Похоже на то, что в борьбе между хакерами и "чайниками" решительную победу одержали последние. Используя эти два прозвища, я не хочу никого ни обидеть, ни оскорбить: под "чайниками" подразумеваются неопытные и непрофессиональные (в компьютерном деле) пользователи, под "хакерами" - углубленные в компьютерные тонкости и увлеченные своим делом специалисты. У "чайников" зачастую просто недостает времени на то, чтобы познать все, что требуется для овладения компьютером. А хакерам, в свою очередь, - не хватает терпения, чтобы популярно объяснять те "элементарные" вещи, о которых у них пытаются узнать "чайники". Всю историю развития вычислительной техники можно интерпретировать как серию конфликтов между интересами этих двух сторон. С точки зрения хакеров от "чайников" всегда требовали "самых простых вещей". Когда-то они должны были (всего-то навсего) сформулировать свою задачу так, чтобы ее можно было запрограммировать. Затем специально для них сделали универсальные программы, которые надлежало (что может быть проще!) освоить. С появлением персональных машин в категорию этих программ попали и операционные системы. Хакеры же хотели заниматься интересными делами: составлять свои программы и (меньше) разбирать чужие. Им требовалось, чтобы прикладные программы (и в особенности операционные системы) содержали как можно больше функций, необходимость каждой из которых они готовы были отстаивать до последнего. Это в конечном счете означало усложнение систем до такого уровня, что разобраться в них мог только человек, прошедший специальный курс обучения.
Однако, если вдуматься, обе категории людей, связанных с компьютерами, вели себя совершенно одинаково - по-человечески. И те и другие всегда хотели заниматься своим делом и никак не желали вникать в тонкости "чужих" профессий. Даже состязание платформ Apple и IBM можно проинтерпретировать с этой точки зрения: компьютеры Macintosh изначально были ориентированы на человека, который видит компьютер впервые в жизни или только-только начинает его осваивать, тогда как IBM PC (и совместимые с ними) поначалу предназначались для тех, кто в состоянии запомнить аббревиатуры десятков команд и более или менее хорошо понимать, что делается в ответ на обращение к этим командам.
Далее пошли встречные процессы: система Mac OS от версии к версии стала обрастать все большим числом сложных функций, для MS-DOS начали готовить оболочки, поначалу тина Norton Commander, а затем и Windows. Но все же мне кажется, что встретились эти две платформы отнюдь не на середине пути: встреча, которая, несомненно, произошла с появлением Windows 95, состоялась куда ближе к пользовательскому интерфейсу Macintosh. Да и многие "неинтерфейсные" функции были заимствованы именно оттуда.
Насколько целесообразен такой поход "навстречу пользователям"? Для США - несомненно целесообразен. Сейчас там наблюдается взрывной рост применения Internet и иных оперативных информационных служб. В ряды пользователей компьютеров вливаются все новые сотни тысяч людей. Если смотреть с их точки зрения, выпуск Windows 95 даже запоздал на полгода или год. В России же появление многих десятков тысяч или просто тысяч новых пользователей в текущей экономической ситуации маловероятно. За новые машины садятся в большинстве своем те, кто уже имеет опыт работы с предыдущими поколениями компьютеров. Да и в среднем квалификация рядового пользователя в России несколько выше, чем у его американского коллеги, кто бы ни утверждал обратное.
Спора нет, и система Windows 95, и уже появившиеся программы для нее много удобнее и проще в работе, чем прежние. Функциональные возможности тоже ощутимо расширились. Но не следует забывать о том, что микропроцессоры х86 были первоначально разработаны для инженерных приложений, поэтому программирование функций пользовательского интерфейса для них сопряжено с серьезным "перерасходом" ресурсов. Вопрос в том, может ли Россия позволить себе роскошь "идти в ногу со временем", массово закупая технику, необходимую для работы новой системы и новых программ? Я лично на месте принимающих решения руководителей серьезно задумался бы, стоит ли эта игра свеч.
К Рубену Герру можно обратиться по телефону: (095) 286-8138.
РУБЕН ГЕРР