Несмотря на многочисленное племя бухгалтеров, работающих в госбюджетных учреждениях России, выбор программного обеспечения для автоматизации их деятельности далеко не велик. Реально существует всего три продукта для этого сегмента рынка.

Одним из первых проектов на базе ПК старта система автоматизации, созданная несколько лет назад белорусским филиалом ВНИПИстатинформа тогдашнего Госкомстата СССР специально для бюджетных организаций. После распада СССР этот институт оказался за границей, возникли сложности с деловыми контактами и с продолжением работ.

За последние 5 лет в России возникло немало коммерческих фирм, занимающихся разработкой ПО для бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности. Сегодня многие из них заявляют о том, что их программные продукты могут быть использованы для автоматизации учета в любых, в том числе и в бюджетных, учреждениях, достаточно лишь перенастроить План счетов и хозяйственные операции. Дело, однако, обстоит не так просто не только из-за некорректности самого утверждения (кроме Плана счетов, существует ряд инструктивных и нормативных документов, которым должен удовлетворять бухгалтерский учет в бюджетном учреждении), но и потому, что согласно приказу № 177 Министерства финансов РФ от 29 декабря 1994 г. в этом году вводится в действие новая Бюджетная классификация Российской Федерации, которая также должна внести изменения в бухгалтерские программы. В начале июня в Санкт-Петербурге впервые за последние 6 лет состоялось совещание-семинар, проведенное Министерством финансов с главными бухгалтерами финансовых органов субъектов России, на котором присутствовало более 100 руководителей и специалистов бухгалтерских служб региональных финансовых органов. На нем обсуждались проблемы введения новой Бюджетной классификации и автоматизации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Мы попросили рассказать об этом совещании и о своем видении путей внедрения информационных технологий в учетную работу заместителя начальника Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации Юрия Ивановича Дрыгина.

Заместитель начальника Главного управления

Федерального казначейства Министерства финансов

 Российской Федерации Юрий Иванович Дрыгин

Ю. Д.: Один из дней нашего совещания почти полностью был посвящен обсуждению различных возможностей автоматизации бюджетной сферы.

Прежде всего хотелось бы остановиться на тех обязательных требованиях, которым должны соответствовать программные продукты для автоматизации бюджетных учреждений. Во-первых, необходимо, чтобы это была система комплексной автоматизации,  -  прошли те времена, когда дело ограничивалось лишь отдельными участками учета, например автоматизацией учета расчетов по заработной плате, продуктам питания, материалам и т. д. Во-вторых, ПО должно обязательно работать в сетевом варианте: ведь кроме централизованных бухгалтерии (крупные бухгалтерии со штатом до 150 сотрудников, обслуживающие однотипные организации одного ведомства в районе, округе и т. д.) он может использоваться и в крупных бюджетных организациях (например, больницах, институтах и т. д.), где учет ведется всего несколькими сотрудниками, а баланс и другие отчетные документы составляются по результатам их совместной работы. Третье, не менее важное требование  -  полное соответствие инструктивным и нормативным документам Министерства финансов и основному  -  Инструкции но бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом № 122 Министерства финансов России от 03.11.1993 г. Сюда же следует отнести и новую Бюджетную классификацию, которая вводится в действие в настоящее время.

Четвертое  -  относительная легкость внедрения программного продукта и обучения пользователей работе с системой. Ведь компьютер  -  это не счеты и не калькулятор, компьютерный бухгалтерский учет имеет свои особенности. Уровень же образования бухгалтеров в нашей стране пока не так высок, как хотелось бы: из 215,5 тысячи работников бухгалтерских служб высшее образование имеют 14%, среднее специальное  -  около 60%, остальные "практики", т.е. люди, закончившие среднюю школу и не имеющие специальной подготовки.

И, наконец, пятое требование к ПО для автоматизации бухгалтерского учета в бюджетном учреждении  -  дальнейшее сопровождение системы: внесение дополнений, изменений законодательства и инструктивных материалов, обновление версий в связи с усовершенствованием технического и программного обеспечения. Последние два пункта требуют от фирмы, которая решила работать с бюджетными организациями, наличия филиалов или представительств, которые могли бы предоставить пользователям соответствующие услуги в регионах.

