Я только что вернулся из США, где участвовал в PC-Форуме 95  -  конференции, рассматривавшей самые насущные проблемы информационной индустрии, в том числе и ту, которую мне хочется обсудить. Форум организует известная в России Эстер Дайсон, и ей удается каждый год собирать лидеров информационного бизнеса. В этом году из лидеров информационного бизнеса отсутствовал только Билл Гейтс, а присутствовали президенты AT&T, MCI, Lotus, Novell, AutoDesk и т.д. (порядок перечисления не отражает важности компаний).

Вас привлекли эти имена? Вы же узнали их, каждое из них ассоциируется у Вас с тем или иным отношением к фирме. Это и есть моя тема  -  что такое известное имя, зачем оно нужно индустрии, как его сделать. В английском языке есть слово "Brand Name", единственным адекватным переводом которому является сленго-вое "фирма" (с ударением на последнем слоге). Означает оно имя, известное почти всем и хорошо себя зарекомендовавшее.

Очевидно, что такое имя выгодно самой фирме. Оно помогает продавать продукты, открывает двери и дистри-бюторские каналы, короче, приносит прибыль.

Такое имя дает возможность удержаться на плаву даже после серьезных неудач, что показывает пример Apple Computer и IBM. Но я сторонник взгляда со стороны потребителя. Так вот, известность фирмы является важной подмогой потребителю, упрощая (иногда до тривиального) его выбор.

Пикантность ситуации заключается в том, что при любом цвете сборки составляющие детали сделаны всеравно в Азии и часто на одних и тех же задовах, а отверткой крутят везде одинаково.

Программисты на Си уже пять лет ведут споры, какая среда программирования лучше - борландовская или микро-софтовская. У каждой точки зрения есть свои заслуживающие внимания аргументы, но решающей всегда является приверженность автора продуктам данной фирмы. Недавно я говорил с человеком, пользующимся инструментальными средствами Microsoft потому, что он давно работает с Microsoft Word.

Аналогичная борьба идет по всему фронту  -  Microsoft Office и Perfect Office (каждый из которых включает Word  -  просто и Perfect), системы баз данных и электронных таблиц, операционные системы и оболочки. На полке лежат почти одинаковые продукты разных фирм, и бедный покупатель, не всегда даже понимая, про что сам продукт, не говоря уже о тонкостях различия между конкурирующими пакетами, должен сделать выбор в пользу одного из них.

И аргументом такого выбора, в сущности, может служить только репутация фирмы. IBM PC (не IBM-совместимые, а именно произведенные IBM) стоят дороже остальных не потому, что они лучше (хотя, кто его знает, может и так), а потому, что имя фирмы является гарантией определенного уровня качества. А может только потому, что не слишком квалифицированный покупатель, желающий купить IBM-совместимую машину, увидев марку IBM, даже и не подумает, что Compaq - это машина с той же функциональностью.   (Хотя   имя "Compaq" тоже недешево стоит.)

Но вернемся на родную землю. У нас фирмы (как производители так и продавцы) только начали создавать себе имена. И для среднего покупателя основным аргументом выбора является цена. (чаще всего, чем меньше, тем лучше, но иногда и наоборот). Вторым аргументом является цвет сборки. На самом деле, он является неявной формой доверия фирме, в данном случае абстрактной западной фирме доверяют больше, чем абстрактной азиатской, а той, в свою очередь, больше, чем абстрактной российской. Пикантность ситуации заключается в том, что при любом цвете сборки составляющие детали сделаны все равно в Азии и часто на одних и тех же заводах, а отверткой крутят везде одинаково. Агитирую ли я за машины "красной" сборки? Отнюдь. Разница не в том из чего и как собраны машины, а как оттестированы детали, каков риск у кампании, собирающей компьютеры из непроверенных деталей. Именно уровень тестирования и определяет тот, всем известный, эмпирический факт, что белая сборка надежней красной.

Американская компания, выпускающая ненадежные компьютеры, разорится на их пересылке туда-обратно для починки, даже если и не заботится о своем имидже. Но имидж необходим в конкурентной борьбе. История с Intel показала, насколько серьезны последствия неправильных технических решений. Я думаю, что те миллионы долларов, которые Intel потратил на замену бракованных процессоров Pentium, песчинка по сравнению с потерей доверия потребителей.

А что с репутацией фирм, торгующих на российском компьютерном рынке? Как называется фирма, торгующая софтвером в "Библиоглобусе" на Мясницкой в Москве? Неизвестно. Вывеска отсутствует, а почему, становится ясным, если внимательно посмотреть на их товар. Почти половина CD-ROM имеет ярлык (который даже не потрудились оторвать!) "Не для розничной продажи, распространяется только вместе с аппаратурой". В качестве upgrade Borland C++ 4.5 мне там предложили набор дискет за $40 без документации. Так и на большую дорогу выходить не надо!

