КОЛОНКА РЕДАКТОРА

По всем признакам, это компьютерное шоу уверенно вошло в число событий мирового класса в области информационных технологий. И хотя ожидаемого устроителями наплыва посетителей, 100 тысяч по мнению экспертов PC WEEK, выставка не испытала, но около трети означенного количества она, похоже, собрала за четыре полных дня в своих четырех павильонах.

Мы еще не раз будем возвращаться к событиям, имевшим место на Красной Пресне в конце апреля, а в этом номере  первое "эхо" "Комтека". Его вы обнаружите повсюду  и в критической колонке Рубена Герра (), и в разделах новостей в разных рубриках. Материалы, посвященные крупнейшей компьютерной выставке России, найти легко: они отмечены специальным "флажком"  COMTEK’95.

Уже сложилась своеобразная традиция накануне "Комтека" подводить итоги за год, прожитый после предыдущей выставки.

Видимо, на этом интервале соблазнительно анализировать годовые изменения в отрасли, выявлять новые тенденции. Следуя традиции, обозначим и мы некоторые вехи.

Минувший год прежде всего ознаменовался окончательным приходом в Россию всех членов большой десятки ведущих мировых производителей ПК. Как ни страшно работать в России, где, по бытующей на Западе легенде только и есть что "медведи, морозы да мафия", а игнорировать ее уже нельзя. Российский компьютерный рынок обнаруживает тенденцию устойчивого роста (за последний год, по оценкам главного редактора PC WEEK, он "подрос" не менее чем на 40%), и тот, кто научился на нем работать, имеет неплохие и стабильные доходы. Несмотря на неоднократно отмечаемый рост интереса российских потребителей к технике brand name фирм, сервис, скорость доставки и работа в регионах остаются ахиллесовой пятой "звезд" западного мира, меркнущих на просторах нашей страны.

Что касается поставщиков программного обеспечения, то невзирая на громкие стоны ассоциации BSA (Business Software Alliance) и производителей ПО о вопиющем пиратстве в России объемы продаж как зарубежных, так и отечественных фирм за прошедший год существенно выросли. Причем отдельного упоминания достойны российские производители ПО, нашедшие собственные ниши и окрепшие в борьбе за своего клиента,  они первыми осознали необходимость создания разветвленной инфраструктуры поддержки пользователей и последовательно воплощают это в жизнь.

Бросается в глаза дуализм в поведении фирм, ведущих свой бизнес в России. С одной стороны, ввиду известной строгости отечественных законов, касающихся налогообложения, компании вынуждены скрывать свои реальные доходы. В то же время "законы жанра" вынуждают их изыскивать пути для демонстрации своего могущества на фоне работающих здесь же конкурентов. Прошедший год, впрочем, охарактеризовался ростом некоторой открытости  ряд зарубежных и российских фирм отважились официально объявить свои обороты или объемы продаж, хотя по-прежнему непонятно, как относиться к этим цифрам при их неконтролируемой достоверности.

"Уж сколько раз твердили миру", что спрос рождает предложение, и отечественный компьютерный рынок, пожалуй, ярче и оперативней других демонстрирует подтверждение этой истины. Сегодня на нем отчетливо прослеживается спрос на комплексные решения, и в этой ситуации наиболее уверенно чувствуют себя их поставщики  системные интеграторы, Solution Providers и т.п. В немалой степени способствуют этому качественные изменения, произошедшие за последний год в умах "крупных заказчиков", к которым мы привычно относим представителей платежеспособных коммерческих и государственных структур: постепенно отмирает исповедуемая ими ранее концепция "изобретения велосипеда" (выражающаяся в стремлении во что бы то ни стало реализовать проект любой сложности своими силами), а взамен приходит уверенность, что на рынке есть профессионалы, способные решить поставленную задачу лучше.

Примечательно, что период "единоличных состязаний" (где каждый выступает "за себя") прошел, наступило время "командного зачета", базирующегося на умении работать с партнерами. Недаром на многих выставочных стендах демонстрировались симбиозы разного рода: яркая "звезда" в окружении более мелких, два-три равнозначных по силе партнера и т. п.

Есть основания полагать, что захват и раздел рынка (свойственный, как учил Маркс, начальной стадии капитализма) в нашем отечестве подходит к концу. Во всяком случае рынок крупных проектов в основном уже поделен между сильными отечественными и зарубежными фирмами, которые и будут в ближайшие годы контролировать и определять его развитие. Можно прогнозировать дальнейшее обострение борьбы за победу в крупных тендерах и за новые ниши рынка. А ее результаты подведем к следующему "Комтеку".

К Елене Монаховой можно обратиться по телефону: (095) 278-2060.

Елена Монахова

Версия для печати