Я люблю этот город вязевый...

 

Сергей Есенин

 

Столица России готовится к большому празднику  -  своему 850-летию, до которого остался ровно год. Мы пока еще не представляем всех масштабов готовящегося празднества, но судя по объемам запланированных и выполняющихся работ, это событие будет грандиозным во всех отношениях.

 

Становится нормой, что большие проекты в любой области деятельности требуют предварительного информационного планирования, и чем масштабнее проект, тем детальнее должна быть соответствующая модель. В Москве разработкой и внедрением такой модели как на чисто информационном, так и на компьютерном уровне занимается Научно-технологический Центр (НТЦ) Института развития Москвы (ИРМ), дочерняя фирма института. Если профиль ИРМ  -  это преимущественно теоретические и концептуальные вопросы развития нашего города, то специализация НТЦ заключается в реализации прикладных и коммерческих проектов, соответствующих профилю института.

Слева направо: Е. Мамышева, С. Ковтуненко,

В. Моисеев, С Бачурина.

"Мы очень хорошо знаем Москву"

 

Руководителями Центра являются Сергей Ковтуненко  -  директор, Владимир Моисеев  -  технический директор и Елена Мамышева  -  заместитель директора по внедрению. Научный руководитель  -  Светлана Бачурина, главный специалист отдела 1-го заместителя Премьера Правительства Москвы. Вся нижеприведенная информация является сокращенным переложением нашей совместной беседы.

 

В рамках программы подготовки к празднованию 850-летия Москвы НТЦ разработал и успешно эксплуатирует информационную систему для контроля за ходом этой подготовки. Сама система предназначается для значительно более общих целей, и такое "предпраздничное" ее использование  -  лишь небольшая часть глобального плана по созданию системы информационного взаимодействия в Москве.

 

Почему для реализации столь масштабного проекта был выбран именно НТЦ? Прежде всего потому, что сотрудники Центра очень хорошо знают город с точки зрения решаемой задачи. Еще с 1991 года они занимаются самыми разными вопросами, связанными, в частности, с анализом методологии создания и прохождения документов по различным темам, и хотя теоретические работы в этой области почти не финансировались, но они позволили НТЦ накопить очень богатый опыт в данной области. Дело в том, что все постановления и прочие официальные бумаги должны удовлетворять определенным формальным требованиям, и сотрудники Центра заявляют, что они умеют работать с документами, собирать соответствующую информацию в специальном формализованном виде, а главное, обладают собственной оригинальной технологией организации процесса делопроизводства.

 

Разработанная технология, имеющая конкретную компьютерную реализацию, точнее всего может быть названа информационно-регистрационно-контрольной системой. Сегодня она успешно используется для сбора и обработки данных по 26 программам подготовки столицы к празднованию. В их число входят "Комплексная программа благоустройства и реконструкции территории города", программы по информационной политике, культурному обмену, спортивным мероприятиям, подготовке потребительского рынка и сопутствующих услуг, приему и обслуживанию гостей, обеспечению правопорядка, социальные, экологические программы и т. п.

 

Заказчиком данного проекта выступает Департамент экономической политики и развития города Правительства Москвы. Система эксплуатируется с 1 января 1996 года. Основная цель  -  обеспечение оперативного контроля за выполнением программ и принятых постановлений Правительства Москвы на самых разных уровнях. В частности, раз в квартал на заседаниях Правительства Москвы используются подробные отчеты о ходе подготовки к юбилею, полученные с помощью разработанной НТЦ системы.

 

Эта система является открытой и легко адаптируемой. Однако сотрудники НТЦ особо подчеркивают, что не просто передают готовую к использованию компьютерную программу, а помогают внедрить технологию ее использования, чтобы клиент сам мог настраивать и дорабатывать ее под свои конкретные нужды. Кроме того, к самим детально описанным технологиям прилагаются образцы нормативных документов, регламентирующих все мыслимые аспекты деятельности.

