ОБРАЗОВАНИЕ

 Лаборатории забыты, да здравствует онлайн, и мультимедиа превыше всего. Работники образования все деньги тратят на новинки мультимедиа. Как вы думаете, сможете ли вы успешно закончить школу?

Добро пожаловать в школу Лэйкшор в Сан-Франциско, где в классах тесно, учебников не хватает, а библиотека уже год как закрыта. Не правда ли, это не самое пригодное место для компьютерного эксперимента в образовании. Тем не менее осенью ученики этой школы будут путешествовать по Internet, писать отчеты на мультимедийных компьютерах Маc LC и работать с библиотечным сервером. (Его цена около $40 000.) Думаете, здесь что-то не так? Отнюдь. Школа Лэйкшор  -  одна из тысяч государственных школ США, наскребывающая последние скудные доллары на новые мультимедийные технологии в надежде, что они реанимируют тонущую систему образования.

Хотя школа закрыта на лето, технологическая революция не прекращается. Старомодные компьютерные классы и древняя аппаратура больше не в чести. В этом году объем продаж мультимедийного ПО государственным школам США достиг 115 млн. долл., и к 1998 году эта цифра возрастет втрое. В списке  -  онлайновые службы, просмотрщики Всемирной Паутины (которые можно смотреть детям) и старшие модели компьютеров. Поразительный взрыв энергии, потрясший ранее унылый, как психология лягушки, рынок, важнее нарастающей волны продаж. Подогретые доступными ценами на аппаратуру, новыми технологиями и новыми социальными реалиями, верхний и нижний края рынка технологий для образования сливаются, причем этот процесс во многом подобен слиянию отраслей настольных компьютеров и мэйнфреймов на уровне клиент-сервер. Издатели учебников переходят на электронику, поставщики развлекательных и образовательных продуктов строем шагают в класс, а изготовители ПО, начинавшие деятельность на рынке образования, перестраивают свои продукты для домашнего применения. "Через несколько лет вы этот рынок не узнаете",  -  сказал Черил Ведоу, бывший вице-президент Apple, ныне возглавляющий образовательный проект Tenth Planet ("Десятая планета").

Но выйти на этот рынок  -  значит самому отправиться в школу. Вам придется научиться работать в такой среде, где контракты выполняются по полгода, основной аппаратной платформой остаются древние машины Apple II, а шесть из семи классных комнат не оборудованы простой телефонной связью  -  не говоря уже об Internet.

Кто видел, как на прошлогодних рождественских распродажах лихо разлетались с магазинных полок образовательно-развлекательные программы, тот не должен удивляться, что школы принимают новые средства обучения с распростертыми объятиями. "Не скажу, что моя работа продавца так уж тяжела,  -  сказал директор школы Лэйкшор Шерон Гиллстгай.  -  Родители убеждены, что без этой новой технологии дети не будут успевать".

Но как могут школы позволить себе тратить деньги на компьютеры, когда снижаются общие расходы на образование? "Власти Штатов отказываются делать различие между учебниками и программами",  -  сказал Нельсон Хеллер, издатель отчетов Heller Report по образованию и технологии. По крайней мере в 21 штате программное обеспечение и другие средства можно приобрести на деньги, которые раньше резервировались для покупки учебников. "Дети не смогут овладеть знаниями в рамках наших стандартных учебных планов без помощи современной техники",  -  считает Донован Мерк, технический координатор Департамента образования Калифорнии. Законодатели штата Индиана последовали примеру коллег, выделив 40 млн. долл. на технику для школ.

Портфель с учебниками. Если вы решили пробиваться на этот рынок, для начала изучите состояние издательской промышленности. Крупные фирмы  -  издатели учебной литературы поглядывают голодными глазами на администрацию США в надежде утолить свои аппетит за счет технологий для образования. И у них налажены отношения с работниками образования. Так что не старайтесь их победить, лучше к ним примкнуть. "Издатели знают, что им нужно выходить на электронный рынок, но у них пока нет опыта",  -  таково мнение аналитика Дженни Комбса из Hambrecht & Quist. В прошлом году издатели образовательной литературы заключили 28 крупных контрактов, и еще больше  -  находятся в стадии подготовки.

Примеры издательств/ сделок по технологии

При правильной стратегии эти контракты могут принести большую выгоду. Корпорация Tiny Edmark (Редмонд, шт. Вашингтон) с объемом продаж около 11,7 млн. долл. напала на "золотую жилу", подписав контракт на один миллион с отчислениями на лицензирование своей технологии фирме Harcourt Brace.

