для многих сотен сотрудников ИТ-подразделений РАО “ЕЭС России” вопросы эти - не праздные, а для работающих в удаленных от больших городов местах, где энергетическое предприятие является градообразующим, - и вовсе жизненно важные. Для отрасли в целом информационные технологии и повышение их эффективности также имеют первостепенное значение.

Реформирование РАО “ЕЭС России”, как известно, предполагает изменение модели бизнеса и организационных структур - дочерних и зависимых обществ (ДЗО), входящих в состав энергетического гиганта. В ходе этого процесса одно юридическое лицо (АО-энерго) делится на несколько, по видам деятельности (появляются, в частности, генерирующие, сбытовые и сетевые компании), которые, как предполагается, будут конкурировать (внутри своих “видовых групп”) на свободном рынке электроэнергии. При этом роль ИТ как важнейшего элемента системы управления компанией неизбежно возрастает и начинает рассматриваться как фактор конкурентного преимущества.

Леонид Спицын:

“Мировой и отечественный опыт показывает:

значительный экономический эффект достигается

при централизации ряда ИТ-сервисов”

Формирующийся рынок электроэнергии уже сегодня выдвигает новые, более динамичные требования к условиям информационного обмена и к реализации масштабных ИТ-проектов в отрасли (например, внедрение систем коммерческого учета, биллинга, Scada-систем и т. п.). Все это приводит и к необходимости адекватных преобразований в области ИТ. Именно этой цели служит разворачивающийся сегодня проект IT-Energy по структурированию ИТ в ДЗО РАО “ЕЭС России”; его реализация идет под управлением департамента информационных технологий КЦ РАО и ГВЦ Энергетики и объединяет усилия ведущих специалистов по созданию принципов сбалансированной технической политики ИТ-подразделений и единого ИТ-пространства энергетической отрасли. Предполагаемая дата завершения проекта - 1 июля 2006 г. Ключевыми задачами здесь являются:

- проведение оценки состояния ИТ в ДЗО;

- организационное оформление ИТ-служб в ДЗО;

- формирование стандартизованного перечня ИТ-услуг, необходимых ДЗО;

- разработка методики формирования бюджета на ИТ в ДЗО.

Среди целей проекта - удовлетворение растущих потребностей бизнеса в ИТ-сервисах и проектных решениях, повышение их качества; обеспечение управляемости и прозрачности ИТ, оптимизация затрат на эту сферу (как на ИТ-услуги, так и на покупку оборудования и ПО, на внедрение типовых решений); уменьшение риска потери ИТ-персонала и ИТ-компетенций. Ведущая роль в проекте IT-Energy принадлежит ГВЦ Энергетики. Его основное преимущество на сегодня - наличие отраслевых компетенций. В течение многих лет специалисты этого центра решали специфические задачи энергетики (сбор отчетности, ведение карт энергосистем, расчет потерь, оптимизация режимов и т. д.). Через ГВЦ и сегодня проходит огромный объем отраслевой информации.

В настоящее время организаторами проекта уже разработаны и внедряются стандарты на предоставление услуг и управление ими, а также подготовлена “Методика по осуществлению перехода ИТ-структур РАО “ЕЭС России” на новую модель оказания ИТ-сервиса”, позволяющая адаптировать стандарты к условиям конкретных ДЗО; проведено обучение ИТ-директоров ряда сформированных компаний. Следующее направление работ в рамках концепции - создание типовых или отраслевых ИТ-решений.

По мнению начальника ДИТ РАО “ЕЭС России” Леонида Спицына, в настоящий момент есть тенденция к реальному выделению сферы ИТ как отдельного поддерживающего вида деятельности внутри вновь образованных субъектов рынка. Большинство ДЗО рассматривают возможность выделения своих ИТ-служб в отдельные компании, а в некоторых из них процесс структурирования уже привел к созданию таких фирм, специализирующихся на обслуживании ДЗО по модели аутсорсинга.

