Компания HP намерена утвердиться на российском рынке цифровой фотосъемки и фотопечати

ЦИФРОВОЕ ФОТО

До сих пор попытки выхода на рынок цифровых фотокамер в России для Hewlett-Packard (www.hp.ru) заканчивались неудачами. В компании объясняют это тем, что прежде не уделяли данному направлению серьезного внимания, поскольку российский рынок цифровой фотографии "несколько отстает" в своем развитии от европейского. Так, по информации HP, для последнего характерно 30-процентное проникновение цифровых фотокамер (т. е. подобными аппаратами обладают 30% западноевропейских семей); в нашей же стране этот показатель в среднем составляет 2% (хотя в отдельных регионах он, конечно, выше - например, в Москве достигает 11%).

В России, по словам регионального менеджера по развитию рынка розничных устройств HP Лютца Кляйна, основные свои усилия компания концентрировала на завоевании лидерства на рынке традиционной офисной, а не фотопечати. К просчетам он отнес, в частности, прежнюю тактику продвижения цифровых фотоаппаратов через привычный для компании ИТ-канал, равно как и то, что HP не адаптировала свои изделия под потребности российского рынка (например, ее фотокамеры не снабжались интерфейсом и руководством пользователя на русском языке).

Лютц Кляйн:

"Наши ближайшие цели предполагают завоевание лидерства в сегменте

компактных фотопринтеров и вхождение в шестерку ведущих

на российском рынке поставщиков цифровых фотокамер"

Учитывая ошибки прошлого, HP более основательно подготовилась к новой атаке на рынок цифровой фотографии, рассчитывая "ударить" сразу по двум направлениям - цифровых фотокамер и компактных фотопринтеров. Как подчеркнул г-н Кляйн, для выхода компании в соответствующие сегменты наступил благоприятный период. По его словам, в настоящее время российский рынок находится на этапе активного роста, который продлится еще по крайней мере пару лет.

По оценкам аналитического агентства IDC, к концу нынешнего года в нашей стране должен быть достигнут почти 90-процентный прирост продаж цифровых фотокамер (по сравнению с прошлогодним показателем; в денежном выражении соответствующее увеличение составит около 66%). Как прогнозируют аналитики, рынок цифровых фотокамер сохранит рост до конца текущего десятилетия, хотя и с постоянным замедлением темпов, которые снизятся до 21% в натуральном исчислении (следует заметить, что изменение прироста в денежном выражении будет характеризоваться более сложной зависимостью - то уменьшаясь, то вновь возрастая в зависимости от структуры спроса и уровня цен на цифровые фотоаппараты). Объем российского рынка цифровых фотокамер в 2009 г. достигнет свыше 5,2 млн. устройств, или почти 1,2 млрд. долл. (в 2005-м соответствующие показатели должны составить примерно 2,4 млн. штук и 800 млн. долл.).

Как свидетельствуют исследования IDC, в третьем квартале уходящего года пятерка ведущих поставщиков на рынке цифровых фотоаппаратов в нашей стране выглядела следующим образом: на долю Sony приходилось 19% объема продаж (в количественном выражении), Olympus - 18%, Canon - 16%, Nikon - 9%, Samsung - 7% (совокупная доля остальных поставщиков - 31%), причем по сравнению со второй четвертью 2005-го среди пятерки лидеров увеличение сбыта продемонстрировали лишь фирмы Sony и Olympus.

Здесь, правда, следует отметить, что другая аналитическая компания - ITResearch, приводит несколько иные данные о рыночных долях и позициях ведущих вендоров. По мнению российских экспертов, безусловным лидером рынка цифровых камер остается компания Canon, на долю которой в III квартале пришлось почти 24% всех проданных устройств. Последующие три места заняли компании Sony (13,4%), Olympus (11,6%) и Nikon (11,3%).

Опираясь на данные о текущей ситуации на российском рынке цифровых фотокамер, а также о его прогнозируемом потенциале, Лютц Кляйн констатировал: "Для нас все это означает неплохую возможность выхода на данный рынок, конечно, при наличии достойного портфеля продукции и хороших партнеров".

