Хорошо спроектированный ГИП с орбиты не сходит. От выслушивания пользователей до готового ГИП дорога не близкая

 

Едва д-р Джон Грюнсфельд успел приземлиться, как чиновники из NASA дали ему новое задание. Но это не был приказ отправиться еще в один двадцатидневный полет вокруг Земли на "Шаттле". Нет, ему поручили разработку графического интерфейса пользователя (ГИП).

 

И притом не всякий ГИП им годится. Грюнсфельд, физик и астронавт, возглавляет команду по созданию интерфейса для системы управления процессами на борту первой в мире международной космической станции. Система, которая послужит также и для наземного управления, станет единым интерфейсом ко всему кораблю и будет использоваться для всего: от управления проводимыми на борту экспериментами до контроля температуры и включения света. Сомнения должны быть исключены, а для сбоя просто нет места.

 

К счастью, большинство из нас не вручает свою жизнь в руки какого бы то ни было ГИП. Но это не значит, что разработка стандартного ГИП для настольных ПК не должна считаться наукой. Чем больше компаний переносит приложения непрерывного действия на клиент-серверную архитектуру, тем выше необходимость в хорошо спроектированных и дружественных ГИП. Эта потребность становится еще больше из-за растущей популярности World-Wide Web в Internet и появления Windows 95 корпорации Microsoft, которые вызвали у пользователей аппетит на всякие приятные пустячки.

 

БЫВАЕТ, ЧТО БОЛЬШЕ - ЭТО МЕНЬШЕ

 

Теперь, когда Windows 95 уже на свободе, пользователи начинают требовать приложений, использующих различные возможности интерфейсов системы, из которых наиболее популярны "мастера" (wizard) и карточки-подсказки (cue card). Эти методы интерфейса (называемые иногда техникой помощи пользователю) быстро становятся стандартами для большинства продуктов под Windows.

 

У разработчиков возникает искушение использовать все возможности интерфейса для приложений под Windows 95, чтобы создать больше "украшений" и тем удовлетворить пользовательские требования. Но, согласно мнению экспертов, такой ход нельзя назвать разумным. ГИП, перегруженный возможностями, не адресованными к каким-то конкретным потребностям пользователя, и не упрощающий работу с приложением, часто оказывается хуже, чем полное отсутствие графического интерфейса.

 

"Слишком много управляющих элементов вносят в офис путаницу... и повышают ожидания пользователей. Microsoft определенно подняла планку слишком высоко",  -  сказал Джим Хобарт, старший консультант фирмы Corporate Computing International (Чикаго)  -  компании по консалтингу и подразделения фирмы LBMS. Пользователи могут еще добавить путаницы, потребовав каких-то "вывертов" в интерфейсе без четкого осознания, для какой цели это нужно.

 

Но даже имея в виду это предостережение, надо признать, что дебют Windows 95 вызвал к жизни новое поколение инструментальных средств, предоставляющих разработчикам новые возможности для проектирования ГИП. "Система Windows 95 открыла целый новый класс средств визуализации, которых раньше на рынке Unix не было, а теперь они есть",  -  заявил Рен Райс, менеджер по технологии PCS (системы управления процессами) в фирме Siemens Energy & Automation (Джонсон-Сити, шт. Теннесси), разрабатывающей и производящей медицинское оборудование и системы управления процессами.

 

В настоящий момент Райс руководит созданием второй версии интерфейса PCS с помощью Sammi  -  интерактивного средства разработки от Kinesix из Хьюстона (http://www.kinesix.com). Основная трудность  -  сохранить в центре внимания потребности пользователей и не дать себя загипнотизировать всем новым приспособлениям. "Мы должны смотреть на них с точки зрения того, имеет ли смысл включать их в наш продукт",  -  считает Райс.

 

СТАРАЯ МУДРОСТЬ

 

Хотя ландшафт ГИП стал сложнее, все же, к счастью, основы не изменились. Хочешь добиться успеха? Планируй тщательно, держись хорошо определенных процессов, а главное  -  прислушивайся к своим пользователям: по-настоящему важнее всего процесс сбора спецификаций.

 

Грюнсфельд начал с тщательного изучения результатов исследований NASA в области человеко-машинного взаимодействия. "Я так решил просто потому, что мои представления о том, как должен работать ГИП, не обязательно соответствовали тому, как он должен делать на самом деле",  -  сообщил Грюнсфельд, работающий в Johnson Space Flight Center в Хьюстоне.

 

А что делать, если у вашей компании нет ресурсов для проведения собственных исследований по ГИП? Попробуйте поискать в Internet. Здесь вы найдете столько источников информации по разработке ГИП, что даже растеряетесь, с чего начать.

 

Для работы с пользователями назначьте человека, ответственного за сбор требований, а если у вас есть такие ресурсы, как у NASA, создайте межотдельскую комиссию. Но не кидайтесь сразу разрабатывать ГИП, как только пользователь небрежно набросает список слабо продуманных заданий. Спросите пользователей о задачах, которые им необходимо выполнить, и о том, где именно в игру вступает ГИП. Такое упражнение даст много обеим сторонам, и станет ясно, надо ли строить новый ГИП или достаточно будет модифицировать существующий.

 

Отклик от пользователей должен поступать и в течение всего времени создания прототипа. В фирме Siemens Райс и его инженерная команда обладают такой роскошью, как собственный центр компании по исследованию применимости ПО. Группа использует Neilsen Usability Engineering Lifecycle Model для помощи разработчикам в сборе требований и создании прототипов приложений, согласовании изменений между пользователями и инженерами и для испытания приложений на применимость в процессе разработки.

 

Но, если у вас нет больших ресурсов, пусть это вас не обескураживает. Тестирование на применимость может выполнить почти каждый, а результаты стоят усилий. "У нас действительно хорошая лаборатория, и базовое тестирование каждый может выполнить без затруднений",  -  заявил Дарин Кресл, инженер по человеческому фактору в фирме Siemens. Все, что для этого нужно,  -  магнитофон, несколько пользователей, которые согласны, чтобы их записывали, пока они будут тестировать ваш ГИП, и несколько часов, проведенных за анализом ленты, чтобы понять, что их обрадовало, а на чем они споткнулись.

 

Такие же простые, но эффективные методы можно использовать и для других частей процесса. Джейкоб Нильсен, "гуру" по ГИП в фирме Sun Microsystems (Маунтин-Вью, шт. Калифорния), предлагает попробовать "иметь очень ясную структуру, а не массу выданной информации. Выберите естественные для вашего приложения категории и определите метод для обнаружения этих естественных категорий".

 

Если, например, вы пытаетесь организовать пункты меню, запишите каждый пункт и каждую категорию на отдельной карточке. Потом перемешайте их и попросите пользователя разложить по степени важности. После того как через этот тест пройдут пять-шесть пользователей, у вас будет достаточно данных для того, чтобы расположить пункты меню так, что это будет иметь смысл для ваших пользователей. Процесс займет всего несколько часов.

 

Может быть, аккуратное прохождение всех этих этапов и не такая серьезная вещь, как ракетная техника, но во всяком случае это очень полезно для удержания разработки ГИП на курсе, ведущем к успеху.

Путь к хорошему проекту ГИП

 

С Эрином Коллэвеем можно связаться по адресу: ecalloway@pcweek.ziff.com.

 

Эрин Коллэвей