Почему же такая фирма не прогорает? А потому, что она, в сущности, эксплуатирует чужие фирменные имена, того же Microsoft, Lotus, Borland. Ей не надо давать рекламу, народу в магазине и так       много, коробки яркие, имена знакомые, деньги текут сами. А думать о будущем, одним из главных обеспечений которого и является известная и надежная репутация, видимо, не досуг. Сегодня для обретения доверия покупателя достаточно таблички "Autorized dealer", которая является своего рода переходящим призом. Что утешает, по  рынку заметно, что эти легкие времена кончаются и завтра останутся только те продавцы, которые сумеют создать свои собственные имена.

Чтобы не быть пессимистичным, хочу отметить, что такие российские фирмы уже есть и их число прибавляется. Честь им и хвала  -  они понимают, что силы и деньги, потраченные на создание имени, не пропадут.

Наверно, я говорю очевидные вещи? Что ж, пойдем дальше. Вы взяли в руки эту газету, чтобы узнать что-то новое, и, я уверен, узнали. Но сможете ли Вы доверять этому новому знанию? Хватит ли у Вас духу принимать принципиальные решения на основе прочитанного в компьютерной прессе? Как Вы оцениваете надежность полученной информации? Ответ, как ни странно тот же  -  фирма.

Хватит ли у Вас духу принимать принципиальные решения на основе прочитанного в компьютерной прессе? Как Вы оцениваете надежность полученной информации?

Информация воспринимается по разному, в зависимости от ее источника. Можно доверять изданию. Так, PC Magazine считается надежным источником информации для потребителей. Можно доверять аналитическим фирмам. Цитирую Эстер Дайсон: "Еще никого не уволили за плохой бизнес-план, составленный на основе информации из Dataquest". Можно доверять также отдельным аналитикам и журналистам.

На самом деле, информации сегодня так много, что уследить за всем невозможно. Приходится в лучшем стиле политических руководителей полагаться на ее предварительную обработку, проведенную кем-то другим. Соответственно, значение такого дайджеста информации для нас крайне велико. Он должен быть не только надежен в смысле достоверности, но и быть близким по духу. Так, американский PC Magazine имеет несколько колумнистов (ведущих колонку). У каждого из них очень высокая репутация, но их оценки часто не совпадают из-за различия позиций, взгляда, опыта. Зато читатель имеет возможность самоотождествления с одним из них. Так, для меня близким по духу является Симур. Каждый раз, когда я имел независимую от него информацию, наши оценки были весьма близки. Нравится мне и Дворак. А вот то, что пишет Ланга, у меня не вызывает ответной реакции, что никак не умаляет ни его ни, надеюсь, моей репутации.

Снова в Россию. Политика многих изданий российской компьютерной прессы, ориентирующихся в основном на переводы западных статей, приводит к тому, что наши читатели гораздо лучше осведомлены о подковровой борьбе между Novell и Microsoft (к тому же двухмесячной давности), чем о реальном "весе" многих российских фирм.

С другой стороны, по давней традиции в России считается нескромным излагать свое личное мнение. (Сколько борьбы мне стоил отказ от этой традиции, но многие именно за это и не любят мои статьи.) В наших привычках следовать какому-то средне-арифметическому мнению в надежде угодить сразу всем и, не угождая никому, в то время как, на мой взгляд, естественнее иметь несколько мнений и дать читателю возможность выбирать из них.

Итогом является почти полное отсутствие "фирменных имен" у российских компьютерных журналистов. Что еще хуже, про некоторых из них мне приходилось слышать, что они напишут как угодно и про что угодно, если их "попросить". Я ни разу в это не поверил, но как раз такие мнения и означают недостаток доверия к журналисту, а значит, и низкий уровень его репутации.

Что правда, так это то, что многие статьи, посвященные обзору того или иного класса продуктов, кончаются красноречивым абзацем, что лучший продукт этого класса сделан как раз в той фирме, где числится "обзираю-щий". У меня уже выработался стереотип начинать чтение обзорных статей с последнего абзаца, и, если там есть что-то подобное, статью вообще не читать.

Чего еще мне нс хватает в российской компьютерной прессе, так это проекции важных мировых событий на компьютерном рынке на наши местные реалии. Я читал массу российских статей про Windows95, но ни одной, в которой была бы оценка влияния компании Microsoft на конкретные решения отечественных производителей и потребителей. Проще говоря, надо мне как   разработчику   программных средств для Windows делать что-то для Windows95  -  держаться ли старой версии, а может, что сейчас становится все популярнее, переходить на OS/2?

Другой пример  -  как строить российский Intmet? Когда я как разработчик смогу рассчитывать на то, что наш простой пользователь будет пользоваться Мозаикой чаще, чем BBS и Relcom? Готовить приличную информационную систему, особенно для интерактивного сервиса, это не день и не два. Поэтому ошибка в выборе платформы и виде носителя сигнала для удаленного доступа может обойтись крайне дорого. Кто даст мне информацию для такого выбора? И сколько таких ситуаций, когда для важного решения мне нужна достоверная информация именно о Российском рынке?

В сущности, последняя часть является пожеланием тому новому изданию, которое Вы держите в руках. Если оно сумеет заполнить этот вакуум, то составит себе то самое "Brand Name", которое необходимо любому средству информации.

А о том, что я узнал на PC Форуме, в следующий раз.

М.В. ДОНСКОЙ

Версия для печати