Как и большинство других компаний 90-х годов, химическая компания Rohm and Haas ускоряет работы в области глобальных коммуникаций. Выйдя за пределы возможностей телефонных соединений, она разрабатывает распределенную сеть, которая позволит с помощью электронной почты проводить конференции для широкого круга пользователей от Филадельфии до Пекина. Однако все эти трансконтинентальные переговоры очень сильно загружают справочную службу компании. К тому же, учитывая растущие запросы пользователей на простые в употреблении базы информации по участникам международных связей из других компаний, Rohm and Haas испытывает крайнюю нужду в электронном эквиваленте телефонной справочной службы 411.

По словам Джоя Риса, аналитика по коммуникациям компании Rohm and Haas, "представляется очень важным делом обеспечить возможность поиска информации о людях по всему миру и указать пути для контакта с ними. Для того чтобы сейчас получить такую информацию, вы должны непременно связаться с ними по телефону".

Точно так же, как подавляющее большинство других менеджеров информационных систем, Рис надеется, что совместное внедрение двух относительно неизвестных стандартов Х.500 (электронный аналог справочника "Желтые страницы") и Х.400 (для глобального обмена электронной почтой) позволит решить эту проблему. Хотя оба стандарта и получили широкое распространение в Европе, их применение в США сильно запоздало.

Будущее: справочники, распростроняемые по Х.500

Есть надежда, что ситуация скоро изменится. Пакет OpenMail компании Hewlett-Packard уже предоставляет поддержку стандартов Х.400 и Х.500. Кроме того, их внедрение значительно ускорится, когда во второй половине года корпорации Lotus Development, Microsoft и фирма Novell включат подобные возможности в разрабатываемые приложения электронной почты для архитектуры клиент - сервер.

Novell планирует добавить поддержку Х.400 и Х.500 в свою службу каталогов NDS. Более того, начальные версии пакета Communication Server корпорации Lotus, серверного компонента пакета Notes 4.0 и Exchange Server корпорации Microsoft, низкоуровневая утилита Microsoft Mail будут включать собственную поддержку Х.400 и поддержку технологии, подобной Х.500. Lotus, получившая недавно от корпорации Unisys лицензию на технологию Х.500, предложит в стартовой версии Communication Server такие же расширяемые поля, какие содержит Microsoft Exchange. По сведениям из официальных кругов, обе корпорации выпустят окончательные версии своих почтовых серверов, полностью совместимых со стандартом X.500, в 1996 году.

Международный стандарт Х.500 обеспечивает пользователям доступ к справочной информации и интеллектуальный поиск в системах электронной почты. Например, после того как корпоративные справочники будут включены в базы данных и выделены соответствующие ресурсы, запрос под управлением Х.500 даст менеджеру существенно больше информации о сотруднике фирмы  -  электронный адрес, фотографию, описание выполняемых функций, при этом совершенно необязательно знать, где физически хранятся эти данные.

Компания Hewlett-Packard уже поддержку стандартов Х.400 и Х.500. А во второй половине года Lotus Development Microsoft и Novell включат их в приложения электронной почты для архитектуры клиент-сервер

По мнению Артура Трэнтоло, менеджера по передовым технологиям отделения фирмы Asea Brown Bovery (Виндзор, шт. Коннектикут), транснациональной компании со штаб-квартирой в Цюрихе, "но мере того как справочники электронной почты становятся хранилищами все больших объемов информации, такой метод доступа приобретает критическое значение". Трэнтоло использует расширяемые поля пакета Notes для того, чтобы включить в адресную и именную книги записи о приобретаемых средствах и номерах счетов. Для облегчения доступа к таким данным ему остро необходима поддержка Х.500.

"Справочные услуги требуют больших затрат времени,  -  пояснил он.  -  И когда справочники становятся слишком объемными, у нас возникают серьезные проблемы с их актуализацией".

Появление в 1993 году стандарта Х.500 указало на недостатки в области управления доступом и копирования действовавшего в то время стандарта 1988 года. Это критично в обеспечении межфирменных коммуникаций.

Трэнтоло считает, что более широкая поддержка стандарта Х.400 также важна для реализации идеи глобальных сетей. Потребность в стандартных почтовых средствах вызвана тем, что сегодня во многих компаниях используется множество сетевых пакетов электронной почты. Вдобавок возникает необходимость в расширении этих внутренних сетей для подключения к ним внешних партнеров, чтобы обеспечить ведение коммерческих операций электронным путем и осуществлять электронный обмен данными (EDI  -  Electronic Data Interchange).

Установка шлюзов была лишь временным решением проблемы, к тому же для многих компаний управление внешними соединения ми оказалось слишком обременительным де лом. Шлюзам, как и нынешнему SMTP  -  стандарту де-факто, действующему в Internet для обмена почтой, не хватает таких ключевых средств Х.400, как служба защиты информации, поддержка множества типов данных и наличие расширения EDI.

Как заявил Трэнтоло, фирма Asea Brown Bovery совершает скачок в будущее, внедрив обмен электронной почтой в соответствии со стандартом Х.400 с примерно 300 европейскими компаниями.

Паула Руни