С 7 по 11 ноября на Нижегородской ярмарке царила вычислительная техника. Как сказал один из встреченных мною специалистов, это "Комтек-95", но маленький, на порядок меньше оригинала. (С этим мнением я принципиально не согласен: у нас тоже кое-что было в "натуральную величину". Например, большой надувной компьютер с надписью DELL у входа.)

 

Практически непрерывно шли семинары (темы которых, ясное дело, перекликались с темами семинаров "Комтека"), едва ли не в первый день со стендов "разлетелись" все сувениры и рекламные материалы. Один из углов зала был занят "маковской" техникой  -  красивый стенд выстроили московская фирма "БигМак" и ее нижегородские партнеры. В другом обосновались IBS с партнерами, славящие продукцию фирмы DELL.

 

Бросались в глаза насыщенный зеленый цвет R-Style (кстати, нижегородский филиал, созданный несколько лет назад, был первым филиалом фирмы), ярко-желтый цвет "1С" и его нового регионального дистрибьютора  -  местной производственно-коммерческой фирмы "Лад". Надо сказать, верная себе "1С" исповедовала вместе с "Ладом" наступательную тактику: не только стенд, броские упаковки "1С-бухгалтерии", информационные материалы и одетые в желтые майки стендисты, но и несколько выступлений по местному телевидению, викторины, лотереи.

 

Ассортимент программных продуктов был очень похож на предложения большинства московских магазинов, что-нибудь новое и оригинальное обнаружить было трудно. Кроме, пожалуй, геоинформационной системы по земельному кадастру. Других нижегородских разработчиков я на выставке не обнаружил. А жаль. Ведь, насколько мне известно, в Нижнем разработана и ведется уникальная база нормативной документации (на которую ссылаются многие серьезные серверы), два бывших сотрудника "Диалога" создали уникальный инструментарий для написания игровых и развлекательных программ, давно и успешно используется система на базе Oracle для автоматизации технической поддержки автомобилей ГАЗ в объединении "ГАЗАвтотехобслуживание".

 

ЧТО БЫЛО ПРИЯТНОГО?

 

1. Псевдопродавцы потихоньку превращаются в цивилизованных продавцов  -  уже на многих стендах задают стандартные (по западным меркам) вопросы: "Чем мы можем Вам помочь?", "Чем могу быть полезен?"

 

2. "Просто покупатели" постепенно становятся грамотными покупателями и, кроме любимого вопроса о цене, задают и другие: "А я смогу на ней ...?", "А гарантию вы даете?", "А в сети это будет работать?" Хотя, по моим наблюдениям, выставочные скидки нередко все же одерживали победу над здравым смыслом.

 

3. Столичные фирмы, по-моему, стали чуть осмотрительнее выбирать партнеров в регионах. Если раньше, чтобы стать дистрибьютором, достаточно было совершить разовую крупную закупку, а то и просто подъехать для светской беседы, то теперь уже обращают внимание и на историю фирмы, и на наличие у нее офисов, складов, магазинов и т. д.

 

ЧТО ОСТАЛОСЬ НЕПОНЯТНЫМ?

 

1. Нужны ли маленькие копии "Комтеков" в провинции? Специалистам, видимо, нет  -  они добираются и до оригиналов. А широкой публике? Затрудняюсь ответить.

 

2. Стоит ли превращать такое мероприятие в "выставку достижений зарубежной техники"? Понимаю, что выставочные площади нынче дороги, и все же, наверное, организаторы могли бы (скидками, льготами) пойти навстречу немногочисленным нынче отечественным разработчикам оригинальных программ, игр, автоматизированных приборов. А то в знаменитой уже интерактивной энциклопедии "Microsoft Encarta’95" из 7173 статей США посвящено 1707, Англии  -  255, а России  -  123 статьи (причем в их число вошли и такие "специфически российские", как "Макдональд в Москве", например). Есть хорошее слово  -  самоуважение. Может, вспомним о нем, готовясь к следующим выставкам  -  и в провинции, и в Москве?

 

Игорь Альтшулер

Версия для печати