ВЫСТАВКИ
Праздник авиации в Жуковском удался
Можно ли назвать какую-либо область приложения человеческого интеллекта, в которой не использовались бы компьютерные технологии? Авиация и космос - это громадная область вертикальных компьютерных приложений, буквально уходящая в небо. Поэтому взоры сотрудников PC Week/RE, как и остальных участников и гостей Международного авиакосмического салона (МАКС-95), проходившего с 22 по 27 августа на территории Летно-испытательного института имени М. Громова в подмосковном городе Жуковском, были устремлены в небо, в солнечных глубинах которого блистали мастерством воздушные асы.
"Россия с ее просторами, охватывающими девять часовых поясов, обречена быть крупнейшей авиационной державой", - так оцепил перспективы развития авиакосмического комплекса страны председатель оргкомитета МАКС-95 В. К. Глухих. По его мнению, авиасалон в Жуковском уверенно становится в один ряд с крупнейшими аналогичными салонами в Фарнборо и Ле Бурже. В нем приняли участие около 400 фирм из 23 стран мира.
Российская экспозиция включала 116 натурных образцов авиатехники, включая самолет Президента России на базе Ил-96. Зрители увидели пилотаж на вертолетах фирмы "Камов", в том числе и на знаменитой "Черной акуле" К-50. "Акула" впервые была показана на авиакосмическом шоу Фарнборо-94, где вызвала восторг как неискушенных зрителей ("Летает против законов физики"), так и и специалистов ("Непревзойденные летно-технические характеристики и огневая мощь"). В сухопутные силы России уже поступила первая партия таких вертолетов.
Щурясь от неожиданных потоков августовского солнца, сотни зрителей завороженно наблюдали за показательным воздушным боем высококлассных боевых машин Су-27 и Су-35. Многофункциональный истребитель Су-35 - последнее детище фирмы "Сухой" - самый совершенный в мире палубный боевой самолет. Примечательно, что еще одна модель этой фирмы - спортивно-акробатический самолет Су-31, одноместная модификация Су-29 - известна в США, Великобритании и странах Балтии благодаря активной деятельности американской фирмы "Помпано Эйрцентр".
"Черная акула" - воплощение
высоких технологий в авиации
Возможно, что к концу этого века российское небо кардинально изменит мировую инфраструктуру авиационных перевозок. Это предположение основывается на решении Б. Н. Ельцина поддержать идею создания новых международных трасс в воздушном пространстве над Северным полюсом и Ледовитым океаном, которое в течение десятилетий было закрыто непроницаемым военным щитом.
Для успешного функционирования системы международных авиаперевозок требуются совершенные навигационные системы. Председатель Комиссии по регулированию воздушного движения (Росаэронавигация) В. Шелковников в интервью, данном газете "Воздушный транспорт", сказал, что сейчас в мире существуют две крупнейшие навигационные системы глобального позиционирования (GPS), оставшиеся в наследство от эпохи "холодной войны": американская "Навстар" и отечественная "ГЛОНАСС". Они способны решить проблемы с "перекоммутацией" мировых авиатрасс в связи с открытием неба России, но по прошествии некоторого времени. По словам В. Шелковникова, "при работе в экваториальных регионах наша система дает сбой, американская же система "грешит" над "шапками" планеты, т.е. Арктикой и Антарктидой". Сейчас разработчики из России и США заняты проблемой объединения достоинств обеих систем. Дело в том, что и по баллистическому построению орбитальной группировки, и по навигационным радиосигналам обе системы весьма близки. Это позволяет создавать навигационную аппаратуру, работающую по сигналам обеих систем. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) приняла решение использовать обе системы в качестве элементов глобальной навигационной спутниковой системы (GNSS).
Первые космические аппараты серии "ГЛОНАСС" были выведены на орбиту в 1982 г., разворачиваемая в 1995 г. орбитальная группировка будет состоять из 24 спутников, размещенных в трех орбитальных плоскостях. Потребитель в любой момент времени принимает сигналы не менее чем от четырех спутников. В марте этого года правительство России приняло постановление о проведении работ по использованию глобальной спутниковой системы "ГЛОНАСС" в интересах гражданских потребителей. "ГЛОНАСС" может использоваться как традиционно (для определения координат морских судов и самолетов), так и отслеживать местоположение мобильных объектов, запоминая маршрут следования и отображая его при необходимости на экране рабочей станции в реальном времени.
Комплексная спутниковая навигационная система, работающая на базе приемников GPS и "ГЛОНАСС", может быть встроена в комплект бортового оборудования самолетов. В этом направлении работает ГосНИНАС - головное российское предприятие в области комплексирования бортового электронного оборудования и разработки ПО для бортовых ЭВМ боевых самолетов и вертолетов. Партнерами ГосНИИАС в этом проекте являются американские фирмы "Рокуэлл" и "Хьюз". Кроме того, ГосНИИАС занимается разработкой новой системы записи данных с защищенной статической памятью для самолетов МИГ-21, эксплуатируемых за рубежом.
Условия эксплуатации в воздухе и космосе предъявляют особо жесткие требования к качеству проектирования новых изделий. Много внимания уделяют фирмы - экспоненты МАКС-95 автоматизации проектирования и верификации проекта. Так, например, компьютерная технология AFOBEPOL, разработанная НИИ авиационного оборудования, предназначена для выявления ошибок, ведущих к авариям, катастрофам и т.п., еще на этапе проектирования. Автоматически определяется, в частности, минимальный состав оборудования, методы технической эксплуатации, комплекты ЗИП, допустимые уровни программных ошибок.
Для автоматизированного проектирования, моделирования и испытаний технических систем предназначен программно-аппаратный комплекс "Суперинженер" - разработка российских специалистов для фирмы NICK&C. Аппаратная платформа комплекса - параллельный компьютер RS-40, созданный на базе сигнальных процессоров TMS320C40. Операционная система, язык программирования, механизм распараллеливания задач - "ноу-хау" разработчиков комплекса. Основная особенность ПО комплекса - целостное моделирование, включающее процессы моделирования и синтеза различных физических процессов, протекающих в реальном объекте. "Суперинженер" может поставляться с заполненными информационными базами, относящимися к конкретной области проектирования, например авиаоборудованию.
На стендах МАКС-95 было представлено множество различных автоматизированных диспетчерских и информационных систем обслуживания аэропортов, авиационных и космических тренажеров.
Точные цифры итогов деятельности салона пока неизвестны, однако уже в последний день его работы В. К. Глухих уверенно заявил, что МАКС-95 не только окупит себя, но скорее всего окажется прибыльным (на его организацию было затрачено около 6 млрд. руб), поскольку было заключено много контрактов на продажу как военной, так и гражданской техники для Словакии, Чехии, Австралии, Индии, Южной Кореи и т. д. В частности, президент Казахстана Н. Назарбаев и компания "ЛУКойл" приобрели по самолету Як-142 (на аэрошоу в Ле Бурже в этом году он получил приз за лучший салон).
Таким образом, Международный авиакосмический салон в г. Жуковском "встал на крыло" во всех смыслах. Говоря о его перспективах, В. К. Глухих предполагает, что следующие салоны станут более "космическими" и еще более представительными (каждый раз будет прибавляться по два выставочных павильона). Значит, еще больше высокотехнологичных разработок станет доступно вниманию наших специалистов.
ЕЛЕНА ПОКАТАЕВА