Как правило, каждая из этих компаний тратит значительные ресурсы и время на внедрение эффективной системы управления ИТ. Есть и другие сложности в сегодняшнем положении ИТ-подразделений: необходимость резкого повышения эффективности и качества работы, потребность в масштабных инвестициях в решения и инфраструктуру, “ресурсная диета” (невозможность быстрого перераспределения/привлечения/отвлечения компетентных сотрудников); в ряде случаев кадровая политика (оплата труда, условия, численность персонала) не учитывает специфику ИТ. К тому же руководителям порой трудно даже просто выбрать форму структурирования (аутсорсинг, инсорсинг, рынок) - здесь переплетаются экономическая целесообразность, зависимость от ДЗО, наличие социальных гарантий и другие факторы.

Именно эти причины и привели к появлению на рынке энергетики профессионального ИТ-игрока - им стал ГВЦ Энергетики - как базы для формирования партнерства локальных ИТ-компаний и фирм, предоставляющих сервисы на централизованной основе (в частности, занимающихся оказанием услуг связи, хранением и обработкой данных, интернет-сервисами и т. д.), и возникновению идеи создания единого ИТ-холдинга РАО ЕЭС. Предполагается, что его организация приведет не только к укрупнению и повышению капитализации создаваемой структуры, но и позволит привлечь кредитные и инвестиционные средства в развитие централизованной ИТ-инфраструктуры энергетики.

Анкетирование участников конференции

Работа, проделанная руководством РАО “ЕЭС России” совместно со специалистами ГВЦ Энергетики, по подготовке отраслевых стандартов ИТ-структурирования энергетического рынка принесла свои плоды. Подавляющее большинство участников конференции (78%) знают об этих документах, и почти половина (41%) уже применяет их в своей работе.

Для проверки данных по применению стандартов ИТ-структурирования респондентам были заданы уточняющие вопросы. При анализе ответов на них картина оказалась не слишком радужной. Например, всего в 20% компаний специалисты прошли обучение методике внедрения отраслевых стандартов: лишь на 18% предприятий применяются соглашения об уровне сервиса (SLA) и только 10% подразделений используют в своей работе расчетно-технологические карты.

Одним из главных путей снижения затрат на закупку оборудования и ПО участники конференции считают использование различных систем электронной торговли. Почти 70% компаний имеют положительный опыт такой работы.

В настоящее время в ГВЦ уже внедряются стандарты предоставления ИТ-услуг и управления ими, помогающие этому отраслевому ИТ-центру по-новому выстроить отношения со своими заказчиками (например, с ДИТ РАО ЕЭС). Как рассказал генеральный директор ГВЦ Евгений Аксенов, в компании разработаны и внедрены компоненты системы ITSM (в частности, OLA и SLA), выстроена схема управления трудовыми ресурсами, запущена в эксплуатацию централизованная служба технической поддержки НР Service Desk, разработана и согласована с бизнес-единицами схема структурирования ИТ-холдинга, реализованы первые пилотные проекты по следующим направлениям:

- реорганизация ИТ-служб в “Алтайэнерго”, где ИТ-подразделения выделены в отдельную компанию, а ГВЦ возьмет на себя функции единоличного исполняющего органа;

- организация совместной деятельности с ОАО ФСК по реализации ИТ-проектов на базе филиала ГВЦ Энергетики.

В рамках этих проектов отрабатываются помимо прочего и организационно-правовые формы сотрудничества. Этот опыт также может быть полезен для ДЗО.