 

Москва по статистике сегодня самая информатизированная корпорация в России (а именно такой подход к нашему городу  -  как к гигантской корпорации  -  исповедует НТЦ). В ней на каждых трех чиновников приходится по одному персональному компьютеру. Основная проблема заключается в том, что имеющиеся во многих государственных структурах более-менее законченные информационные системы, как правило, совершенно разрозненны. Бухгалтерия  -  обычно "1С", программы для других задач могут быть самыми "разношерстными", как купленными, так и написанными собственными силами под различные платформы. Чтобы создать новую большую систему с рядом дополнительных возможностей и внедрить ее промышленно, по оценкам специалистов НТЦ, потребуется не менее четырех лет. За это время разрабатываемое программное обеспечение морально устареет, так и не успев появиться на свет. Подход специалистов НТЦ к решению подобных проблем иной. Они считают, что ломать ничего не надо, достаточно просто проинтегрировать все имеющиеся информационные системы предприятия в одно целое на базе определенной формальной технологии.

 

Для интеграции множества различных пакетов необходимо решить такую задачу, как формализация протоколов общения. В дальнейшем проблемы переходят в чисто техническую плоскость, когда надо просто согласовывать и модифицировать получаемую информацию в соответствии с внутренним форматом конкретной системы. В качестве базового продукта для реализации данной технологии была выбрана Lotus Notes. С ее помощью можно легко интегрировать многоплатформные системы, например сети, состоящие из PC и Mac-ов с работающими на них программами, путем добавления к сети еще одного компьютера с разработанной НТЦ системой. Lotus Notes была выбрана потому, что, по единодушному мнению всех сотрудников Центра, она поддерживает очень мощные средства электронной почты, интегрированные с базой данных. При нынешнем качестве телефонной связи работать, например, с централизованной базой в режиме on-line с удаленных терминалов практически невозможно из-за постоянных сбоев. Поэтому сотрудники на местах просто вводят информацию в систему в любое удобное им время, а поддержка целостности главной базы, внесение в нее изменений и учет всех модификаций на клиентских местах происходит быстро, автоматически и без вмешательства человека, причем объемы передаваемой информации для согласования изменений значительно меньше, чем при работе в режиме удаленного подключения к базе. Размер всей базы в итоге оценивается в несколько гигабайт.

 

Сбор информации происходит очень просто, путем заполнения экранных форм. При этом Lotus Notes допускает разграничение доступа на уровне поля. Например, если некий объект описывается 300 полями, что встречается в городских информационных системах в Москве довольно часто, то для каждого из клиентских мест можно указать конкретные поля, в которых ввод или редактирование разрешены или запрещены.

 

Понятно, что данная система должна базироваться на некоей модели. Сотрудники НТЦ считают, что решаемая ими задача наиболее оптимально описывается информационной моделью. Структура и принципы управления таким огромным объектом, как Москва, постоянно меняются, появляются и исчезают функциональные задачи, поэтому функциональный подход к созданию соответствующей модели, по их мнению, не годится. В НТЦ разработана технология описания процессов делопроизводства и создана специальная информационная модель города для решения функциональных задач управления.

 

Такой подход имеет ряд принципиальных особенностей. В нем заметно проявляется российский менталитет. В разговоре я сослался на фирму IBS и ее методологию создания информационных моделей делопроизводства, когда из формального описания можно автоматически "вытаскивать" все  -  вплоть до должностных инструкций  -  путем анализа цепочек взаимосвязей, но представители НТЦ не согласились с таким подходом. По их мнению, сегодня в России метод руководства в подавляющем большинстве компаний авторитарный, и если тот или иной руководитель решил самостоятельно принять некое оперативное решение, то он "ломает" всю формальную цепочку, не дожидаясь оформления и визирования соответствующего документа и завершения всего процесса согласования в "установленном порядке", когда документ обрастает множеством "собачек". Начальник просто подписывает его и сразу отдает на исполнение. В качестве наглядного примера Елена Мамышева предложила такую ситуацию. Допустим, главному редактору PC Week/RE необходимо срочно поместить некую оперативную информацию в уже готовый к верстке номер. Будет ли он пропускать свой материал через цепочку согласований: литературная редакция, корректоры и т. д. и сопровождать его "собачкой"? По мнению Елены, конечно, нет. Он просто даст указание (скорее всего, устное), и материал будет помещен в нужный номер. Таким образом, обычные формальные описания "цепочек" получаются малоэффективными, так как на практике они постоянно не выполняются.