PC week: Кто из разработчиков выступил на совещании и представил свои системы автоматизации?

Ю. Д.: Во-первых, Центр научных исследований распределенной обработки информации (ЦНИРИ) Центрального Правления научно-технического общества радиотехники, электроники и связи им. А.С.Попова, который предложил новый типовой проект для автоматизации бухгалтерского учета в бюджетных организациях, показав достойный научно-технический уровень разработок и соответствие инструктивным и нормативным материалам Минфина. Этот проект под названием "Гарант-учет", выполненный совместно с НИПИстатинформом Госкомстата России, внедрен в централизованной бухгалтерии филиала № 2 Управления здравоохранения Северо-западного округа Москвы. Кроме того, выступили фирмы "Росбиинформ" (С.Петербург) и Центр (финансовых технологий С.-Петербургского государственного университета. Из выступлений представителей этих фирм можно было заключить, что это небольшие фирмы, основная сфера деятельности которых не автоматизация бюджетных учреждений, а разработки для других организаций. "Росбиниформ" представила программу автоматизации учета исполнения сметы расходов финансовых органов. Это специализированный вариант системы автоматизации для определенной группы бюджетных учреждений, однако в нем отсутствуют некоторые участки учета: например, нет раздела "Учет продуктов питания" (который необходим для больниц, детских учреждений и пр.)  -  а это с точки зрения бухгалтера один из наиболее трудоемких участков.

Центр финансовых технологий СПГУ продвигает программу "Турбо Бухгалтер", разработанную фирмой ДИЦ (Москва). Эта программа ориентирована па хозрасчетные и малые предприятия, но может быть адаптирована и к бюджетным учреждениям. Однако она вряд ли сможет обеспечить комплексную автоматизацию в бюджетной организации.

И наконец, свои разработки представил на совещании Центр информационных технологий "Парус" (Москва). Начав в 1990 г. с автоматизации учреждений здравоохранения в Москве (на сегодня программами этой фирмы оснащены 70% медицинских учреждений столицы), "Парус" в настоящее время плодотворно работает над автоматизацией учреждений образования (автоматизировано 50%), культуры (30%), административных органов (35%). Кроме того, системы автоматизации этой фирмы установлены во всех 37 налоговых инспекциях Москвы. Центр также по желанию заказчика осуществляет поставки техники и ее модернизацию, гарантийный ремонт, организует локальные сети в бухгалтериях, производит обучение сотрудников и дальнейшее сопровождение программ. Кроме того, "Парус" успешно работает и в регионах, имеет сеть представительств в 20 городах России. Причем филиалы открываются не только в центральной части России (С.-Петербург, Владимир и др.), но охватывают Урал, Сибирь и Дальний Восток, а это немаловажно, так как мы заинтересованы в продвижении информационных технологий по всей стране.

Программные продукты для автоматизации бухгалтерского учета в бюджетных организациях России

Фирма-разра-

ботчик, контактный телефон

Название

программ-

ного

продукта

Участки учета, реализованные в базовом комплексе, и дополнительные возможности

Цена базового комплекса (на одного пользо-

вателя) млн руб.

Наличие сетевого варианта

Обучение персонала бухгалтерий

Сопро-

вождение програм-

много продукта

Другие услуги

Дилеров в Москве и регионах

Количество реали-

зованных проектов в бю- жетных учреждениях

ЦНИРИ

Типовые

Базовый комплекс

6,5

В стадии

Учебный

-

Внесение

-

Централи-

совместно с НИПИстатин-

формом

Госкомстата России Телефоны: ЦНИРИ -(095) 963-9550; НИПИстат-

информ -(095) 488-3391

решения по комплекс-

ной автома-

тизации бухгалт-

ерского учета "Гарант-

-учет"

Учет труда и заработной платы, учет основных средств, учет материальных запасов, учет МБП, учет продуктов питания, учет расходов по специальным видам платежей, учет финансово-расчетных операций, сводный учет

разра-

ботки

класс в НИПИсгат-

информе

изменений и обновление версий - по договору (за дополни-

тельную плату)

