ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР  

 

В их подходах больше сходства, чем различий -и там, и здесь ключевую роль играют распределенные объекты  

 

На первый взгляд корпорации IBM и Microsoft имеют противоположные мнения о том, каким образом следует реализовывать технологию клиент-сервер на уровне предприятия. Многие аналитики полагают, что IBM, будучи в прошлом связана с мэйнфреймами, по-прежнему придерживается философии, согласно которой в корпоративных компьютерных инфраструктурах профессиональные специалисты но информационным системам должны осуществлять централизованное управление.

 

Microsoft напротив, кажется, хочет вывести контроль из ведения сотрудников отделов информационных систем и передать управление пользователю настольной системы. По мнению аналитиков, именно поэтому Microsoft неспособна работать со сложными системами. Однако, если заглянуть глубже, взгляды обеих компаний на технологию клиент-сервер имеют гораздо больше общего, чем они хотели бы признать. По сути позиции IBM и Microsoft одинаковы: будущее компьютерного мира - в распределенных компонентах и для достижения этой цели жизненно важна объектная интегрированная среда.

 

Это не значит, что в подходе этих двух компаний нет различий. IBM рассматривает вариант компании с управлением с мэйнфрейма вниз, a Microsoft - с настольной системы вверх.

План Open Blueprint корпорации IBM

 

Ситуация еще больше осложняется тем, что обе компании опираются на разные стандарты. IBM - на разработанный группой Object Management Group стандарт CORBA (общая архитектура посредника запросов к объектам) и OpenDoc фирмы Component Integration Labs, a Microsoft строит свое будущее на своих стандарте OLE (связывание и встраивание объектов) и интегрированной среде СОМ (компонентная объектная модель).

 

ПЯТЬ ЛЕТ ТОМУ НАЗАД...

 

Последние пять лет оказались решающими и для IBM, и для Microsoft. В 1990 г. тогдашний председатель Джон Эйкерс решил разделить IBM на независимые конкурирующие предприятия, которые могли бы оперативнее реагировать на изменения рынка и соперничать с более шустрыми компьютерными компаниями.

 

В то же самое время Microsoft выпустила Windows 3.0, а се исполнительный директор Билл Гейтс начал проповедовать свое мировоззрение "информация на кончиках ваших пальцев". Корпорация сформировала консультационный отдел, который должен был заниматься привлечением корпоративных клиентов. Кроме того, Microsoft напряженно работала над созданием Windows NT - операционной системы, позволяющей ей выйти на уровень предприятия.

Разный пород

Open Blueprint корпорации IBM понравится большим компаниям, собирающимся уменьшить свои размеры. План Microsoft подойдет фирмам среднего размера, которые хотели бы расширяться

 

Перестройка в IBM началась в критический момент, тогда аналитики предсказывали скорую кончину мэйнфреймов. Сетевые файл-серверы, с выпуском которых на рынок IBM опоздала, стали мощней, а "уменьшение размеров" и "клиент-сервер" стали самыми модными словечками в отрасли. К тому же персональный компьютер предоставлял конечным пользователям более широкие возможности правления личными и корпоративными данными.

 

СЕГОДНЯШНИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

По иронии судьбы технологии продуктивной работы на уровне персонального компьютера, которые так пропагандировала Microsoft, неожиданно сделали более привлекательным то, что предлагает IBM.

 

Компании уменьшались, и компьютеры среднего уровня типа AS/400 давали организациям возможность распределять процессы и данные. Это улучшало производительность, но усложняло управление данными. Персональный компьютер, однако, еще больше децентрализовал жесткую структуру данных на мэйнфрейме ради того, чтобы сделать работу индивидуального пользователя более продуктивной.

 

В результате отделам информационных систем стало трудно эффективно управлять данными и обеспечивать их защиту и администрирование.

 

Миссия Microsoft и IBM состоит в том, чтобы восстановить целостность данных при помощи новых продуктов, технологий и открытых стандартов, не отнимая при этом у индивидуального пользователя возможность работать продуктивно и мощно.

 

ДВА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

 

Обе компании осознают, что существование однородных сред невозможно. Чтобы создать единую систему для уровня предприятия, IBM разработала Open Blueprint, масштабный проект, в котором определяется, как эта компания будет принимать стандарты отрасли и публиковать свои спецификации для внутреннего пользования (см. диаграмму).

Миссия клиент-сервер

Миссия Microsoft и IBM состоит в том, чтобы восстановить целостность данных, не отнимая при этом у индивидуального пользователя возможность работать продуктивно и с большой мощностью

 

Некоторые составляющие плана IBM почти полностью соответствуют стратегии Microsoft в отношении технологии клиент-сервер, которую она основывает на OLE и СОМ.

 

Например, обе компании согласны с тем, что сетевые технологии будут включать технологии клиент-сервер, а технология распределенных вычислений станет связующим звеном между ними.

 

Впрочем, в настоящий момент возможности Microsoft на уровне предприятия ограничены. У компании нет четкой стратегии в отношении кросс-платформных разработок, и, похоже, она слишком много внимания уделяет Windows.

