СОБЫТИЯ

В этом году чести принимать многотысячную толпу поклонников Oracle удостоилась Филадельфия (США), где с 18 по 22 сентября проходила международная неделя пользователей Oracle (International Oracle User Week - IOUW). IOUW, проводимая в самом грандиозном комплексе столицы Пенсильвании - Convention Center, была четырнадцатой по счету и собрала около 5 тыс. "ораклоидов" со всех континентов. Из СНГ присутствовало около 30 участников, в их числе были как непосредственные партнеры Oracle - "Форс", LVS, ЛИВС, РДТех, так и крупные клиенты - представители АвтоВАЗа, Тверьуниверсалбанка, Автоэкспорта и др. Российскую прессу на конференции представлял PC Week/Russian Edition.

СМЕНА ИМИДЖА

За последний год Oracle, лидирующая в области баз данных и удерживающая, по данным Dataquest, 45% мирового рынка реляционных СУБД, усилила свое влияние в сфере параллельных вычислений, складов данных (data warehouses), распределенных приложений, систем для рабочих групп, в персональных БД, а также обеспечила поддержку всех типов данных, начиная от структурированных текстов и кончая неструктурированными потоками аудио- и видеоинформации.

Главным же достижением корпорации надо признать смену имиджа  -  из непререкаемого авторитета в сфере дорогих СУБД она стала превращаться в поставщика комплексных информационных решений. Однако при этом руководство корпорации в лице Рея Лэйна - вице-президента Oracle, отвечающего за международное развитие, заявило, что Oracle никогда не "бросит" СУБД и не будет продавать конкретные решения. Ее роль - обеспечить всех желающих необходимым количеством всевозможных строительных блоков в виде программ, услуг, партнерства и т. д. За счет перенесения центра тяжести на приложения, мультимедиа-технологии, средства для рабочих групп корпорация будет помогать клиентам управлять разнородной информацией, что емко выражает словесная цепочка "любой источник - любая информация  -  любой доступ  -  повсюду".

На этом пути ряд шагов уже сделан. Так, Oracle заполнила пустующую нишу серверов баз данных для настольных систем, одновременно коренным образом переработав средства разработчика и дополнив их новыми возможностями для создания приложений в среде клиент-сервер. Заявка на первенство в области технологий построения складов данных, преодолевших только что терабайтовый рубеж, - еще один значительный шаг корпорации. Дальнейшее движение в этом направлении она, видимо, будет осуществлять вместе с недавно купленной фирмой IRI. Ну и, конечно, появление продуктов для работы с Internet, способствующих созданию распределенных по всему миру БД. Здесь Oracle "взяла в компанию" Spy Glass Technologies - разработчика популярной программы Mosaic для работы с Web-серверами, заключив с ней соглашение о сотрудничестве.

Все это в совокупности с колоссальными усилиями, вложенными Oracle в "воспита-ние" партнеров, в частности в рамках стратегической программы ВАР (Business Aliance Programm), способствует захвату самых удаленных уголков рынка информационных технологий.

СЕГОДНЯ В АССОРТИМЕНТЕ...

Традиционное представление об Oracle как о дорогой СУБД (от 50 тыс. долл. и выше), работающей в среде Unix в архитектуре клиент-сервер, формировалось годами и крепко утвердилось в создании пользователей, поэтому недавнее появление Personal Oracle, на порядок снижающей затраты и позволяющей работать на других платформах, для многих давних апологетов этой СУБД стало неожиданностью. Но природа не терпит пустоты, и в ассортименте корпорации теперь присутствуют серверы БД четырех уровней: для обслуживания центров данных в национальном масштабе; масштаба предприятия; для рабочих групп; Personal Oracle (для работы под Windows, начиная с версии 3.1).

Параллельно был усовершенствован и расширен набор инструментов разработчика, в который вошли: Developer/ 2000 (поддерживающий Windows, Unix, Motif), Design-er/2000 (набор CASE-средств для создания приложений), Discoverer/2000 (нацеленный на потребности пользователей, работающих в режиме ad hoc запросов, т. е. запросов, характер которых заранее не известен). Если раньше Oracle постоянно критиковали за неудобный интерфейс в средствах разработчика, то сейчас все приведено к ставшему уже привычным графическому интерфейсу пользователя, упростившему многие операции.

Ведущий продукт для рабочих групп - Workgroup/2000. В него входят: сервер для рабочих групп, персональный сервер Oracle для Windows, Oracle Power Objects, Oracle Radio Agents, Oracle OLE Objects for Windows. В этом наборе, пожалуй, стоит обратить внимание на два продукта - Oracle Power Objects и Oracle Radio Agents. Первый из них знаменует поворот Oracle в сторону объектных технологий (см. PC Week №14, стр. 5). Новая объектно-ориентированная графическая среда, по отзывам специалистов позволяет построить простое приложение за 10 - 15 минут, не требуя больших системных ресурсов (необходимо всего 8 Мб ОЗУ). Удобство работы заключается еще и в том, что приложения можно создавать дома, будучи отсоединенным от большого сервера Oracle, поскольку в Oracle Power Objects есть собственная встроенная "отладочная" БД, поддерживающая стандарт SQL . Это позволяет впоследствии очень быстро (изменением строки connect) подключить разработанное дома приложение к реальной базе данных.

