В середине ноября в Москве прошел семинар "Информационные технологии в проектировании систем и управлении бизнесом", проведенный фирмой "МетаТехнология" (см. PC WEEK/RE, № 21/95, с. 60). Сегодня мы, как и обещали, рассказываем о программных продуктах, помогающих системным аналитикам и руководителям фирм моделировать бизнес-процессы, анализировать ситуации, проводить реорганизацию предприятий.

 

Design/IDEF v3.0  -  графическая среда для проектирования и анализа сложных систем. Поддерживает методологии описания систем IDEF0 (функциональные модели), IDEF1, IDEF1X, Entity-Relationship (информационные модели).

 

Из личного опыта могу сообщить, что Design/IDEF очень удобен в работе и "заботлив": если ты забыл где-то провести стрелочку  -  он сообщит.

 

Области применения: проектирование программного обеспечения и сложных технических систем, описание и анализ оргструктур компаний, банков, предприятий, анализ, прогнозирование и реорганизация бизнеса, анализ и оценка инвестиционных проектов и т. д. Фирма в Design/IDEF представляется как единый организм, сочетающий управленческие, производственные и информационные процессы. Построенная модель  -  первый шаг к определению и реализации разнообразных технических и организационных решений для повышения эффективности бизнеса.

 

Этот пакет используется в таких фирмах, как IBM, Ford, Philips, General Motors, он включен в международный проект "Офис-2000" как средство описания и анализа бизнес-деятельности.

 

Design/OA v3.0  -  инструментальная среда для разработки коммерческих программных продуктов с объектно-ориентированной графикой. Позволяет создавать графическое окружение для таких прикладных областей, как технология программирования (CASE-системы), автоматизация проектирования (CAE/CAD), комплексная компьютеризация производства (CAM), объектно-ориентированное программирование. Вы можете создавать графические интерфейсы к системам управления базами данных, сетевым приложениям, системам обработки информации, системам бизнес-анализа.

 

WorkFlow Analyzer v1.0  -  уникальный программный продукт, предназначенный, как и известный пакет Design/CPN v2.0, для динамического анализа сложных систем. Позволяет описывать и моделировать поведение системы любой природы, включая деятельность предприятия, банка, министерства, с целью повышения ее эффективности и поиска оптимальных режимов работы. Результатом моделирования является набор отчетов, в которых оцениваются характеристики работы системы, указывается на "узкие места", а также на неэффективное использование ресурсов.

 

Staffware (к этому семейству относятся такие продукты, как Staffware v4 и v5, Staffware on Oracle v5, Staffware for Windows <клиент> v1 и v2, графический редактор процедур Graphical Workflow Definer)  -  программная система, автоматизирующая управление потоками различных бумаг, циркулирующих в организации. Это комплексная автоматизация "бюрократии" и документооборота. Документы обрабатываются по заданному алгоритму в автоматическом и/или интерактивном режиме и перемещаются по заранее определенным маршрутам между отдельными подразделениями.

 

Staffware настраивается и перенастраивается на структуру организации и принятые в ней способы обработки документов. Система оперирует такими понятиями, как очереди работ, динамически изменяемые формы (запрашивающие и передающие информацию), предельные сроки реагирования и т. п. Назначая и синхронизируя время поступления документов к определенным лицам, система ведет постоянную регистрацию того, что, когда и кем сделано. Администрация получает всю текущую информацию в виде различных отчетов и сообщений. Поддерживается внутренняя электронная почта, система паролей и электронных подписей.

 

Staffware может иметь интерактивный доступ к любой внешней базе данных  -  Oracle, Informix, Ingres и т. д. Доступ из Staffware к серверу баз данных стандартизован и использует SQL.

 

Staffware имеет выход в любую внешнюю систему электронной почты, включая протоколы Х.25 и Х.400. Примеры возможных приложений:

 

-  документооборот;

 

-  декларации о доходах и требования по кредитам;

 

-  обработка страховых исков;

 

-  управление проектами;

 

-  организация информационных служб;

 

-  регистрация контрактов на поставки и продажи;

 

-  процедуры, связанные с работой отдела кадров.

 

Staffware построена по принципу клиент (MS Windows) - сервер (Unix) и может быть интегрирована с любыми программными продуктами, работающими в ОС Windows и Unix.

 

ART*Enterprise  -  первый продукт нового класса инструментальных средств полной компьютеризации предприятия. Корпорация Inference предложила объектно-ориентированную среду разработки прикладных программных систем с клиент-серверной архитектурой, поддерживающих четыре основные платформы  -  персональные компьютеры, рабочие станции, мини-компьютеры и большие машины. При этом инструментальные графические средства позволяют разрабатывать высококачественные пользовательские интерфейсы. Инструментальные средства интеграции баз данных применимы практически ко всем известным базам данных, что дает возможность работать с разнородными базами данных в рамках одного приложения. Используя универсальную технологию можно представлять стратегию бизнеса в виде правил, описывающих логику бизнес-процессов, причем при больших наборах правил этот инструментарий можно применять в масштабах всего предприятия.

     Фирма в Design/IDEF представляется как единый организм, сочетающий управленческие, производственные и информационные процессы. Построенная модель - первый шаг к определению и реализации разнообразных технических и организационных решений для повышения эффективности бизнеса. 

