КОМПЬЮТЕР СТАНОВИТСЯ СЕТЬЮ
Слова главы IBM Луиса Герстнера об изменении маркетинговой политики корпорации не пропадают втуне. Волна небывалой доселе активности самых разных подразделений Голубого гиганта докатилась и до Москвы. В середине ноября было заключено сразу два OEM-соглашения IBM - с R-Style и со Stins Coman, а также проведен однодневный семинар для фирм - разработчиков программного обеспечения, первый за время присутствия IBM на российском рынке. Подобные акции запланировано провести в ноябре - декабре еще в 13 городах Европы.
Главной задачей семинара было донести до разработчиков ПО видение IBM настоящего и будущего рынка ПО, а также стимулировать их к созданию приложений под OS/2 Warp.
Системные интеграторы -
партнеры IBM в России
Питер Перрегард (Peter Perregaard), отвечающий в IBM за продажи программного обеспечения в Европе, Азии и Африке, развернул перед участниками семинара удивительные перспективы и тут же окрасил их в голубой "фирменный" цвет.
Заявив, что "компьютер становится сетью", г-н Перрегард уточнил, что ПК будущего уменьшится до размеров телефона и основной его задачей будет исполнение приложений Notes. Вопрос о том, какая операционная система станет превалирующей, просто не поднимался. Было анонсировано сразу несколько программ помощи разработчикам, а также объявлена тотальная открытость IBM в отношении стандартов на используемые корпорацией интерфейсы, протоколы и т. д.
Особое внимание привлек доклад менеджера отдела программных средств IBM Сергея Комягина "Стратегия IBM на рынке ПО России". Подразделения, отвечающие за все вопросы, связанные с ПО, появились в IBM в начале года (в IBM Восточная Европа/Азия - в апреле) в результате структурной перестройки Голубого гиганта. Российский отдел насчитывает в данный момент 9 человек и постоянно растет.
Каналы сбыта
IBM в России
По мнению г-на Комягина, четыре основных фактора определяют успех операционной системы на рынке: общественное мнение, каналы сбыта, техническая поддержка и наличие приложений, написанных специально под эту ОС.
Формированием общественного мнения IBM занимается совместно со своими российскими партнерами, предпочитая не рекламировать "IBM как IBM", а предоставляя право размещать логотип корпорации в рекламе фирмы-партнера. В настоящее время разработано сразу несколько рекламных кампаний, призванных поднять реноме продукции IBM в глазах отечественного потребителя.
OEM-партнеры
IBM в России
Пожалуй, в последнее время самых больших успехов отдел программных средств добился в привлечении OEM-партнеров. К уже имеющимся четырем, по утверждениям представителей IBM, в ближайшее время, вероятно, присоединятся еще две фирмы, названия которых пока не оглашаются. (По имеющимся у нас сведениям, особенно активно идет обработка крупнейшего на отечественном рынке продавца компьютеров собственной сборки - московской компании "ВИСТ".) Но и без двух кандидатов в OEM-партнеры на сегодняшний день, по заявлению Сергея Комягина, доля IBM на российском рынке OEM вплотную приблизилась к доле Microsoft. (Утверждение, на наш взгляд, довольно спорное.)
IBM возлагает техническую поддержку пользователей на плечи своих партнеров, установив для них "горячую линию" и планируя создать всемирную информационную сеть.
В отношении разработки приложений под OS/2 Warp представители IBM настроены весьма оптимистично. Сейчас такие программы создает 21 российская фирма (еще с четырьмя, в том числе с "1С", ведутся переговоры). Следует заметить, однако, что более половины из них пишут очень специфичные приложения, которым массовый спрос не грозит.
Создается впечатление, что IBM решила покончить с многолетней вялой маркетинговой политикой на рынке ПО для конечного пользователя. Даже на таком мятущемся рынке, как российский.
СТАНИСЛАВ ЛЕОНИДОВ