 

Оригинальное информационное описание города, созданное в НТЦ, базируется на регистрационно-учетной модели, контролирующей процесс регистрации объектов на основании документов ("нет бумажки  -  нет человека"), и операций над ними. Для учета авторитарного метода управления создана модель соответствующего информационного описания в виде "звезды" адекватно реальной ситуации. В центре расположен руководитель, и от него уходят связи к исполнителям, которые, в свою очередь, тоже могут быть раскрывающимися "звездами", что создает многоступенчатую иерархическую систему подчиненности.

 

А самое главное, в структуре информационной модели описания сложных объектов для регистрации и учета были выделены два важнейших момента. Во-первых, надо знать, где рождается объект, и, во-вторых, необходимо иметь его строгое формальное описание, для чего требуется единая классификационная система.

 

Праздник 850-летия Москвы был выбран в качестве крупного пилот-проекта по интеграции разноплановой информации и проверке предложенных технологий на практике для дальнейшего использования в реализации главного масштабного проекта по информатизации столицы.

 

Немало слов было сказано сотрудниками НТЦ и о своей программе-"любимчике"  -  "Электронной канцелярии", имеющей более 600 инсталляций.

 

До сих пор по "Канцелярии" не поступило ни одной жалобы, приходят только благодарности и технические вопросы по работающим версиям, первые из которых были выпущены еще пять лет назад и успешно функционируют. Такое качество своей продукции сотрудники объясняют тем, что очень любят пользователя или, другими словами, хорошо продумывают модель деятельности, максимально приближенную к нуждам клиента. У НТЦ нет практически ни одного реального конкурента в данной области, что подтверждает правильность выбранной ими идеологии, заложенной в программу.

 

Особое внимание в "Канцелярии" уделяется работе с формализованным описанием документов. Для чиновника очень важно иметь возможность осуществить такую операцию, как "поднять переписку". При этом с помощью поиска по ключевым словам в базе находятся нужные документы по нужной теме, и благодаря продуманной системе взаимосвязей между формализованными описаниями ("карточками") документов можно легко просмотреть всю переписку по интересующему вопросу, включая сами тексты.

 

"Сейчас готовится к выпуску новая распределенная версия под названием "Рассылочная канцелярия" для контроля и учета исполнения документов в крупных корпорациях, создаваемая на базе Lotus Notes,  -  говорит Елена Мамышева.  -  Однако процесс инсталляции наших "Канцелярий" немного отличается от процесса инсталляции программных продуктов других компаний. При покупке нашей программы мы обязательно приглашаем канцеляристку и системного администратора и в течение пяти дней обучаем их работе с продуктом. Причем акцент делаем не столько на умении работать за компьютером, сколько на помощи человеку в настройке "Канцелярии" на особенности работы их организации  -  на конкретный документооборот".

 

Интересно, что сотрудники НТЦ считают понятие "документооборот" некорректным, хотя сами не раз употребляли его, может быть, в несколько другом контексте. Документы, по их убеждению, оборачиваться не могут! Каждый документ хранится в специальной библиотеке, и после того как он "родился", т. е. был подписан, никаких изменений с ним происходить не может и не должно. Документ из библиотеки разрешается лишь просматривать. Если необходимо на его основе создать новый документ, используются его копии  -  черновики.

 

Сотрудники НТЦ постоянно принимают участие в отечественных и зарубежных семинарах, посвященных информационным технологиям, а также организуют свои собственные. Узнать о них подробнее можно, обратившись в НТЦ.

 

В разговоре выяснилось, что конкуренты нередко обвиняют НТЦ в популяризаторстве. Однако ничего плохого в этом слове сотрудники Центра не видят и даже готовы организовать семинар на тему "Методика популяризации компьютерных технологий" и пригласить на него всех желающих.

 

Что касается тиражируемости технологий и программ, то ознакомиться и приобрести их могут как государственные структуры других городов, так и крупные корпорации. С 18 до 20 часов каждый рабочий день в НТЦ могут приехать заинтересованные люди из любых городов без предупреждения. Кто-нибудь из сотрудников обязательно будет на месте  -  раньше 9 - 10 вечера они никогда не расходятся.

 

Контактные телефоны НТЦ ИРМ: (095) 292-9620, 292-9905.4

 

Сергей Бобровский

Версия для печати