Что за зверь - системный интегратор?

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Судя по каталогу "Кто есть кто на компьютерном рынке", издаваемому SK Communications International, в России сегодня около 10 тысяч фирм, в той или иной степени причастных к продвижению информационных технологий. Кто-то удовлетворен статусом дилера, кто-то дорос до дистрибьютора. Очевидно одно: новых компаний появляется с каждым годом все меньше -рынок (особенно в крупных городах) насыщен, происходит только перераспределение сил.

Характерная черта последних двух лет -массовое увлечение системной интеграцией (СИ). Какую рекламу ни возьми, везде обещают "взять проблемы на себя", "комплексно решить задачи"... Действительно, реализация комплексных решений -выгодное дело, работа с наибольшей маржей, но всегда ли понятно, что кроется за стереотипными обещаниями?

Своими соображениями об особенностях работы системных интеграторов с нашими читателями уже поделился главный редактор PC Magazine/RE Рубен Герр (см. PC Week/RE 16/1995, с. 56). Сегодня, учитывая постоянно растущий интерес к этой "горячей" для России теме, мы открываем новую рубрику -"Колонка системного интегратора". По замыслу, в ней должны найти отражение взгляды представителей разных категорий: и тех, кто осуществляет проекты СИ, и тех, кто выступает в роли заказчиков, и тех, кто пытается сравнить проекты между собой -аналитиков, экспертов, журналистов.

Первая встреча -с Анатолием Карачинским, возглавляющим IBS, одну из самых крупных отечественных компьютерных компаний. Интервью с ним читайте на с. 49.

А пока вы нс кинулись искать эту страницу, я попытаюсь вкратце сформулировать мнение редакции о системной интеграции и ее апологетах.

Тот, кто следит за российской компьютерной прессой, наверное, обратил внимание на дискуссии, разгоравшиеся летом на ее страницах по поводу самого термина "системная интеграция". Кому-то он нравится, а кто-то считает его не точным, отдавая предпочтение словосочетанию "интеграция систем". Как бы это ни называлось, но существу результатом работы системного интегратора, будь то фирма в 10 или 600 человек, является реально работающая система, как правило, представляющая собой интеграцию компьютерных и информационных технологий. Как только некая фирма берет на себя ответственность за создание и работоспособность информационной системы в целом, а не только за поставку коробок с оборудованием и программным обеспечением, значит, речь идет о системной интеграции. Итак, главная отличительная особенность и цель СИ -законченный проект.

Развитие проекта обычно идет двумя путями: создание системы "с нуля" (наиболее благоприятный для разработчика вариант, когда сразу все можно сделать хорошо) и перестройка бизнес-процессов (re-engineering), требующая модернизации отдельных звеньев уже существующих систем или объединения имеющихся "оазисов" автоматизации в единую систему на современном техническом уровне.

Оба подхода предполагают наличие нескольких обязательных этапов: постановка задачи, обследование, разработка технического предложения, поставка и наладка оборудования и ПО, внедрение. Существуют и дополнительные этапы, которые могут по желанию заказчика включаться в договор: техническая поддержка в течение оговоренного срока, обучение сотрудников организации, которой предстоит работать с системой, создание специализированного прикладного программного обеспечения, консалтинг и ряд других. Оплата таких работ, как правило, вызывает проблемы, поскольку многим руководителям предприятий до сих пор непривычно платить за программу или консультацию больше, чем за компьютеры и другое оборудование. Об этих проблемах мы и поговорим в "Колонке системного интегратора".

Сегодня на российском рынке действуют как зарубежные, так и отечественные интеграторы, однако все заметнее преимущество последних. Практика показывает, что местные фирмы, тонко чувствующие особенности экономики и менталитета клиентов своей страны, более успешны в системной интеграции. О качестве и результатах их работы, их проблемах и достижениях мы приглашаем поговорить на страницах PC Week.

Елена Монахова

Если у вас есть что сказать на эту тему (от собственного опыта до опыта общения с системным интегратором), поделитесь с нами своими впечатлениями. Haul адрес электронной почты: root@pcweek.redline.ru; телефон: (095) 278-2060.

Версия для печати