ВЗГЛЯД СПЕЦИАЛИСТА  

 

Web - это динамическое средство публикации; пользователи стекаются к узлам с постоянно обновляемой информацией  

 

Компании, находящиеся на вершине технического прогресса, ищут свое место World-Wide Web, в то время как большая часть американцев еще не до конца понимает, зачем это нужно. Многие ждут, чтобы кто-нибудь объяснил им нормальным языком, что все это значит.

 

Несмотря на утверждения недоброжелателей, Internet постепенно превращается в экономически эффективное средство продвижения на рынок и продажи продуктов. По мере развития этой тенденции компании должны определить, какова будет отдача от инвестиций во внедрение и обслуживание работы с Web, и взвесить способы обеспечения безопасности.

 

Кажется, что если нет отдачи, то нет и оснований для инвестиций; однако, приняв такой довод, но не учтя некоторых факторов, можно выйти на опасный путь.

 

ПОЖАЛУЙТЕ ТОРГОВАТЬ

 

В то время как многие ученые мужи из средств массовой информации представляют World-Wide Web как нечто среднее между вторым пришествием Гутенберга и очередной базой для предпринимательства, мало кто реально извлекает экономическую выгоду, пользуясь Internet как средством продажи продукции и услуг.

 

Действительно организации, которые пытаются продвигать на рынок и продавать свою продукцию через Internet, скорее похожи на первых астронавтов проекта "Аполлон"  -  пионеров, которые самоотверженно вели борьбу с технологическими новшествами, не всегда работавшими должным образом. Остальная часть деловой Америки занимает традиционно консервативную позицию: прежде чем сделать решительный шаг, ждет, пока иллюзорная отдача от инвестиции станет явной и реальной.

 

Устанавливая корпоративный узел Web, компания прежде всего должна определить его истинное назначение: будет ли он всего лишь фасадом, демонстрирующим корпоративную принадлежность предприятия, или маркетинговым инструментом для продвижения продукции и услуг компании, а главное  -  будет ли компания выделять ресурсы для того, чтобы вести активную торговлю посредством Internet.

 

Компании, которые хотят распространить свое торговое влияние в киберпространстве, должны мыслить глобально (ведь, в конце концов, сообщение выходит на весь мир), кроме того, у них должно быть желание и способность обеспечить первоклассный сервис.

 

Именно здесь многие деловые люди "тормозят". Не считая денежных расходов, создание узла Web требует серьезных обязательств по обеспечению его штатами и такими вещами, как удовлетворительный менеждмент, анализ работы, техническая поддержка и работа с пользователями в реальном времени.

 

ДОБЕЙТЕСЬ ДИНАМИЧНОСТИ

 

Независимо от того, создаете ли вы узел Web самостоятельно или приглашаете специалистов со стороны, Web  -  это средство публикации, причем одно из самых динамичных. А раз так, то необходимы авторы, редакторы, художники-оформители и технические работники.

 

Для компаний, которые искренне верят в Internet и хотят сделать вложения в необходимые технические средства, программы, сетевое оборудование и штаты для информационных систем, первоначальные издержки могут оказаться выше предполагаемых.

 

Узел Web, регулярно обновляющий информацию и обеспечивающий истинную интерактивность, может получать до тысячи обращений в неделю. И если он привлек внимание, скажем, ста или двухсот пользователей, значит, понадобится два или более поддерживающих Web-Unix серверов, дополнительно оборудованных памятью, жесткими дисками и быстродействующими (Т-1 или лучше) сетевыми соединениями.

 

Конечно, если компания рассчитывает на меньшие объемы и более редкие обращения, можно установить более дешевое оборудование и программные средства, например серверы Macintosh или Windows NT.

 

В любом случае будьте готовы достать кошелек и помните, что придется держать его открытым, чтобы оплачивать необходимое обслуживание и постоянное обновление.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ УРОКИ

 

Опыт фирмы DeLorme Mapping  -  хорошая иллюстрация того, что может случиться. Во время прошлогоднего инцидента с кубинскими беженцами DeLorme начала публикации на эту тему в Web. Она разместила па своем узле домашнюю страницу с картами и сообщениями о событиях эмиграции с Кубы. Множество людей обратилось на узел, и примерно на две недели он стал весьма популярным.

 

Но вскоре поток обращений иссяк. Менеджеры поняли, что необходимо постоянно обеспечивать смену материалов, иначе пользователи больше не обратятся к ним и заодно не просмотрят их свежие маркетинговые материалы.

 

Поэтому они наняли нескольких авторов, пишущих на HTML (Hypertext Markup Language  -  язык разметки гипертекста) и создали группу художников-оформителей для работы исключительно на узле Web, чтобы в онлайновом режиме всегда были свежие данные. И самым трудным делом оказалось включить эти работы в общую схему прибылей и затрат.

