Наше время без преувеличения можно назвать временем информационного взрыва. Количество информации, доступной каждому, возрастает с каждым днем. Особенно это верно для владельцев компьютеров, оснащенных модемами и имеющих выход в Internet.

Одно путевое впечатление. Город Оксфорд в Англии. Площадь в средневековом стиле. На углу маленький дом с книжной лавкой. Войдя в лавку, вижу тесноватые, но уютные полки и табличку-указатель "Пройдите в подвал, там еще книги". Иду в подвал, ожидая увидеть традиционный для подвала букинистический отдел, и... попадаю в помещение огромного современного книжного магазина размером с Курский вокзал. Первое впечатление  -  изумление, второе  -  а ведь здесь уже ничего найти нельзя.

Именно такие эмоции я испытал при знакомстве с WWW  -  мировой паутиной сети Internet. К сожалению, второе впечатление о WWW меня не обмануло. Когда мне понадобилась реальная информация, найти ее не удалось, хотя наверняка она имелась где-то в паутине.

Михаил Донской

Одна из моих самых любимых фраз в английской литературе принадлежит Г.К. Честертону: "Где умный человек прячет лист? В лесу." Где надо спрятать информацию, чтобы ее было трудно найти? Нет, не только в Internet, есть и другие места.

В помощь таким бедолагам, как я, устраиваются специальные узлы паутины, хранящие "библиографические" сведения об остальных узлах. То есть происходит естественный процесс "рафинирования" информации, похожий на процесс получения бензина из нефти. Но такой процесс всегда состоит в удалении той части информации, которая показалась ненужной составителям указателей.

В итоге между мной и информацией встают люди или, еще хуже, программы, решающие, что мне нужно, а что нет. В результате делается попытка выделить из информации содержание.

Процесс этот ненов. Газетные публикации о Каннском кинофестивале имеют точно такой же характер. Другой пример  -  обзоры компьютерных игр в прессе. В Америке пользуется популярностью журнал "Readers digest", дающий выжимку из новых книг и публикаций. Характерным для этого процесса является то, что не мной и заранее определяется содержание той или иной информации.

С другой стороны, существует целая индустрия информационных услуг, базирующаяся на навигации в базах данных, которая делает возможным самостоятельное выделение содержания по чисто формальным признакам. Однако, чтобы пользоваться таким инструментом без посредников, требуется довольно высокая квалификация нс только в проблемной области, но и в базах данных.

По свидетельству участников PC-Forum 95, проходившего в феврале в Фениксе (шт. Аризона) и собравшего лидеров информационного бизнеса, цена информации будет падать, а цена содержания  -  расти. Соответственно будут расти услуги, связанные с доступом к "рафинированной" информации, открывая новый специфический сектор информационного рынка.

Сегодняшнее стихийное наполнение паутины Internet самодеятельными cтpaницами приведет к полному обессмысливанию столь любимого сегодня свободного плавания по паутине. При увеличении объема информации ее ценность обычно настает, поскольку все труднее найти что-то полезное.

Поэтому следует ожидать или возникновения специфической части паутины, за помещение в которую авторы страниц будут платить особо, или появления альтернативных сетей, содержащих только "рафинированную" информацию. Аналогами последних сегодня являются CompuServe и AmericaonLine, где фирма  -  поставщик информации  -  гарантирует определенное ее качество.

Хваленый демократизм Internet хорош на первоначальной хаотической стадии развития. В дальнейшем этот демократизм начнет работать против достижения тех целей, которые следовало бы считать естественными для информационного хранилища.

Сегодняшняя ситуация с Internet напоминает времена на заре автотранспорта, когда немногим владельцам машин можно было обходиться или вовсе без правил, или правилами, с сегодняшней точки зрения бессмысленными. Развитие же автомобилей и дорог привело к необходимости возникновения ГАИ, платных стоянок и других прелестей автоцивилизации.

Интересно, какую форму примет "автократия" в компьютерных сетях?

С Михаилом Донским можно связаться по e-mail: donskoy@kaissa.msk.su

МИХАИЛ ДОНСКОЙ

Версия для печати