КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Елена Покатаева

Сегодня, на пороге XXI-ro века, не только писатели-фантасты, но и руководители компаний, аналитики и специалисты по маркетингу всерьез задумываются над тем, каким будет их бизнес в не столь далеком следующем веке? Вряд ли нужно кого-то убеждать в том, что новый век будет веком дальнейшего ускоренного развития информационных технологий. В связи с этим для любого руководителя очень заманчиво "просчитать" перспективные направления информатизации, чтобы успеть занять свободные "ниши" информатизированного постиндустриального общества.

Информационные технологии изменяют и будут изменять характер деятельности делового центра будущего. Очевидно, изменения коснутся и самого отношения к информации. Характер ее поступления не будет насильственным (что мы имеем сейчас со средствами массовой информации), а станет управляемым самим человеком благодаря возможности выбора среди множества интерактивных каналов поступления.

Развитие средств коммуникации приведет к появлению нового виртуального сообщества людей, поскольку появится возможность общения с любым абонентом в любой точке земного шара при помощи цифровых средств передачи голоса, видеоизображений и данных.

 

Особенности виртуального сообщества повлекут за собой изменения, затрагивающие самые различные области человеческого существования. Например, в условиях электронной торговли станет иной структура бизнеса, поскольку изменятся сами условия экономического выживания фирм. Малые фирмы в эру электронной торговли смогут работать не менее успешно, чем крупные, поскольку залогом эффективного бизнеса станет информационная поддержка, а не размеры складских помещений.

Основой информационных коммуникаций будущего являются информационные магистрали. Сеть Internet уже представляет собой некоторый прообраз информационной супермагистрали, хотя имеет ряд очевидных недостатков (например, несовершенные методы компрессии и защиты данных), которые активно устраняются. По данным Центра информационных технологий и управления калифорнийского университета (Беркли, США), темпы роста сети за последние 12 месяцев составили 132%, приблизительно каждые 27 секунд к ней присоединяется новый компьютер. На сегодняшний день к Internet подключено около 1,3 млн. хост-компьютеров в торговых организациях. Рост числа абонентов сети приводит к тому, что основные поставщики онлайновых сетевых услуг в США обеспечивают своим абонентам доступ в Internet. Число таких абонентов, по данным Центра в Беркли, составляет: CompuServe  -  2,45 млн., American Online  -  1,5 млн., Prodigy  -  1,2 млн.

Перемещение сферы деловой активности человека в так называемое киберпространство приведет к изменению самой метафоры персонального компьютера. Из вспомогательного устройства он превратится в "полномочного представителя" своего владельца (агент, а не ассистент). Этот подход реализуется уже сейчас в таких пакетах, как, например, MS Office, Lotus Notes. Проект MS Network корпорации Microsoft, предназначенный для объединения пользователей в единую мировую сеть, также представляет собой попытку реализации глобальной информационной супермагистрали.

Очевидно, что для успешного формирования единого информационного пространства необходима совместимость различных супермагистралей. Один из возможных подходов к этому  -  стандартизация электронного взаимодействия. Работы в этом направлении ведутся в мире достаточно давно, в 1987 г. под эгидой ООН был принят стандарт электронного обмена данными для управления, торговли и транспорта UN/EDIFACT. С тех пор в разных странах усилия многих специалистов направлены на внедрение и развитие EDI-технологий электронного обмена данными (Electronic Data Interchange). С некоторыми результатами работ в этой области можно было познакомиться в Москве, где с 18 по 21 июля на базе Международного центра научной и технической информации (МЦНТИ) проходила 1-я конференция и выставка "EDI-EDI-ЕАСТ-технологии и системы в Центральной и Восточной Европе".

С докладами выступили представители различных организаций из России, США, Великобритании, Финляндии, Италии, Канады и других стран. Большой интерес присутствовавших вызвали сообщения, посвященные национальной программе Финляндии по организации интерактивных сетевых услуг на базе открытого подхода.

По словам Елены Рони-Тейлор, пресс-атташе и управляющей финской ассоциацией электронной передачи данных (FDCA  -  Finnish Data Communications Association), технология EDI, несколько застоявшаяся на старте, сейчас стремительно набирает обороты. Г-жа Рони-Тейлор считает, что раньше идея стандартизированного межнационального документооборота не находила отклика у бизнесменов, по тенденции развития информационных технологий требуют унификации методов электронного общения, поэтому EDI-системы оказались адекватными современным потребностям информационного общества. По ее словам, бизнесмены  -  это первая волна пользователей EDI-технологий. Е. Рони-Тейлор отметила, что FDCA ставит своей целью устранение технических барьеров в международной торговле за счет стандартизации, причем под техническими барьерами понимается не только несовместимость оборудования (например, электрических розеток), но в первую очередь организационные трудности, связанные с ростом бумажного документооборота. Она привела такие данные: сейчас в заключении обычной торговой сделки между иностранными фирмами участвуют 27 организаций, требуется 40 документов, 360 их копий; документы содержат до 200 элементов данных, причем 30 из них повторяются 620 раз. Интересно, что вся указанная информация  -  так накрываемая "рамочная", т.е. не касающаяся особенностей конкретного объекта сделки. Технология EDI предлагает, таким образом, один из вариантов оптимизации международных торговых процедур.

Г-жа Анн Ламберг, советник министерства транспорта и связи Финляндии, рассказала о состоянии проекта TEDIM, который вначале существовал как совместный проект России и Финляндии для организации системы электронного документооборота, а в январе 1995 г. к нему присоединилась ФРГ. Информационная модель проекта построена на основе стандарта EDI. Осенью в рамках проекта TEDIM планируется начать эксплуатацию системы Green Line, предназначенную для электронного управления автомобильными потоками через таможни на российско-финской границе, протяженность которой составляет около 1000 км.

Одна из организаций, занимающихся в России проблемами внедрения EDI-технологий,  -  российско-финское СП "Логистик-Норд" (С.-Петербург). Специалист этой фирмы Дмитрий Хомяк определил основную область деятельности своей компании как создание логистических (информационных управляющих) систем нового поколения и предоставление EDI-услуг. По его мнению, у логистических систем  -  большое будущее, поскольку затраты на создание транспортной инфраструктуры гораздо значительнее, чем на разработку и сопровождение информационных структур, а реализация систем информации на принципах EDI-технологий позволит превратить их в информационные магистрали будущего.

К Елене Покатаевой можно обратиться  по телефону: (095) 278-2060.

Елена Покатаева

Версия для печати