зованная бухгалтер рия филиалам 2 Управления здраво-

охранения Северо-

-западного округа Москвы

Центр

Комплекс-

Базовый комплекс

4,77

Разра-

Обучение в

В течение

Внедрение и

Около

Около 2000 в

информа-

ционных технологий "Парус" Тел.: (095) 254-0651

ная система автомати-

зации бухгалтер-

ского учета "Парус" (специаль-

ная версия для бюджетных учреждений)

Учет труда и заработной платы, учет основных средств, учет материальных запасов, учет МБП, учет продуктов питания, учет расходов по специальным видам платежей, учет финансово-расчетных операций, учет расчетов по стипендиям, сводный учет, учет исполнения сметы расходов, учет операций в физической валюте

ботана; от 5 до 40 пользо-

вателей -7,9-31, 6 млн. руб.

от 5 до 40 пользо-

вателей -13,77^

19,39 млн. руб.

Учебном центре ЦИТ "Парус"; обучение на рабочем месте заказчика; аналогичные услуги в предста-

вительствах

гаран-

тийного срока (1 год) - бесплатно; в дальней-

шем - по договору

адаптация систем к особен-

ностям конкретных учреждений; поставка компьютеров и другой оргтехники; проекти-

рование и монтаж ЛВС; гарантийное и сервисное обслужи-

вание техники, ремонт;

100

различных регионах России и Украины

Дополнительные системы

аудит

Система автоматизации сводной отчетности для организаций-распоря-

дителей кредитов

0,59

Система автоматизации кадровой деятельности

1,43

Система автоматизации финансирования подведомственных учреждений

2,45

Система автоматизации раскладки питания для стационаров

1,31

Специализированная версия для централизованных бухгалтерий (базовый комплекс)

7,2

Фирма "ДИЦ"

"Турбо

Базовый комплекс

112 USD

Система

Учебный

Обнов-

Настройка

Около

Более 1000

Тел.: (095) 157-0820

Бухгалтер"

Учет труда и заработной платы, учет основных средств, учет материалов, учет МБП, учет операций в валюте

(без учета настройки системы на особен-

ности бюджет-

ного

может под-

держивать работу с информа-

ционной базой при

класс в офисе фирмы "ДИЦ"; имеются классы в распо-

ление версий и бланков (за допол-

нительную плату)

программы на особенности бюджетного учета и конкретного учреждения

300

Остальные участки учета могут быть частично реализованы после дополнительной настройки

учета)

наличии ЛВС

ряжении дилеров; возможно обучение на месте заказчика

         PC week: Каковы на Ваш взгляд, возможности реализации всех тех проектов автоматизации, о которых у нас сегодня шла речь?

         Ю. Д.: Видите ли, всерьез пока можно говорить лишь об использовании трех проектов: белорусских разработчиков, типового проекта "Гарант-учет" и разработок ЦИТ "Парус". Правда, возникают сложности в сопровождении, связанные с различной государственной принадлежностью; особенно сейчас, когда необходима некоторая доработка всех программ в связи с введением новой бюджетной классификации.

А вообще я полагаю, что право на жизнь имеет любой проект автоматизации, удовлетворяющий тем условиям, о которых шла речь выше. К этому я могу еще добавить, что использование пусть разных, но хороших программных продуктов лишь поможет делу автоматизации  -  ведь в России 36 722 централизованные бухгалтерии (они обслуживают 345,7 тысяч бюджетных учреждений), не считая 33,3 тысяч бюджетных учреждений, ведущих учет самостоятельно. Мыслимо ли внедрять информационные технологии в таком объеме силами одной организации!? Сколько лет на это понадобится? К тому же нельзя упускать из виду и то, что мы движемся к рынку, а при рыночной экономике конкуренция не только неизбежна, но даже полезна. Какая программа окажется качественнее? А при прочих равных  -  дешевле? Кто предложит более выгодные условия? Чьи услуги будут полнее отвечать требованиям заказчика? Все это будет решать конечный пользователь. Так что последнее слово  -  за ним.

Беседу провела Татьяна Богатова

Версия для печати