Среди людей С тех пор, как Билл Ларсон стал исполнительным директором, он играет в заключение сделок, смеется над конкуренцией и осуществляет ...

 

ЧЕЛОВЕК-РАКЕТА:Когда Билла Ларсона пригласили в McAfee, квартальный

оборот компании составлял всего 5 млн. долларов. Сейчас он вырос в шесть раз

Когда газетные заголовки кричали о том, что корпорация McAfee купила на миллиард долларов акций корпорации Cheyenne Software, у большинства реакция была примерно такая: “Миллиард долларов? Должно быть, опечатка”. О McAfee помнят в основном как о боязливой компании, производящей условно бесплатное антивирусное ПО, которая, завоевав 15-минутную славу во время великой антивирусной игры 1992 года в Микеланджело, снова вернулась к облику третьесортной фирмы. Было трудно представить, как такой на первый взгляд аутсайдер мог позволить себе миллиардную сделку.

 

Будьте готовы расстаться с таким образом McAfee. То, что произошло с этой компанией после события в Микеланджело или, вернее сказать, в последовавшем за ним году, когда вновь выпущенные акции этой компании с $14 упали до $6,  -  классическая история о преображении в мире разработки ПО. Компания, у которой, казалось, не было никакого будущего, вдруг “взлетела” к высотам бизнеса.

 

Капитан этого “звездолета”  -  Билл Ларсон, прежде занимавшийся маркетингом ПО в корпорации Sun Microsystems и приглашенный в 1993 году на должность исполнительного директора McAfee. Он заменил на этом посту основателя компании Джона Макэфи. Вскоре Ларсон привлек небольшой, но устойчивый источник наличных средств McAfee от продажи антивирусных продуктов. Он использовал этот источник для ряда возрастающих по стоимости приобретений. Ларсон поставил перед собой задачу расширить работу McAffee на быстро растущем рынке ПО управления сетями. На сегодня он совершил уже пять покупок. Cheyenne должна стать шестой и при этом самой крупной. Ларсон оттягивал сделку до тех пор, пока он и исполнительный директор Cheyenne Рэй-Джейн Хуай не провели странный, в стиле школьных телесериалов, публичный обмен “да” и “нет” о том, принесет предложение пользу или навредит.

 

Комизм ситуации был в том, что именно благодаря талантам Ларсона McAfee смогла вообще сделать предложение Cheyenne. Хотя Ларсон первый, кто заявляет, что стратегия расширения  -  не плод его стратегического гения. Напротив, она была навязана конкурентами, подобными корпорации Symantec, предпринявшими такие шаги прежде McAfee. Ларсон вспоминает: “Всего через две недели после выхода на работу я ощутил, что попадаю под огромное давление”.

 

Кто, достигая цели, печется о средствах? Когда Ларсон пришел в McAfee, квартальная прибыль составляла 1,8 млн. долл. при продажах в 5 млн. долл., но за первый квартал этого года чистый доход по операциям приблизился к 9,3 млн. долл., а оборот вырос в шесть раз. Цена на акции компании в середине мая составляла $40 за штуку, что соответствует рыночной стоимости компании в 1 млрд. долл. Такие цифры позволяют Ларсону расплачиваться за приобретения акциями, а не наличными. Хотя McAfee всячески афиширует свои, на самом деле незначительные, производственные связи с Internet, во всем, что происходит с акциями компании, наблюдается влияние Internet-мании. Отношение их цены к прибыли приблизительно равно 30 и практически не изменялось за время последних событий.

 

Ларсон получил степень магистра бизнеса и делового администрирования в Уортоне, степень в области юриспруденции в Стэнфорде, и у него гораздо лучшая организационная подготовка, чем у его основных конкурентов в технологиях. Его манера держать себя далека от академической: Ларсон преподносит себя, как студент, удравший из колледжа в отдел продаж, а оттуда лишь благодаря своей энергии проложивший себе путь наверх.

 

Но и добравшись до вершины, Ларсон не прекращает движения. Он мобилен настолько, что его трудно застать в кабинете.

 

“У Билла масса таких свойств, которые могут стать опасными, если их довести до крайности,  -  шутит Джон Пауэрс, аналитик фирм Robertson и Stefens, поклонник Ларсона.  -  Слушать его чрезвычайно занимательно; в самом деле, ни с одним исполнительным директором, кроме него, нельзя так приятно поговорить”. По словам Пауэрса, Ларсон обладает “мощным видением”, вырастающим из “острого восприятия финансовой реальности”.

 

Ларсон способен оценить, когда стоит ввязываться в бой, а когда лучше отступить. Когда Ларсон отменил поединок с Cheyenne, то в течение многих месяцев он был поглощен “перестрелкой” с Symantec и ее исполнительным директором Гордоном Юбенксом. Эти две фирмы всегда обвиняют друг друга в неправильном маркетинге. Ларсон, по-видимому, считает, что сможет получить некоторые преимущества в бизнесе путем публичного понукания своего более известного соперника. “Мы воплотили в жизнь их стратегию”,  - заявил он и рассказал почти с гордостью о случае, когда Юбенкс, по его словам, отказался пожать ему руку. Юбенкс отвечает, что не может представить, что когда-либо сделал это. На замечание о том, что Ларсон подобен пчеле у него под шляпой, Юбенкс ответил: “Он работает очень хорошо, и я уважаю его за это. Он преследует меня? Это абсурд”.

 

Все эти словесные баталии ведутся не только за рынок антивирусных продуктов, но за другой, потенциально еще больший рынок ПО управления сетями. Годовые продажи в этой области составляют на сегодня 540 млн. долл. и к 2000 году, по прогнозам корпорации International Data, удвоятся. На этом рынке Ларсона ждут несколько более знаменитых конкурентов  -  не только Symantec, но и Microsoft, Novell, Intel и Seagate. Тем не менее аналитики отмечают, что Ларсон сделал McAfee достойной участницей рынка управления сетями  -  она сейчас находится на третьем месте. “McAfee ожидают очень хорошие времена,  -  говорит аналитик корпорации Forrester Research Уэйвер Дойч.  -  Компания владеет мощным комплектом индивидуальных технологий. Чтобы выйти вперед, ей нужно объединить их в изящно интегрированном продукте”.

 

Инженеры у Ларсона работают именно над этим. В то же самое время Ларсон оценивает возможности новых приобретений; они, как он обещает, будут полезны. Когда в следующий раз Ларсон заключит миллиардную сделку, никто не подумает, что это опечатка.

 

Ли Гомес

 

Ли Гомес  -  независимый журналист из Сан-Франциско

 

Резюме

 

Уильям Л. Ларсон

 

Возраст: 40 лет.

 

Должность: председатель, президент и исполнительный директор корпорации McAfee International.

 

Образование: Получил степень магистра бизнеса и делового администрирования в Уортоне в 1977 г. и степень в области юриспруденции в Стэнфорде в 1980 г.

 

Служебное продвижение: Bain & Co, Spinnaker Software, Apple, Sun Microsystems. Перед приходом в McAfee  -  вице-президент по продажам и маркетингу корпорации SunSoft.

 

Личные качества: Любит ли он заключать сделки? Подумайте над плакатом в его офисе: “Ничего не происходит, пока кто-нибудь чего-то не продаст”.