А, КСТАТИ...

    

Рубен Герр

Время ученых-энциклопедистов миновало давно, время универсальных специалистов по компьютерам -недавно. В чем бы вы ни специализировались, рано или поздно приходится обращаться за консультациями. Знания эксперта оценить невозможно, ведь если бы мы могли его проэкзаменовать, то он нам был бы не нужен. Остается судить по косвенным признакам. Какими же бывают современные российские эксперты в разных компьютерных дисциплинах?

Богемный эксперт. Имеет самый что ни на есть экстравагантный внешний вид. Джинсы, растянутый свитер, очень часто хвост на затылке, нередко борода, вернее, многомесячная небритость. Глаза у него привычно красные, ибо он предпочитает работать по ночам. Скорее всего, опоздает к назначенному им же самим времени на два-три часа. Однако ваша неготовность принять такого эксперта вызовет приступ жуткого негодования. Добиться членораздельного изложения его экспертного мнения почти невозможно. Он предпочитает показывать. Но если богемный эксперт сел за клавиатуру или развинтил компьютер, чтобы что-то продемонстрировать, уследить за движениями его пальцев все равно невозможно. В результате проделанных манипуляций, как правило, все действительно становится на место, но не всегда. В последнем случае восстановить исходное состояние дел бывает очень трудно. Относится с глубоким презрением ко всем профанам, которые не знают самых элементарных вещей. Будет полезен только в случае, если питает к кому-либо из вашей группы дружескую или иную приязнь, ибо только тогда станет не только делать что-то сам, но и объяснять суть происходящего.

Эксперт-“фирмач”. Полная противоположность “богемному”. Всегда гладко выбрит и имеет аккуратную прическу, всегда одет так, как будто собирается на официальный правительственный прием. Единственная причина, по которой он может опоздать, -автомобильные пробки. Умело скроет свое недовольство, если придется подождать, пока вы приготовите для него “фронт работ”. Почти никогда ничего не делает сам, зато очень любит поговорить. Говорит же преимущественно о достоинствах продукции своей фирмы по сравнению с конкурирующими изделиями. Полезен в ситуациях, когда речь идет о чем-то не имеющем никакого отношения к деятельности его фирмы (если он, конечно, в этом разбирается) либо когда проблема связана только с представляемой им продукцией.

Эксперт-“совок”. Занимает промежуточное положение между экспертами двух предыдущих категорий. Он перешел в так называемые коммерческие структуры из какого-нибудь НИИ совсем недавно. Внешний вид отличается несогласованностью: это могут быть добротные вечерние брюки в комбинации с кроссовками и свитером или, наоборот, джинсы, пиджак и белая рубашка с галстуком. Взаимоотношения с обязательностью -традиционные для нашей страны: может немного опоздать сам, охотно и с пониманием прощает такое поведение другим. Достаточно скоро он либо, дорвавшись до работы, по которой изголодался в своей прежней лаборатории, вконец одичает и сделается “богемой”, либо, обнаружив, что коммерческая деятельность тоже приносит творческое удовлетворение, станет “фирмачем”. Пока что может и поговорить, и сделать что-то сам. Единственное, в чем он наверняка разбирается слабо, -это в коммерческих аспектах дела.

Эксперт-пижон. Ни по внешнему виду, ни по поведению не распознается. Единственная его отличительная особенность -перманентное состояние раздражения. Его раздражают и политика всех без исключения компьютерных фирм, и российские пользователи этих фирм, и содержание компьютерных публикаций. В действительности же раздражение вызвано тем, что мир до сих пор не признал превосходства этого эксперта во всех отраслях компьютерных знаний и не назначил его президентом Microsoft или по крайней мере председателем Комитета по информатизации РФ. Иногда действительно многое знает, но извлечь какую бы то ни было пользу из его знаний не представляется возможным.

Общие соображения. Очень многие эксперты несут на себе одно “родимое пятно Советской власти”. Тогда, во времена всеобщей информационной блокады, было престижно щеголять не своими знаниями, но осведомленностью, чтобы продемонстрировать близость говорящего к власть предержащим. Если для начала вам предложат рассказ о том, какие носки предпочитает носить главный программист “тамошней” фирмы или какое пиво пьет за завтраком их президент, с таким экспертом лучше всего как можно быстрее вежливо попрощаться -толку от этого “знатока” скорее всего не будет. Разговоры на эти темы приемлемы только во время обеденного перерыва.

Не следует забывать и о том, что “экспертное мнение” иногда может оказаться выражением личных склонностей. Известно, например, что первый язык программирования часто накладывает неизгладимый отпечаток на стиль программ данного автора во всей последующей жизни. Точно так же первая освоенная операционная система у некоторых становится “печкой”, от которой танцуют в дальнейшем, равно как и первый компьютер, первый принтер и т. д. Поэтому не лишним будет поинтересоваться технологической “биографией” вашего потенциального консультанта.

Да извинят меня эксперты-дамы и Николай Васильевич Гоголь: не поднимается перо..

Рубен Герр

Версия для печати