19 сентября 1996 года в ЦЭМИ РАН состоялся семинар "Российские некоммерческие сети на базе технологии Internet" Регионального общественного центра Интернет-технологий (РОЦИТ). Он был посвящен проблемам создания национальной Сети, которая свяжет учебные и научные организации во всех (в идеале) регионах России. Наиболее принципиальные стратегические вопросы создания такой Сети были изложены в докладе В. В. Бойко (Миннауки РФ).

 

Г-н Бойко выделил пять основных разделов в программе создания национальной Сети. Первый  -  это, как и положено, разработка системного проекта и нормативной базы. Второй  -  создание "скелета", состоящего из региональных высокоскоростных сетей передачи данных, и объединение этих опорных сетей на базе наиболее передовых технологий (упоминался, в частности, ATM). Третий  -  совершенствование межрегиональной структуры и создание "точек доступа" к сетям. В качестве примера был приведен широкополосный (2 Мбит/c) канал между Москвой и Санкт-Петербургом, различные спутниковые каналы и т. д. Четвертый раздел  -  информационное наполнение складывающейся сети, разработка распределенных компьютерных систем и баз данных. Это направление было названо основным в планируемой инфраструктуре. Уже имеются базы данных по естественным наукам, математике, физике и другим направлениям. Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) оказывает существенное содействие в предоставлении информации по самым различным темам.

 

Одним из принципиальных моментов, влияющих на развитие фундаментальных исследований, является создание суперкомпьютерных центров распределенного доступа. Их использование актуально для многих научных направлений. Например, в молекулярной биологии, насколько мне известно, обещана Нобелевская премия за решение проблемы моделирования процесса скручивания сложных молекул (нахождения оптимальной трехмерной упаковки, которая в реальных условиях происходит за 0,1  -  1 с, а на компьютерах пока удалось смоделировать только наносекундный кусочек процесса, который растягивается на недели машинного времени).

 

В США таких центров пять, в Англии два, сколько их в России, я не понял,  -  конкретная цифра не прозвучала, но упоминался центр в Санкт-Петербурге, планируется создание подобных центров при ВЦ РАН, в МГУ и в Новосибирске.

 

Пятый, и последний, раздел программы  -  обеспечение доступа к сети конечных пользователей. Решение этого вопроса возлагается непосредственно на региональные сети.

 

Некоторые выступающие отметили, что определенная инфраструктура, в основном на базе университетов и крупных институтов, уже имеется, и проблема нередко заключается в том, что разные подразделения одной и той же организации работают с разными провайдерами по разным линиям. Гораздо выгоднее организовать один широкополосный канал, магистральную опорную сеть, соединяющую опорные точки (Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск), а вокруг них группировать местные сети по региональному принципу.

 

В дальнейших выступлениях прозвучало немало упреков в адрес государства, обещавшего выделить на финансирование данного проекта сумму, примерно эквивалентную 25 млн. долл. (приблизительно столько же выделил Фонд Сороса), и выполнившего свои обещания только на 10%. Поэтому предлагались альтернативные решения по созданию неприбыльных (non-profit) сетей и предоставлению выхода в Сеть коммерческим организациям за плату, которая бы целиком шла только на поддержание и развитие инфраструктуры сети. Это, конечно, в некоторой степени позволит решить финансовые проблемы, однако, с другой стороны, соросовские деньги подобным неприбыльным сетям предоставляться не будут. В такой ситуации наиболее актуальным становится вопрос о юридической основе проекта создания национальной некоммерческой сети. Что понимать под словом "некоммерческая"? Так, если научные организации будут официально предоставлять время по ценам в 6 - 8 раз ниже, чем у широко известных коммерческих провайдеров, то им сразу прекратят финансирование и перекроют каналы связи, которые подчас арендуются у тех же провайдеров. Кроме того, невысокий уровень безопасности в научных сетях не позволяет ими активно пользоваться крупным коммерческим структурам.

 

Но в реальной жизни все обстоит немного по-другому. Известно несколько примеров коммерческого использования академических сетей. В частности, дочерняя фирма одной общеобразовательной структуры бесплатно пользуется выходом в Интернет через своего учредителя  -  и там, и там одни и те же люди. Или сетевое время продается только за наличные, о чем высокое начальство не догадывается.

 

Однако, в отличие от обычного компьютерного пиратства, в области Интернет это все-таки исключения. Не стоит, наверное, применять репрессивные меры к организациям, занимающимся чисто научными исследованиями, только из-за их желания получить деньги для развития собственной инфраструктуры. Ведь они пытаются заработать деньги, которые должны быть предоставлены государством и которых, похоже, ждать придется еще очень долго. Рассчитывать остается лишь на собственные силы. И судя по тому, что в РОЦИТ поступает очень много заявок от желающих вступить в его ряды, будем смотреть на перспективы развития национальной некоммерческой сети с осторожным оптимизмом.

 

Телефон РОЦИТ: (095) 332-4852.

 

Сергей Бобровский

Версия для печати