Нынешний продуктовый ряд компании составляют компактные фотоаппараты, полностью локализованные для России. По словам г-на Кляйна, HP теперь уделяет большее, чем прежде, внимание дизайну аппаратов (в частности, использует большие ЖК-дисплеи, высококачественные материалы для корпуса и других компонентов), а также соотношению их цены и ценности для пользователя (в фокусе разработчиков компании находится, например, набор функций, позволяющих обрабатывать фотоизображения непосредственно в самой камере). Помимо этого стратегия HP подразумевает поставку решений для печати и обмена фотографиями.

Что касается другого направления бизнеса - продажи компактных фотопринтеров, то Hewlett-Packard и здесь видит немалый потенциал, правда, опираясь при этом не на российские реалии, а на общемировую статистику. Согласно последней, в прошлом году пользователями цифровых фотокамер было сделано около 60 млрд. снимков; по прогнозу же на 2008-й, это количество возрастет в четыре раза (до 240 млрд.), причем более половины фотоизображений будет напечатано на домашних фотопринтерах. Как заметил Лютц Кляйн, в некоторых европейских странах, в частности в Великобритании, уже более 50% продаваемых печатающих устройств составляют компактные фотопринтеры.

Движущими силами развития данного сегмента (компактных фотопринтеров) являются рынки цифровых фотоаппаратов и мобильных телефонов со встроенными фотокамерами. Продажи таких камерофонов динамично растут, причем появляются все новые устройства с оптическим разрешением не менее 2 мегапикселов, что позволяет получать фотоснимки приличного качества (в 2007-м их доля должна составить 80% от общего объема продаж камерофонов).

В России HP решила работать на рынке цифровой фотографии через выделенного партнера, который был определен по итогам специального конкурса. Его победителем стала дистрибьюторская фирма Denco (www.denco.ru), специализирующаяся на поставках носителей информации, расходных материалов, мультимедийной продукции и оборудования для цифровой фотографии. Заключив соглашение, специалисты HP и ее российского партнера разработали на ближайшее пятилетие совместную стратегию продвижения оборудования для цифровой фотографии.

Дистрибьюторская компания займется продажей цифровых фотокамер и компактных фотопринтеров (как отдельных устройств, так и комплектов в составе цифрового фотоаппарата и печатающего устройства), задействуя при этом все типы каналов сбыта - розничные продажи (в том числе крупные торговые сети), дилерский, специализированные фотокомпании, продавцов мобильных телефонов (в последнем случае речь идет о фотопринтерах, которые могут печатать непосредственно с телефонов).

Как отметил генеральный директор Denco Денис Саутин, в следующем году фотопродукция HP станет для российского дистрибьютора приоритетной. "Мы будем полностью ориентироваться на наших клиентов, предоставляя им максимально выгодные условия, в том числе финансовые", - пояснил он политику своей фирмы. Хотя подписанное соглашение не является эксклюзивным, Denco, по словам г-на Саутина, имеет перед другими прямыми партнерами HP преимущество, поскольку может закупать оборудование вендора по более низким ценам.

Денис Саутин:

"В этом году наш давний партнер Hewlett-Packard

открылся с новой стороны - как поставщик

оборудования для цифровой фотографии"

Опираясь на помощь Denco, компания HP намерена стать ведущим брендом в области цифровой фотографии. Лютц Кляйн пояснил, что это подразумевает достижение двух целей: во-первых, завоевание лидерства в сегменте компактных фотопринтеров, а во-вторых, вхождение в шестерку ведущих на российском рынке поставщиков цифровых фотокамер (в 2006-м компания намерена занять в соответствующем сегменте не менее 5%). Как считает Денис Саутин, основными конкурентами для фотоаппаратов HP (в средней ценовой категории) будет продукция таких фирм, как Samsung, Kodak, Olympus и Pentax.

"Цифровая фотография представляет одно из стратегических направлений бизнеса HP в России, - подвел итог г-н Кляйн. - Наша компания предлагает сбалансированный по критерию цена/качество продуктовый портфель, который способен удовлетворить потребности 80% потенциальных покупателей на рынке цифровых аппаратов".