Московские кухни. Воспетые бардами и проклятые"компетентными органами", эти рассадники либерализма оставили нам в наследство одно из умений, которое, казалось бы, уже никогда не пригодится - умение читать между строк. Сколь далеко идущие выводы делались из того, в каком порядке проставлены подписи под очередным некрологом! Как тщательно обсуждалась некоторая (казалось бы) мимолетная фраза в очередном докладе "О мерах по..."! Обитатели кухонь переселились частью в Нью-Йорк, частью в комфортабельные офисы, а информация в газетах и журналах стала даже слишком исчерпывающей. Казалось бы, теперь додумывать и фантазировать не надо. Но так ли это?
В последнее время стало модным обвинять журналистов в ангажированности. Но давайте подумаем, так ли просто разместить в газете или журнале "заказную" публикацию. Так, чтобы заметка непосредственно из-под пера автора попала под типографский пресс, не бывает никогда. Ее обязательно прочитывают еще несколько редакторов. Это сколько же народу надо "купить", чтобы такая заметка вышла в свет? Если речь идет о каком-то компьютере или программе, не дешевле ли будет опубликовать нормальную рекламу? Тем более, что необъективность публикации все равно сразу всем видна, и эффект от нее скорее всего будет противоположным тому, на который рассчитывали инициаторы. Но странные публикации тем не менее время от времени появляются. Как же это происходит?
Рассмотрим два стандартных сценария, по которым обычно проводятся пресс-конференции в России. Первым обычно руководствуются работающие у нас западные фирмы, вторым - чисто российские.
Сценарий первый, "белый". Сначала представитель фирмы обстоятельно, с цифрами и фактами, рассказывает о том, какая могущественная за ним стоит организация, насколько успешно у нее шли дела в последние годы, какие новинки были впервые предложены именно его корпорацией. Потом собравшимся заявляют о том, что Россия в планах компании занимает отнюдь не последнее место, но ни цифр, ни фактов обычно почти не бывает. И в заключение специалист подробно рассказывает о новинке, ради которой, собственно, и собиралась пресс-конференция.
Сценарий второй, "красный". В этом случае протокольная часть мероприятия обычно посвящается тому, какие замечательные специалисты из именитых учреждений СССР основали фирму, как они очень быстро добились поразительных успехов и какого процветания достигла фирма в настоящее время. Все это также с цифрами и фактами. Потом, скороговоркой, сообщают о том, что на западном рынке тоже есть определенные достижения. А заключительная часть совпадает с "западной".
В обоих случаях вся процедура занимает полтора - два часа, в обоих случаях на вопросы-ответы оставляется не более двадцати-тридцати минут, в обоих случаях журналистам приходиться торопиться. Сотрудники газет часто даже пренебрегают "неформальной" частью мероприятия, ведь публикация уже заявлена и место под нее выделено, а газета ждать не может. В результате до читателей доходит обстоятельный пересказ пресс-релиза, проверять и перепроверять который просто некогда.
Во времена "московских кухонь" тексты произносимых предводителями нашей страны речей рассылались в газеты загодя, с тем, чтобы их можно бььло своевременно опубликовать. Ведущие фирмы США и Европы так же поступают со своими нововведениями: редакции компьютерных изданий исправно получают все бета-версии или как минимум информацию о новинках задолго до официального объявления. В России, насколько мне известно, так поступает одна-единственная фирма. (Во избежание подозрений, называть ее я не буду.) Вот и получается, что читатели узнают только то, что сама компания хочет о себе сообщить: данных для предварительной подготовки к разговору на пресс-конференции, для "домашних заготовок", у репортеров обычно нет. Со временем все наладится, но жить-то надо сейчас. Вот и приходится вспоминать старую манеру "читать между строк".
Да, конечно, вы узнаете о какой-то компании только с ее собственных слов. Ну и что? Если ваша знакомая пришла на работу в новом платье, обновила прическу и макияж и т. д| то делаете ли вы сразу же вывод, что у нее в жизни все прекрасно? Конечно же нет: может быть как раз наоборот она на днях рассталась с любимым и хочет, чтобы никто не догадался о ее душевном состоянии. Или, допустим, фирма оповещает мир о том, что новый пакет был очень тщательно проверен, бета-тестирование длилось (допустим) полгода, и в нем участвовало (скажем) несколько тысяч человек. Значит ли это, что программа абсолютно свободна от ошибок? А если из фирмы просто разбежались лучшие программисты и специалисты по тестированию? Вполне возможно... Псевдо-заказные публикации, как и истинная реклама, очень похожи на женскую косметику - она (женщина или компания) хочет в глазах публики выглядеть вот так. А что там на самом деле?
Увы, пока все мы, и журналисты, и читатели, получаем не более, чем "информацию к размышлению". Есть, разумеется, обозреватели, которые сопоставляют факты, делают выводы и прочее. Но ведь ситуации на компьютерном рынке во всем мире и (особенно!) в России сменяют друг друга просто стремительно, может оказаться, что какой-то аналитический обзор морально устареет еще до того, как будет опубликован. Своя голова на плечах - штука тоже не лишняя.
Рубен Герр
К Рубену Герру можно обратиться: (095)229-59-69