Пиктограммы, окна, ниспадающие меню и некоторые другие средства работы с несколькими приложениями еще совсем недавно воспринимались разработчиками корпоративных сетей как нечто чрезмерное. Сегодня такие элементы ГИП уже стали привычными. Но как они будут выглядеть завтра?

 

Если новые технологии визуализации получат распространение, корпоративные пользователи смогут общаться со своими ПК самым естественным образом. Отпадет необходимость обращаться к справочным окнам, чтобы узнать значение пиктограммы, найти файл или запустить приложение. Все будет отображаться в "виртуальной реальности". Все станет трехмерным.

 

"Сегодня ГИП  -  это огромная двухмерная плоскость,  -  говорит Джон Летта, президент исследовательской фирмы 4th Wave (Александрия, шт. Виргиния).  -  Основой же следующего их поколения станет трехмерная графика".

 

Доказательства того, что объемные интерфейсы можно увидеть не только в научно-фантастических фильмах, может представить центр Microsoft Research (Редмонд, шт. Вашингтон), проектно-конструкторское подразделение корпорации Microsoft. Здесь уже активно ведется разработка трехмерных интерфейсов сразу по двум направлениям.

 

Во-первых, как отмечает Джим Каджийя, руководитель группы графики этого центра, специалисты ищут способы применения недорогих ПК для обработки огромных объемов информации, этой неотъемлемой части трехмерной графики. Уже ведутся работы в рамках проекта Talisman, предусматривающего создание специализированных комплектов микросхем стоимостью менее $500. Пока они существуют только на бумаге, но к следующему лету, по словам Каджийя, уже начнется их производство.

 

Проект Talisman ориентирован на серьезное деловое применение, о чем свидетельствует то, что его разработчики уделили качественному отображению текста особое внимание. В большинстве трехмерных технологий, создаваемых для игр, эта проблема отодвигается на задний план, и надписи становятся смазанными и трудночитаемыми. Совсем другое дело  -  Talisman.

 

Microsoft Research ясно осознает, что даже в трехмерном мире деловым людям придется много читать. Помочь им призван новый подход к обработке слоев изображения, получивший название "членение" (chunking). Как объясняет Каджийя, в нем использованы сложные алгоритмы, присваивающие текстовой информации высокий уровень приоритета.

 

Вторым направлением стратегии проектно-конструкторского центра Microsoft является создание более приятного для зрения изображения. А где можно найти лучших специалистов в этой области, как не в исследовательском центре Palo Alto Research Center фирмы Xerox? Ведь именно там был создан прототип первого ГИП. В январе нынешнего года лабораторию интерфейсов центра MSR возглавил Джордж Робертсон, который до этого был одним из ведущих специалистов по ГИП в исследовательском центре Xerox. В Microsoft Research он принес множество идей о том, как повысить эффективность работы корпоративных пользователей ПК за счет применения трехмерных технологий.

 

Средство визуального представления информации

Information Visualizer - первый шаг Xerox Palo Alto

Research Center к созданию трехмерного интерфейса

"Среднему служащему приходится обрабатывать огромные объемы информации, как правило, плохо организованной",  -  отмечает новый руководитель. Но трехмерный интерфейс не просто представляет больше информации, он, по словам Робертсона, "дает пользователю возможность рассмотреть ее структуру". Например, представив содержимое жесткого диска в трехмерном виде, можно вести поиск файлов и запускать приложения простым выделением отдельных участков изображения (такой метод получил название "выдвижения"  -  foregrounding).

 

Впрочем, как отмечает Латта и некоторые другие аналитики, нет никакой гарантии, что проект Microsoft приведет к созданию стандарта на интерфейсы следующего поколения. Palo Alto Research Center фирмы Xerox также занимается созданием технологии трехмерных интерфейсов, которое должно завершиться разработкой коммерческой версии, названной WebForager. Набор интерфейсов прикладного программирования готовит и корпорация Intel, имеющая собственное представление о том, каким путем должна выполняться обработка графической информации.

 

Так что пока не стоит особенно беспокоиться о выборе следующего типа корпоративного ГИП и о переводе всех настольных систем на трехмерную графику. Послушайте Латта, который считает, что "все это станет доступным года через четыре".

 

С. У.