"Фирма Edmark не только получила деньги для разработки нового поколения своих программных средств, но и прославила себя, потому что теперь ее фирменный знак будет появляться на экранах в любой школе при каждой загрузке мультимедийных продуктов фирмы Harcourt",  -  сказал финансовый директор фирмы Edmark Пол Бялек. "Другая положительная сторона такого альянса: у фирм по производству учебников большой и тренированный аппарат продавцов, который все время держит связь со школами",  -  полагает Пэт Уокингтон, вице-президент по продаже образовательных продуктов компании Learning (Фремонт, шт. Калифорния).

Но, естественно, ваши партнеры не сделают за вас всю работу по продажам. Приготовьтесь крутиться как белка в колесе, чтобы успеть на 40 (а то и больше) выставок в году. "Мы кормимся с выставок",  -  констатирует Уокингтон, имея в виду не только Comdex. По ее мнению, надо выставляться и на специализированных, которые посещают учителя и координаторы технологий. Три любимые выставки Уокингтон  -  California Computer Using Educators (Калифорнийская выставка работников образования по использованию компьютеров), National Education Computer Conference (Национальная конференция по компьютерам в образовании) и Florida Education Technology Conference (Флоридская конференция по технологии образования). Если вы будете там выставляться, не вздумайте сажать в павильон необученных девочек. "Очень противно иметь дело с этими хитрыми молодыми особами, которые снисходят до вас",  -  заметила Джудит Кристиансон, учитель второй ступени школы Лэйкшор.

Компания Davidson & Associates, известная хитами образовательно-развлекательной продукции, такими как Math Blaster, не просто объединяется с другими фирмами. Она вместе с издательской компанией Addison-Wesley Publishing сотрудничает с округом Лос-Анджелес, штатами Техас, Калифорния и Флорида с целью разработки мультимедийного курса истории США под названием Vital Links. В этот курс входят программное обеспечение на CD-ROM, лазерные диски, видеоленты и студенческие газеты (стоимость контракта составила 2,4 млн. долл.).

И тем не менее хлебом насущным фирмы Davidson по-прежнему остается программное обеспечение, хотя и в новой упаковке. Ловко перекомпоновав названия продуктов для домашнего потребления и добавив чуть-чуть поддержки для учителя, фирма Davidson прочно захватила плацдарм на рынке домашних продуктов. По словам соучредителя Яна Дэвидсона, фирма получает сейчас около трети всех доходов от прямых продаж школам.

Школьные джунгли:

Школьный рынок - суровая игровая площадка, и на ней заправляют "крутые" ребята - издатели образовательной литературы

Обучающая способность. Вот еще сила, с которой нужно считаться: фирма Scholastic, огромный "бегемот", оцениваемый в 632 млн. долл., чьи продукты можно найти в девяти школах США из десяти. Она не только выпускает вездесущий журнал Scholastic Magazine и другие продукты, но и продает каталоги программного обеспечения по основным курсам. Ее многомегабайтный список рассылки, в который входят адреса учителей и администраторов, дает ей колоссальное преимущество. Сейчас она осторожно двигается в сторону сетей. Эта расположенная в Нью-Йорке компания около года назад основала сеть Scholastic Network  -  информационную службу для детей и учителей, работающую через службу America Online. Но направление развития компании Scholastic определяет скорее не технология, а отношения с учителями.

Предостережение. Не стоит сразу бежать за школьным автобусом. У этого рынка есть свои правила, стандарты и проблемы. Взгляните хотя бы па аппаратно-программную базу. По оценкам фирмы Quality Education Data, 84 000 школ США имеют 4,1 миллиона компьютеров, причем около трети из них  -  машины Apple II. И фирма Apple явно намерена сохранить свое господство. Она сейчас продает мощные, оборудованные средствами мультимедиа машины LC 110 низкой цене  -  $1700. В то же время система Windows только дает знать о своем присутствии. Корпорация Compaq в сотрудничестве с Microsoft вступила на рынок образовательных технологий год назад, и ей еще предстоит завоевать его.

И все же, несмотря на все возможные неприятности, этот рынок пришел, чтобы остаться. Игра стоит свеч.

Со старшим редактором Биллом Снайдером можно связаться по адресу: bsnyder@pcweek.ziff.com.

БИЛЛ СНАЙДЕР

Версия для печати