Деловые альянсы

Появление у Grade новых продуктов, ориентированных на персональное использование, потребовало коренного пересмотра маркетинговой политики, организации "группы содействия". В июне      1994 г. была объявлена Business Aliance Programm, содержащая особые пункты о взаимодействии с армией партнеров, объединяющей сегодня около 5000 фирм.

Очередная конференция участников вар прошла накануне IOUW. Ее основное назначение - ознакомить с будущей стратегией Oracle, внутренними процедурами, специальными программами.

Внутри ВАР существуют разные категории партнерства: альянс дистрибьюторов - объединение продавцов; альянс платформ - производителей компьютерного оборудования (сюда входят в том числе и такие гиганты, как IBM, DEC, MP, SUN.Olivetti и т. д.); альянс открытого ПО - разработчиков приложений и средcтв разработки (здесь совместно обсуждаются проблемы, общие для фирм, работающих в этой нише, - Gupta, РowerSoft и др.).

Возникает закономерный вопрос - как удается Oracle привлечь даже конкурентов? Ответ, наверное, кроется в общей жизненной концепции американцев, сформулированной кратко так: "Live and let live" ("живи сам и давай жить другим). Ну а в компьютерных технологиях такой подход более чем разумен - открытые технологии более живучи.

      Е.М.

Благодаря второму продукту - Oracle Radio Agents, являющемуся расширением архитектуры клиент-сервер до архитектуры клиент-агент-сервер, мобильным пользователям теперь не нужно быть постоянно подключенными к серверу, чтобы не потерять предназначающуюся ему информацию. Интересы клиента стал представлять агент  -  ПК, постоянно находящийся на связи с сервером. Агент посылает запрос, получает на него ответ и держит полученную информацию до тех пор, пока клиент не выйдет на связь и не заберет ее.         

Структура мировых продаж

корпорации Oracle

По мнению Алексея Шлыкова, старшего технического специалиста по продажам российского представительства корпорации, изменения облика Oracle за последние два года очень положительны - в сторону более "человеческого лица", дружественного интерфейса и снижения цены. По его подсчетам сервер для рабочих групп (под Novell или под Windows NT) на пять клиентов с годовой технической поддержкой стоит сегодня около 3 тыс. долл. Если к этому добавить набор разработчика Developer/ 2000 тоже с годовой поддержкой, то покупка обойдется в 12-13 тыс. долл.

Но есть и более приятные новости. С весны этого года получить программы Oracle на пробу можно бесплатно на три месяца (в российском представительстве или на Web-сервере). Кроме того, корпорация не взимает плату за run-time версии компонентов средств разработчика. Например, купив один набор Developer/2000, пользователь может создать с его помощью приложения и установить их на большом количестве клиентских ПК вместе с бесплатными run-time версиями набора разработчика.

Особое внимание Oracle уделяет Internet. Во время красочного шоу, окруженного ореолом секретности, на конференции был анонсирован набор продуктов для работы с "Всемирной паутиной" - Web-system, в который входит Web-server и Web-client. Эти продукты позволят крупным корпорациям, имеющим подразделения в разных частях света, создавать распределенные базы данных, соединенные через Internet. Финансовая политика корпорации в отношении них предусматривает платное распространение Web-сервера и практически бесплатное Web-клиента.

В РОССИЙСКОМ ИНТЕРЬЕРЕ

Если в Америке программная компания номер один - это Microsoft, то в России по официально объявленным финансовым итогам 1994 года на первое место следует поставить Oracle. Ее доходы от продаж составили 13,5 млн. долл. против 12 млн. долл. у АО Microsoft. И это несмотря на то, что у Oracle заметно меньше партнеров - всего два дистрибьютора (LVS и "Форс") со своими дилерскими сетями.

По словам Криса Хаммела, менеджера по деловым союзам в СНГ, отличие деятельности Oracle в России состоит в том, что большинство продаж уже давно идут через партнеров, в то время как в Америке до сих пор 80% составляют прямые продажи и там только переходят к такой маркетинговой политике. Получается, что российское представительство на полкорпуса впереди.

По словам г-на Хаммела, российские специалисты вполне соответствуют требованиям корпорации и, понимая, что на них есть спрос и со стороны других зарубежных фирм, корпорация Oracle подумывает о привлечении местных программистов к своим разработкам. Например, обсуждается идея создания в России своеобразной офшорной софтверной зоны, подразумевающая передачу разных ноу-хау как технологического, так и коммерческого характера.

Главный акцент в маркетинговой политике российского подразделения - помощь разработчикам приложений под Oracle, расширение круга партнеров, локализация средств разработки и приложений (ряд продуктов уже имеет русскую документацию, перевод которой выполнила фирма РДТех).

По имеющимся сведениям будущей весной российское представительство Oracle намеревается провести грандиозную конференцию для отечественных партнеров и пользователей, а американская Oracle приглашает на следующую IOUW в октябре в Сан-Франциско.

Телефон российского представительства Oracle: (095) 956-5021.

ЕЛЕНА МОНАХОВА

Версия для печати