Я уже как-то писал о некоем французском бизнесмене, который "просвещал" нашу публику в Петербурге на форуме "В поисках третьей реальности". Но тогда мне это показалось печальным эпизодом блестящего во многих отношениях события. Сегодня же проглядывается устойчивая тенденция неуважения к российской публике и специалистам со стороны заезжих, а иногда и местных светил.
Стандартная схема, в которую укладывается и вышеупомянутый француз, чья фамилия мною давно забыта, такова. Приезжает к нам европеец, недавно услышавший нечто "свеженькое" от своих американских коллег. И вот в порыве благородного просветительства он начинает пересказывать то, что узнал, "темным" русским, дабы им было попонятнее.
Конечно, благородство такого просветительства основано на общепринятом протоколе, который требует, чтобы для оплаты расходов просветитель сделал хотя бы одно публичное выступление. Я давно называю таких людей "миклухо-маклаями" (не в обиду последнему), в сущности, жалею их, так как от их речей сквозит комплексом неполноценности по отношению к "Новому Свету".
В последнее время эта стандартная схема стала принимать новые, иногда весьма занятные формы. Беру примеры только этого лета. Сначала итальянская фирма "Video оn Line" провела театрализованное представление с участием популярных российских телевизионных ведущих, во время которого плохо говорившая по-русски и мало понимавшая в том, что говорит, итальянка выдавала интернетовскую "паутину" за изобретение вышеозначенной фирмы.
Поскольку с российской стороны были приглашены лидеры телекоммуникационного и телевизионного бизнеса, то самым интересным для меня было наблюдать за их реакцией. Резюме было таково: теперь мы знаем, как про это можно рассказывать.
Во время открытия Международного Компьютерного Форума вице-президент фирмы IBM просвещал наш народ по поводу той же "паутины" столь же бессодержательно, но гораздо менее театрально. Это был новый персонаж для моей коллекции "миклухо-маклаев", поскольку раньше за американцами я такого не замечал. Но как говорили в старом русском театре: "Что же тут говорить, когда нечего говорить".
Затрагивать острые темы - конкуренция OS/2 с Windows-95 или силовая попытка IBM купить фирму "Lotus" - ему явно не хотелось, а просвещать всегда легко и приятно.
Но пика мое изумление достигло в "Русский день" МКФ, когда на арену компьютерного просветительства вышел известный политик Борис Федоров. Он пытался убедить лидеров российского компьютерного бизнеса в важности информационных технологий для развития российской экономики. В качестве наиболее яркого примера влияния компьютеров на экономику он половину своего двадцатиминутного выступления уделил воспоминаниям о своем обучении пользованию компьютером. Хорошо выстроенная и аргументированная речь Федорова наводила на мысль, что ее подготовке была уделена заметная часть его поездки на машине от офиса до места проведения МКФ.
Но шутки в сторону. Если говорить серьезно, то мы сами виноваты в таком к себе отношении. Ни разу после выступления очередного "миклухо-маклая" никто из публики не встал и не сказал прямо и откровенно, что он думает о времени, потерянном на выслушивание подобной информации. Наши вежливость и гостеприимство, неправильно нами же понимаемые, приводят к таким ситуациям, когда ими явно злоупотребляют.
Но самое неприятное не это. Как должен вести себя президент IBM на деловых переговорах после своего успешного выступления ни о чем? Не правда ли, ему при заключении сделки с нашими фирмами естественней всего в качестве равноценного товара предложить разноцветные стеклянные бусы? Ведь все-таки он попал к папуасам, которые еще не слыхали о Всемирной паутине!
МИХАИЛ ДОНСКОЙ