КОЛОНКА РЕДАКТОРА

 

Этот номер PC Week/RE посвящен событию, волнующему весь российский сетевой и коммуникационный мир,  -  выставке Netcom’95. Информационное пространство нашего еженедельника мы постарались организовать так, чтобы в нем нашлось место всем областям и направлениям пестрого и живого мира компьютерных сетей и коммуникаций: программно-аппаратным платформам, приложениям, средствам анализа сетевых коммуникаций и безопасности информации, предотвращению сбоев питания и ликвидации их последствий, технологиям передачи данных. За год, прошедший с прошлой выставки Net-com, сетевое и телекоммуникационное сообщество окрепло: не только в плане оборудования, ПО, технологий, но и в плане накопленного "жизненного" опыта по поддержке сетей. Сеть  -  это совсем не застывшая в некоторой форме "реализация проекта", а нечто подобное живому организму: она может быть "здоровой", а может и "заболеть". Для нормального функционирования вашей корпоративной сети вы должны быть постоянно в курсе того, в каком состоянии она находится сейчас, и прогнозировать ее "здоровье" в будущем. Так ли уж необходима столь мелочная опека?

По мере роста современных компаний, интеграции их информационных ресурсов в корпоративные сети все сильнее ощущается зависимость эффективности их деятельности от качества функционирования компьютерной и телекоммуникационной базы. По результатам прошлогоднего опроса компаний, входящих в список Fortune Top 100, корпоративная сеть простаивает в среднем 6% рабочего времени, при этом среднее время простоя составляет 4,9 ч, а останавливается сеть в среднем 23,6 раза в год (данные предоставлены компанией IBS). Прямые потери от таких простоев сети очень велики.

Так компании Network General

видятся ошибки на различных уровнях

системы взаимодействия

открытых систем ОSI

Вкладывая значительные инвестиции в создание сети, заказчик ожидает, что она будет устойчиво и надежно работать, не требуя больших затрат на сопровождение. Чтобы эти ожидания сбылись, необходимо использовать средства диагностики и мониторинга и выбирать их, целесообразно еще на этапе проектирования, чтобы не создавать дополнительных проблем с интегрированием новых инструментов в работающую сеть.

Дать однозначную оценку системам сетевого управления сложно, тем не менее можно выделить четыре компонента, которые входят в состав любого продукта сетевого управления.

·              

Интерфейс пользователя, с помощью которого администратор получает информацию о состоянии устройств сети и доступ к базам управляющей информации (М1В).

·              

Агенты системы управления  -  встраиваемое оборудование или программные модули для сбора данных непосредственно на сетевых устройствах.

·              

Механизм сбора информации, в соответствии с которым осуществляется опрос агентов управления и обобщение полученных данных.

·              

Протоколы обмена, регламентирующие обмен информацией между агентом и консолью управления. В качестве такого протокола наиболее часто используется SNMP (Simple Network Management Protocol).

От того как реализованы эти компоненты в конкретной системе, зависят возможности управления ею. В некоторых случаях стремятся как можно большее их количество разместить на одной консоли управления. В других  -  отдельные компоненты входят в состав сетевой ОС, а клиентская машина используется только для отображения информации. В качестве третьего подхода можно назвать интеграцию локальных средств в более сложные системы управления: прикладная программа управления сетью (агент) выполняется на рабочей станции, посылая сообщения сред-

ствам более высокого уровня и получая от них команды управления.

Что такое "Сетевое управление"

В соответствии с моделью взаимодействия открытых систем (OSI) функции управления сетью можно разделить на группы:

- Управление конфигурацией (регистрация устройств в сети, определение конфигураций элементов в сети, определение параметров сетевой ОС, описание протоколов сетевых взаимодействий, построение топологической карты физических соединений в сети)

- Обеспечение безопасной передачи информации в сети (управление доступом и полномочиями пользователей, контроль и управление межсетевыми взаимодействиями, защита от несанкционированного доступа извне, обнаружение и устранение "вирусов")    

- Устранение сбоев и аварий (для этого средства управления должны уметь следить за трафиком, выявлять чрезмерное число коллизий и повторных передач, предупреждать о ситуациях потенциального риска, следить за состоянием кабельной системы и сетевых устройств, наблюдать за удаленными сегментами и межсетевыми связями)    

- Функции учета (регистрация и учет использования сетевых ресурсов, лицензий и программных средств, управление приоритетами пользователей и приложений)

- Управление производительностью (сбор и анализ статистики функционирования сети, планирование и оценка эффективности использования ресурсов сети, анализ трафика, выявление "узких мест" сети, анализ и интерпретация сетевых протоколов, планирование развития сети).

Российские фирмы, занимающиеся системной интеграцией, пришли к пониманию необходимости соответствующего "управляющего ликбеза" для своих партнеров. Например, компания IBS недавно провела большой технический семинар, посвященный проблемам анализа и управления сетями. В частности, пристального внимания были удостоены сетевые анализаторы бельгийской фирмы Network General (см. подробную информацию в этом номере).

К Елене Покатаевой можно обратиться по телефону: (095) 278-2060. E-Mail: root@pcweek.redline.ru

ЕЛЕНА ПОКАТАЕВА

Версия для печати