Шина ISA, прежде известная как PC-шина, уверенно движется на свалку. После 14 лет господства она медленно сходит со сцены, уступая место PCI, PC Card, Universal Serial Bus (USB) и новой технологии Unified Memory Architecture. Каждая из них наносит удар по одному из слабых мест ISA. PCI превосходит ее в скорости и в большинстве областей почти вытеснила VESA и EISA. PC Card меньше размером. На кремний сейчас гораздо больший спрос, чем в те дни, когда был создан первый ПК, и устройство, которое раньше занимало полноразмерную карту расширения, теперь может уместиться на двух квадратных дюймах системной платы. PC Card создавалась для блокнотных моделей, но отлично работает и в настольных. Проблема была в цене, которая теперь начнет падать с ростом объема производства. USB возьмет свое легко - ведь она обеспечивает самоконфигурирующееся расширение ввода-вывода без существующих сегодня ограничений на структуру прерывания и порты ввода-вывода. К тому же, USB-устройства остаются вне машины, снижена потребность в картах расширения.
UMA тоже решает целый ряд проблем. Мы хорошо знаем, что такое ограничение 640 Кб, расширенная адресация, верхние области памяти и тому подобное. Адресация памяти при работе на PC всегда была кошмаром с тех самых пор, как Билл Гейтс вынес расширенной памяти свой оскорбительный приговор прагматика: "Дрянь! Пакость!.. Но мы будем с этим работать". Видео сделало эту проблему еще острее, требуя исключительных возможностей отображения памяти, специальных BIOS и драйверов.
Видеокарте всегда была необходима отдельная память, но если бы удалось соединить видеопамять с основной памятью, одновременно возросла бы производительность и видео, и всей системы. Видеопамять традиционно расточительна - экран с обычным разрешением оставляет десятки или даже сотни ее драгоценных килобайт незадействованными. Основная система могла бы использовать эту ненужную намять, но она находится на видеокарте, и добраться до нее невозможно.
Контроллеры памяти нового поколения обещают изменить ситуацию. Opti, VLSI и Weitek занимаются разработкой микросхем системного контроля с включением UMA. Первый вариант - единая микросхема, в которую входит графический контроллер. Другой - набор микросхем с графическим контроллером, а третий создается на базе доступных графических микросхем. Как только система начнет использовать память совместно с видео, основная причина для работы с шиной ISA отпадет. Поставщики ПК предпочтут продавать системы с одной шиной расширения PCI, а не двумя. И все же ISA сохранится, даже если исчезнут сами разъемы расширения. Контроллерам будущих поколений придется еще многие годы эмулировать работу шины ISA, чтобы устарелое ПО могло работать. UMA не собирается идти на штурм всей компьютерной продукции. Она просто готовит плацдарм для своего наступления на рынке низкоклассных машин. UMA поможет пользователям, которым хватает мощности ПК с 8 Мб ОЗУ и 1Мб для видео, избежать лишних трат. Эта экономия будет, очевидно, уменьшаться с ростом класса машины, быстродействия ее графического акселератора и объема памяти. В будущих ПК, все больше рассматриваемых как бытовая техника, все работы по расширению и усовершенствованию, кроме наращивания памяти, будут осуществляться вне корпуса, что порадует клиентов, предпочитающих низкоклассные бизнес-модели. Забавно, что это вполне соответствует первоначальной идее Стива Джобса о ПК Macintosh - у пользователя по его замыслу должна отсутствовать необходимость открывать корпус этих машин.
Билл Мэкрон