 

Технология прецедентно-зависимого поиска обеспечивает моментальный доступ к неструктурированной информации (к текстовым или графическим данным, которые невозможно организовать в виде баз данных).

 

CBR Express и CasePoint  -  продукты, предназначенные для разработки экспертных систем, основанных не на правилах, а на прецедентах. Подобно тому, как накопление опыта и знаний расширяет возможности человека, CBR Express тоже накапливает "опыт", обеспечивая ввод, сопровождение и динамическое добавление прецедентов, а также простой доступ к ним с помощью вопросов  -  ответов. Используется при автоматизации информационно-справочных служб и "горячих линий", а также при создании интеллектуальных программных продуктов, систем доступа к информации, систем публикации знаний и т. д.

 

Вводится простой запрос, например: "Мой компьютер не работает". Далее происходит выделение ключевых слов, поиск в базе прецедентов и генерируется перечень потенциальных решений. Пользователю могут быть также заданы уточняющие вопросы; предлагаемые варианты решения проблемы могут включать в себя видео- или фотоматериалы. CBR-технология представляет собой основу для практически безграничных приложений, которые наращиваются за счет постоянного сбора информации (причем обеспечивается совмещение структурированных и неструктурированных данных, включая мультимедиа). Создается (это мнение активно использующих CBR компаний, таких, как Nippon Steel, Lockheed и др.) самообучающаяся коллективная память, исключительно удобная для накопления и передачи профессионального опыта.

     Используя универсальную технологию можно представлять стратегию бизнеса в виде правил, описывающих логику бизнес-процессов, причем при больших наборах правил этот инструментарий можно применять в масштабах всего предприятия. 

 

Excalibur EFS (электронный архив)  -  система обработки образов документов, работающая со всеми типами документов (текстами, изображениями в различном формате) на всех основных платформах. Документы на бумажных носителях вводятся путем сканирования, электронные считываются с магнитных и оптических дисков, лент, модемов. Особая система адаптивного распознавания образов позволяет точно находить необработанный текст, что избавляет от последующих корректировок, подчисток и повторного ввода. Графический интерфейс пользователя обеспечивает метафору знакомой среды архива с пиктограммами, которые обозначают комнаты архива, ящики и папки с документами. Кроме обычных форм поиска информации (по названиям документов, ключевым словам, запросам в стиле баз данных и т. д.), есть мощный режим "нечеткого поиска". С его помощью можно найти нужную информацию, даже если вы "не знаете, как это пишется, или забыли, как это называется".

 

Пакет EasyABC  -  опирается на семейство методологий стоимостного анализа: ABC (Activity Based Costing  -  функционально-стоимостной анализ), ABM (Activity Based Management  -  операционное управление), ABB (Activity Based Budgeting  -  планирование бюджета на основе выполняемых функций).

Технология создания информационных систем в среде клиент-сервер (с использованием перечисленных пакетов)

1. Информационное обследование:

- функциональная модель - Design/IDEF;

- информационная модель - Design/IDEF;

- стоимостная модель - EasyABC Plus.

2. Разработка:

- процедур документооборота и деловых операций - Starffware;

- информационного обеспечения - Design/IDEF и CBR Express;

- прикладного программного обеспечения, приложений для сервера баз данных (логической и физической структуры базы, процедур обработки запросов и генерации отчетов) - CASE-средства.

3. Интеграция сервера баз данных и Staffware.

4. Реорганизация: среда разработки приложений для сервера баз данных, сервер баз данных, Staffware - Design/IDEF.

 

Традиционный подход к определению стоимости, использующий в качестве основы для вычисления накладных расходов прямые затраты труда и материалы, был оправдан, когда накладные расходы составляли небольшой процент от прямых трудовых затрат. Сегодня процентный норматив накладных расходов  -  инструмент "уравниловки" прибыльных и неприбыльных изделий и услуг. В результате значительно искажается действительная стоимость, что приводит к производству убыточных изделий, излишнему вниманию неприбыльным заказчикам, приобретению слишком дорогого оборудования, излишней централизации функций и т .д.

 

С помощью АВС-метода строится модель, отражающая структуру ресурсных, функциональных и стоимостных элементов системы и взаимосвязи между ними, по которой затем генерируется и наполняется данными АВС-система, обеспечивающая анализ информации и предоставление данных, необходимых для принятия решений.

 

АВС-модели, разработанные с помощью пакета EasyABC PLus, позволяют анализировать причины и источники затрат, определять объем требуемых инвестиций и эффект от инвестирования, выделять стратегически важные и "лишние" функции. Многие программные продукты, в частности пакет функционального анализа Design/IDEF, имеют встроенный интерфейс с EasyABC PLus. Возможно получение информации из бухгалтерских систем, систем автоматизации деятельности предприятия и т. д. Подготовленные отчеты легко экспортировать в электронные таблицы, например в Excel.

 

На следующем этапе АВС-информация используется в АВМ-методологии, позволяющей совершенствовать стратегическое положение компании, в частности, путем перераспределения ресурсов, реорганизации бизнес-процессов. АВС-подход обеспечивает планирование бюджета организации или инвестиционного проекта с использованием принципов, средств и методов АВС  -  фактически это "обратное проектирование" АВС-системы, использующее ее для определения рабочей нагрузки и потребности в ресурсах.

 

Игорь Альтшулер

Версия для печати