БИЗНЕС ПРЕЗЕНТАЦИИ

Информационные потоки захлестывают нас. На смену неспешным романам прошлого пришли телевидение и домашнее видео, компьютерные и видеоигры. Последние так захватили наших детей, что можно лишь гадать, способно ли новое поколение прочитать хоть несколько строк в книге.

Оставив в стороне наше родительское беспокойство, надо признать: жизнь требует от нас более высоких темпов восприятия информации. Однако основной парадокс века состоит в том, что чем больше информации мы производим, тем меньше времени у нас остается на ее усвоение.

Особенно это заметно вовлеченным в деловую сферу людям. Общение в бизнесе зачастую принимает активную (а иногда и агрессивную) форму передачи информации. В отличие от обычной жизни, когда общение порой происходит безо всякой видимой цели или цель эта сводится к простому обмену информацией, общение в бизнесе включает убеждение и доказательство точки зрения одной стороны и оценку полученной информации другой стороной. При этом время на осознание проблемы и принятие решения предельно сжато и измеряется считанными минутами.

К сожалению, избежать подобного кризиса времени невозможно. Тем не менее существует способ, при котором время, затрачиваемое на осознание информации слушателем, можно значительно сократить. В основе данного подхода лежит принцип эмоциональности человеческого восприятия. "Люди покупаются на эмоции и судят по фактам",  -  сказал один известный консультант в области деловых презентаций. Эмоции влияют на оценку происходящих событий и в конечном итоге на принятие окончательного решения. Чтобы определить способы эффективного влияния на эмоциональное состояние человека, необходимо понять, какие органы наиболее активно воздействуют на человеческие чувства.

Доказано, что самым мощным проводником информации в мозг человека является зрение. Не случайно сетчатка глаза была метко названа "мозгом, выдвинутым на периферию". Количество нейронов, отвечающих за зрение, исчисляется сотнями тысяч, и занимают они примерно 30 % мозга. При этом за чувствительность кожи отвечает 8% нейронов, а за слух  -  всего 3%. Сравнив эти данные, вы увидите, что зрительная информация примерно в 10 раз эффективнее слуховой. Зрительные образы способны наиболее сильно воздействовать на эмоциональное состояние человека, формируя у слушателя адекватную реакцию и способствуя принятию нужного решения.

Еще в древности люди обратили внимание на особое восприятие зрительных образов человеческим мозгом и с тех пор активно используют это в своей работе. Так, например, реклама подталкивает потребителей к покупке, создавая образ товара и самой фирмы. В надежности и солидности фирмы покупателя убеждают хорошо оборудованный офис и внешний вид персонала. Образ запоминается, внушает доверие. Убедить клиента в необходимости купить тот или иной товар становится гораздо проще: созданный образ способствует успешной продаже.

Облегчение восприятия информации путем создания запоминающихся образов  -  основа любой современной презентации, о каком бы виде ее (продажа, демонстрация, доклад, лекция и т.д.) мы ни говорили. Используемые в процессе презентации зрительные образы повышают внимание, понимание, согласие и запоминание информации аудиторией  -  основным составляющим презентации.

Одним из главных запоминающихся образов является, без сомнения, сама личность презентатора. Этот образ складывается из совокупности вербальной, вокальной и визуальной информации. Восприятие аудиторией образа презентатора напрямую влияет как на отношение слушателей к полученной информации, так и на результат презентации в целом.

Интересно, что, согласно данным специалиста в области межчеловеческих коммуникаций Альберта Мехрабиана (Albert Mehrabian) из университета Калифорнии, вербальное (смысловое) восприятие обеспечивают только 7% общего воздействия при межличностном общении. Голосовое восприятие, ассоциирующееся с такими характеристиками голоса, как тембр и интонация, дает 38%. Зрительное восприятие, включающее выражение лица и жесты, обеспечивает 55% общего воздействия. Этот результат поистине удивителен, так как внешний вид презентатора оказывается чуть ли не в восемь раз важнее тех слов, которые он произносит!

Современные исследования доказали способность зрительных образов проникать в самые глубины человеческого мозга, влияя на сознательном и подсознательном уровне на реакцию аудитории. Сочетание звуковой и визуальной информации позволяет достичь многих отделов человеческого мозга и, следовательно, глубже воздействовать на эмоции и чувства людей.

Современные средства презентаций, о возможностях которых мы поговорим в следующих выпусках, значительно облегчают задачу эмоционального воздействия на аудиторию.

К Анне Зуевой можно обратиться по адресу: zoueva@delight.msk.ru

АННА ЗУЕВА

Версия для печати