ВМЕСТО ПРОЛОГА

Компьютерный рынок России вновь продемонстрировал любовь к водной стихии. Проводить конференции на борту теплоходов стало, можно сказать, правилом хорошего тона. Преимущества понятны: во-первых, участникам некуда разбежаться  -  кругом вода, а во-вторых, умные речи, чередуясь с приятным отдыхом, создают ореол привлекательности. Первопроходцем по туманной осенней речной глади выступила фирма Merisel (Москва), и ее инициатива была быстро подхвачена другими компаниями. Этим летом "корабельный синдром" проявился и у LVS, которая, как рассказывают, вынашивала идею проведения конференции на воде не один год.

Итак, более 150 партнеров LVS, к которым по настоянию президента фирмы причисляются как коллеги по бизнесу, так и клиенты, взошли на четырехпалубный "Кронштадт" и проследовали но маршруту С.-Петербург  -  Валаам  -  Кижи  -  С.Петербург, сочетая приятное с полезным.

Совместное путешествие  -  отличный способ лучше узнать друг друга, и представители LVS прекрасно им воспользовались, поведав собравшимся об итогах прошедших лет и своих планах на будущее.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, ОФИЦИАЛЬНАЯ

Короткая, но наполненная событиями история LVS выглядит так.

Фирма работает на рынке 4 года, причем с самого начала она отвергала "простые продажи", взяв курс на продвижение высоких технологий. Начинали коммерческую деятельность с освоения продукта, требующего больших интеллектуальных затрат  -  СУБД Oracle. Первые лицензии на эту СУБД на территории России были приобретены через LVS в 1990 г., а сегодня на компанию приходится 50% продаж Oracle в нашей стране. По итогам прошедшего года LVS получила статус самого крупного партнера корпорации Oracle в Европе. Непосредственные продажи СУБД Oracle составляют около 20% оборота компании (раньше доходило до 90%).

В последние годы, изучив потребительский спрос, LVS расширила свой ассортимент продукцией других фирм. Она имеет около 30 зарубежных поставщиков, которых тщательно подбирает, с чем чтобы предлагаемые ими продукты можно было эффективно использовать для системной интеграции, являющейся главным направлением деятельности фирмы.

LVS относится к тем немногим компаниям на российском рынке, которые работают на большой марже (в отличие, скажем, от дистрибьюторских фирм, делающих бизнес за счет оборота). Ее деятельность охватывает 6 вертикальных рынков (государственные учреждения, банки, нефтегазовый сектор, промышленные предприятия, энергетика, телекоммуникации), за каждый из которых отвечает специальное подразделение фирмы.

LVS имеет свой авторизованный учебный центр, в котором проводятся 20 различных курсов по продуктам корпораций Oracle, Microsoft и Lotus. В ближайшие 3 года предполагается создание но всей стране сети из 80 учебных центров с уровнем обучения, соответствующим международным стандартам.

В компании сегодня работает 245 человек, и, по словам президента LVS Леонида Богуславского, на протяжении всего времени существования фирмы наблюдался ее стремительный рост  -  ежегодно число сотрудников увеличивалось примерно в 4 раза. Правда, в дальнейшем, но мнению г-на Богуславского, этот рост должен замедлиться.

LVS имеет 7 региональных представительств и офисов в разных городах СНГ (С.-Петербурге, Киеве, Минске, Ташкенте, Алма-Ате, Тольятти, Омске), обеспечивающих соответствующий уровень сервиса при выполнении совместных проектов.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ, НЕОФИЦИАЛЬНАЯ (из бесед с президентом LVS на речных просторах)

Глава фирмы, специализирующейся на системной интеграции, наблюдает, как его сотрудники уходят домой после работы и с грустью отмечает: "Ну вот, все мои основные фонды ушли..." (Шутка, рассказанная Леонидом Богуславским)

PC WEEK: Леонид, в своих выступлениях Вы подчеркиваете, что LVS  -  фирма, постоянно инвестирующая средства. В какие сферы, на Ваш взгляд, разумно вкладывать деньги сегодня?

Л. Б.: Я не гуру и не знаю, что может быть разумным для всех фирм. Могу говорить лишь о том, что рационально для LVS. Действительно, компания регулярно инвестирует средства (и немалые), получая отдачу от них через год-два. На сегодняшний день основные инвестиции выглядят так.

Как известно, существует две составляющих бизнеса: продуктовая и сервисная. Первая не является стратегической для LVS, мы не специализируемся на дистрибуции, и никогда стоимость товаров на нашем складе не превышала 1% от оборота. А вот профессиональный сервис  -  наш козырь. В 1994 г., например, объем сервиса вырос в LVS в 15 раз, в то время как весь бизнес увеличился всего в 3,7 раза по сравнению с 1993 г.