 

Сейчас, когда требования к вычислениям на уровне предприятия становятся более сложными, а организациям нужно внедрять более совершенные системы поддержки принятия решений, улучшать глобальные сети и возможности доступа к данным, IBM благодаря опыту работы на уровне предприятия имеет лучшие шансы найти свое место в корпоративной среде клиент-сервер. Однако, чтобы работать в этой ситуации эффективно, IBM необходима надежная стратегия в отношении настольных систем. Технология Open Blueprint доказывает готовность IBM принять существующие стандарты. Работая для настольных систем, IBM основывает новые инструменты разработки на распределенной версии своей архитектуры SOM (Systems Object Model), которая совместима с CORBA, главным конкурентом стратегии OLE корпорации Microsoft.

 

CORBA, недавно вышедшая во второй версии, получила поддержку большинства крупнейших производителей программ, в том числе IBM, Hewlett-Packard, Apple Computer, Digital Equipment, Intel. Отчасти мощь CORBA можно объяснить тем, что в ее архитектуру входят кросс-платформные спецификации на распределенные объекты - в среде клиент-сервер это имеет огромное значение. Разработчикам, использующим CORBA, надо знать только одну спецификацию, а не изучать сложные связующие протоколы.

 

IBM также опирается на стандарт OpenDoc, конкурирующий с услугами OLE. Главным козырем Microsoft в компонентной технологии клиент-сервер является OLE DB - набор интерфейсов, который будет связывать корпоративные данные вместе.

 

УПРОЩЕННЫЕ КОМПОНЕНТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

OLE корпорации Microsoft обладает большими возможностями, чем просто совместное использование данных и компонентов несколькими приложениями. В основе OLE лежит СОМ  -  фундамент, на котором строятся все остальные услуги OLE.

 

Услуги OLE можно разделить на две группы: услуги графического интерфейса пользователя (ГИП) и неграфические услуги. Третья технология, OLE Controls, в которую входят ОСХ (расширенные средства управления OLE), дополняет эти услуги.

 

Услуги ГИП включают большинство технологий связывания и встраивания объектов, присутствовавших в более ранних версиях OLE. Возможности, предоставляемые ГИП, позволяют разработчикам создавать составные документы.

 

Неграфические компоненты OLE, включающие OLE Integration, Uniform Data Transfer и Structured Storage, представляют собой услуги, которые обеспечивают кросс-платформность OLE. Например, OLE Integration (раньше она называлась Common Object Model) является моделью, которую Microsoft и корпорация DEC, использующая технологию Object Broker, разрабатывают для того, чтобы позволить приложениям с возможностями OLE, находящимся на несовместимых платформах, взаимодействовать друг с другом посредством удаленных процедурных вызовов.

Стратегия OLE/SOM корпорации Microsoft

 

План Open Blueprint корпорации IBM направлен на то, чтобы улучшить интеграцию аппаратных и программных платформ IBM с разнородными платформами, используемыми сейчас в корпоративных вычислительных средах, и поэтому его можно назвать более масштабным, чем стратегию OLE корпорации Microsoft. Например, Open Blueprint включает в интегрированную среду физические сетевые стандарты (типа локальных и глобальных сетей и FiberChannel).

 

В Open Blueprint входят кроме того распределенные системные услуги, а также услуги приложений и включения приложений. Эти услуги основаны на SOM и OpenDoc. Стандарт SOM впервые вышел вместе с OS/2 и представляет собой реализованную IBM спецификацию CORBA, которую технология OpenDoc использует, чтобы позволить компонентам разных систем и платформ взаимодействовать между собой.

 

OpenDoc поддерживают IBM, Apple, корпорация Oracle и фирма Novell. Этот стандарт состоит из трех уровней, и все три основаны на SOM. Первый уровень - архитектура OpenDoc Document, определяющая аспекты интерфейса составных документов. Второй - OpenDoc Component Architecture - представляет собой набор библиотек, который определяет, как компоненты приложения могут работать вместе. Третий уровень - это Bento, кросс-платформная библиотека для совместного использования компонентов.

 

КАК СВЯЗАТЬ ИХ ВМЕСТЕ

 

В настоящее время стратегия Microsoft ориентирована на Windows, однако компания рассчитывает, что независимые производители перенесут оригинальную версию OLE на различные платформы, например Macintosh и Unix. Кроме того, хотя Microsoft - член группы CORBA, компания оставляет разработку взаимодействия между OLE, OpenDoc и CORBA независимым производителям.

 

К моменту выхода статьи Object Management Group была занята подготовкой, состоящей из двух частей спецификации, которая свяжет CORBA с СОМ и OLE корпорации Microsoft. Тем временем фирма Component Integration Labs включила в интегрированную среду OpenDoc технологию Component Glue, которая привяжет OpenDoc к OLE.

 

Возможно, потребуется несколько лет для того, чтобы стратегии IBM и Microsoft в области клиент-сервер принесли первые плоды. Объектные войны только начинаются.

 

И все же IBM пока сильна. Мэйнфреймы и мини-компьютеры в ближайшее время не исчезнут. Большие компании, занимающиеся сокращением размеров или планирующие его, обратятся к IBM, поскольку она имеет большой опыт управления транзакциями, системного управления на уровне предприятия и работы с глобальными сетями.

 

Однако пока маленькие и средние компании переходят от работы на уровне настольной системы к работе на уровне предприятия, Microsoft уже есть что предложить для работы с настольными системами и она готовит выпуск необходимых инструментов и услуг типа OLE для взаимодействия на уровне предприятия.

 

ДЖОН ТАШЕК

Версия для печати