“Важно, что ГВЦ Энергетики в этой деятельности не выступает в качестве отраслевого монополиста по ИТ, а является полигоном для отработки технологий взаимодействия в сфере ИТ в разных организационных формах, - подчеркнул г-н Аксенов. - Некоторые предприятия холдинга уже обращаются к нам с предложениями о совместной деятельности, есть заинтересованность в этом и со стороны руководства бизнес-единиц, подтвержденная подписанными с ГВЦ меморандумами”. Одним из направлений деятельности в рамках концепции структурирования ИТ-сферы является создание типовых или отраслевых решений. На это, кстати, работает и идея холдинга - совместными усилиями легче определить требования к таким продуктам. Пока же многие проекты выполняются ценой большого напряжения сил отдельных групп разработчиков. Подобным образом, по словам директора службы заказчика управляющей компании “ГидроОГК” Юрия Тинякова, создавалась ИС для энергопредприятий Волжско-Камского каскада (в него входит 9 ГЭС), основой которой стало решение для управления фондами и активами (ЕАМ). Как показал опыт, проект внедрения EAM обязательно подразумевает изменение системы управления, т. е. изменение принципов и информационной основы принятия решений, распределения ответственности, а также отношений с поставщиками и подрядчиками. Из реальной практики известно, что и общение с внешними поставщиками ИТ-решений оптимизируется, если несколько однотипных энергопредприятий консолидируют совпадающие потребности в ПО и услугах. Так, в нынешнем году компания КРОК реализует крупный проект по созданию и модернизации автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ) для крупнейших энергетических станций Волжского бассейна. Наличие таких систем является обязательным требованием при выходе предприятия на оптовый рынок электроэнергии (ОРЭ), поэтому проблема технологического обеспечения работы на ОРЭ сейчас очень актуальна. В настоящее время внедрение АИИС КУЭ на крупнейших энергетических предприятиях затруднено из-за меняющихся инфраструктурных условий, сложной процедуры оформления и согласования документации, возрастающих требований к системам учета. В 2006 г. РАО ЕЭС планирует завершить переход к новой модели рынка электроэнергии, в связи с чем многие будущие участники рынка начали вводить или модернизировать системы учета.

Проект для ГЭС Волжского бассейна - Камской, Нижегородской и каскада верхневолжских гидроэлектростанций - стартовал в марте нынешнего года; в ноябре АИИС КУЭ введены в опытную эксплуатацию на всех ГЭС и готовятся к испытаниям на соответствие техническим требованиям ОРЭ. Организатором конкурса по выбору исполнителя и заказчиком проекта выступила управляющая компания “Волжский гидроэнергетический каскад”, она же выбрала типовые технические решения, которые внедрялись на всех станциях. Унификация ИТ-решений выгодна для электростанций, ведь это - возможность сохранить инвестиции, сэкономить время и сократить затраты других ресурсов на внедрение систем. К тому же сходные проекты проще контролировать, а кроме того, опыт внедрения на одной станции используется при внедрении на другой, что ускоряет выполнение проекта, страхует от лишних ошибок, упрощает эксплуатацию готовых систем.

Одним из подпроектов, реально демонстрирующих выгоды объединения, стала для ГВЦ Энергетики организация Центра отраслевых поставок (ЦОП). Его основные функции: сбор, обработка и консолидация планов закупок ИТ-оборудования и ПО от РАО “ЕЭС России” и ДЗО для оценки объемов поставляемой продукции; проведение переговоров с производителями ИТ-оборудования и ПО с целью согласования корпоративных цен, скидок и условий для холдинга на закупки ИТ; организация каналов поставки; подготовка программ финансирования и кредитования, реализуемых в рамках корпоративной программы; постоянное информирование всех предприятий отрасли о возможности приобретения ПО и оборудования в соответствии с корпоративной программой, о специальных корпоративных скидках и пр. При этом схемы поставок оборудования и ПО возможны самые разные - как через ГВЦ, так и через местных реселлеров и интеграторов (корпоративные скидки при этом сохраняются). Уже сегодня ЦОП имеет договоренности с ведущими российскими и зарубежными вендорами о специальных условиях при организации крупных отраслевых закупок.

Подводя итоги конференции, Евгений Аксенов подчеркнул, что многие ИТ-структуры энергетических компаний уже сегодня являются серьезным капитализируемым активом и, следовательно, могут в будущем вырасти в самостоятельный бизнес, располагающий своими ноу-хау и уникальными компетенциями и оказывающий услуги не только предприятиям электроэнергетики, но и другим заинтересованным клиентам на внешнем рынке.

Версия для печати