Итак, первая сфера для инвестиций  -  системы управления проектами (УП), которые мы в первую очередь применяем и своей работе. Кроме того, ведем исследовательскую работу в этой области, публикуем труды, участвуем в международных конгрессах, являясь членами Международного института по управлению проектами. Вся внутренняя деятельность фирмы перестраивается в соответствии с методологией УП, и это очень существенно, поскольку потенциал любой фирмы, ее устремленность в будущее во многом, на мой взгляд, определяются уровнем использования современных информационных технологий в собственной деятельности. Сейчас в рамках автоматизации работы офиса создается отказоустойчивая компьютерная сеть LVS и информационная система управления.

Больших инвестиций требует создание территориально распределенной структуры самой компании. В 1994 г. мы отказались от классической дилерской сети и сконцентрировали свои усилия на формировании партнерской структуры. Сегодня нередки случаи, когда небольшие местные фирмы могут найти и взять на себя достаточно серьезный проект, но не могут "переварить" его целиком. Мы пытаемся строить отношения в регионах на основе бизнес-партнерства. А в результате создается филиал или совместное предприятие.

Это далеко не простая задача  -  убедить разных системных интеграторов работать в одной команде. Ведь у LVS нет ничего, чем можно "привязать" к себе дочернюю фирму или дилера,  -  внушительного склада, например. У нас в активе только интеллектуальная собственность и люди, составляющие наши основные фонды (см. эпиграф  -  Е.М.). Причем инвестируя в конкретных людей (а человек у нас "встает на ноги" примерно через год), мы конечно рискуем: а вдруг он, набравшись знаний и опыта, захочет работать самостоятельно и уйдет, унося с собой ноу-хау и связи? Поэтому крайне важна правильная региональная политика, построенная на взаимовыгодных отношениях.

Большие средства LVS вкладывает сегодня и в совершенствование внутренней структуры. Работая на рынке пятый год, компания стала большой и вступила в трудную с точки зрения управления полосу, что потребовало переоценки возможностей вице-президентов, менеджеров, коренной внутренней перестройки. В частности, мы взяли на работу трех американских специалистов. Это главный финансовый управляющий, менеджер сектора глобальных компаний и консультант по управлению персоналом и офисом. Мы перешли на международные стандарты в оформлении финансовых документов и ежемесячную отчетность. Это переход болезненный и дорогостоящий, но он необходим, поскольку зарубежные партнеры работают только с понятными им документами. Российская бухгалтерия  -  это для них, извините, "филькина" гpaмота. Для того чтобы претендовать на получение западных кредитов и инвестиций, российские фирмы должны иметь стандартную международную отчетность.

Среди нашумевших проектов прошлого года - проект по компьютеризации Государственной думы, выпавший, по мнению информированных источников, на долю LVS в результате "точечного маркетинга". По оценкам некоторых экспертов, это один из самых крупных проектов в Европе за 1994 г.

Технические характеристики системы таковы: установлено 1,5 тыс. рабочих станций (плюс около 500 переносных компьютеров, выданных депутатам), 50 "обычных" серверов и один сервер Sequent. Проложено около 10 км оптического волокна, около 500 км экранированной витой пары пятой категории, установлено 50 концентраторов фирмы Chipcom, 5 маршрутизаторов Cisco. 50 локальных сетей объединены двумя  кольцами FDDI.

По сравнению с парламентами других стран наш парламент оснащен самой современной на сегодняшний день техникой.

Освоить бы ее теперь депутатам...

Среди новых задач, также требующих инвестиций,  -  перестройка работы с персоналом. Мы привлекли для этого психологов и социологов, поскольку для успешной деятельности большой фирмы они, на мой взгляд, необходимы.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

По прочтении этого материала может показаться, что путь LVS усыпан сплошными розами. На самом деле шипов тоже было достаточно.

Стремительно развиваясь, фирма преодолевала трудности роста, приучая сотрудников работать не так, как удобно им, а как того требует технологическая дисциплина. Работая с крупными государственными структурами, например с Госдумой, компания вырабатывала "противоядие" на регулярные невыплаты (кстати, за этот давно завершившийся проект государство до сих пор до конца не расплатилось с LVS  -  перманентно нет денег). А если учесть, что в нашей стране за главные компоненты системной интеграции  -  консалтинг и сопровождение  -  платить пока не научились и клиентов надо еще воспитывать и воспитывать... окажется, что розами и вовсе не пахнет. Вот и получается, что большая часть успехов  -  результат преодоления. Но ведь именно это и называется жизнью.

Телефон LVS: (095) 330-1606

Елена Монахова