 

В качестве альтернативы этому дорогостоящему мероприятию компания могла бы заключить контракт с Internet-провайдером или с кем-либо из множества консультантов-дизайнеров Web. За определенную сумму провайдер настроит и будет обслуживать Web-сервер, а консультанты Web разработают и внедрят деловые или маркетинговые мероприятия в реальном времени. Они даже могут обновлять и обеспечивать интерактивную службу  -  конечно, за дополнительную плату.

 

Имейте в виду, однако, что под видом консультантов по Web в Internet прокралось множество шарлатанов. Хороший консультант должен глубоко понимать тонкости пользовательского интерфейса, иметь теоретический и практический опыт и знать структуру ГИП.

 

Создание узла Web напоминает процесс написания той части прикладной программы, с которой взаимодействует пользователь. Поэтому надо хорошенько разобраться в методах представления информации (включая HTML  -  редактирование и работу с приложениями) и привлекать людей, которые обладают опытом внедрения услуг на базе Internet и понимают суть как известных, так и разрабатываемых приложений и стандартов.

 

НА ОСТРИЕ БРИТВЫ

 

Если ваша компания и вправду хочет продавать свою продукцию через Internet, будьте готовы к перестрелкам с движущейся целью. Именно сейчас многие компании, собирающие деньги с помощью Internet, создают инфраструктуру для транзакций в реальном времени.

 

Кредитные карты и другие важные сведения можно зашифровать и сохранять в защищенном виде для передачи по общественным каналам Internet, но технология Web еще не способна передавать эти данные в банк для верификации карточки и утверждения заказа.

 

Большинство компаний, торгующих по каналам Internet, вынуждены пользоваться обычными методами: чтобы завершить сделку, штатные работники звонят по телефону. Года через два кто-то из них, например фирма Verifone, начнет выполнять электронный обмен данными (EDI) и банковские операции в реальном времени по Internet.

 

Как бы то ни было, многие фирмы находят Web полезным средством маркетинга и продвижения продукции на рынок.

ДОПОЛНЕНИЕ

 

Оценка стартовых затрат фирмы, которая хочет развернуть маркетинговую программу в World-Wide Web. Все интервалы цен приблизительные

+----------------------------------+----------------------------------+----------------------------------+

|                                  |Своими силами                     |С помощью сторонней организации   |

|                                  |(компания закупает, устанавливает |(компания заключает контракт с    |

|                                  |и обслуживает все оборудование;   |третьей стороной для выполнения   |

|                                  |сопровождает и издает информацию  |всех услуг)                       |

|                                  |Web внутри узла)                  |                                  |

+----------------------------------+----------------------------------+----------------------------------+

|Оборудование и операционные       |$5000  -  $25 000                 |Включается в месячную или годовую |

|системы                           |                                  |плату ($100  -  $5000 в месяц)    |

+----------------------------------+----------------------------------+----------------------------------+

|Сетевое подключение к Internet    |$500  -  $700 в месяц при         |$500  -  $700 в месяц при         |

|                                  |скорости 256 Кб/с; $1000  -       |скорости 256 Кб/с; $1000  -       |

|                                  |$2000 в месяц за линию Т-1; плата |$2000 в месяц за линию Т-1; плата |

|                                  |за телефонную связь меняется в    |за телефонную связь меняется в    |

|                                  |широких пределах                  |широких пределах                  |

+----------------------------------+----------------------------------+----------------------------------+

|Программное обеспечение сервера   |Программное обеспечение сервера   |Включается в месячную или годовую |

|Web                               |Web                               |плату                             |

+----------------------------------+----------------------------------+----------------------------------+

|Цена дизайна Web (графический     |$1000  -  $5000                   |Автор HTML: $100  -  $125 в час,  |

|дизайн, написание, обработка      |                                  |дизайнер Web: $100-$200 в час     |

|страниц Web)                      |                                  |                                  |

+----------------------------------+----------------------------------+----------------------------------+

|Программирование Web (формы и     |Стоимость работы одного           |$50 - $200 в час в зависимости от |

|специфические функции)            |HTML-автора и одного              |квалификации; если возможно, то   |

|                                  |художника-оформителя (включая     |на основе долгосрочного контракта |

|                                  |заработную плату и дополнительные |                                  |

|                                  |расходы)                          |                                  |

+----------------------------------+----------------------------------+----------------------------------+

|Обеспечение информации            |Используется имеющийся штат       |$100 - $1000 на один узел Web,    |

|(обновление данных на линии,      |                                  |если обеспечивается               |

|создание новых материалов после   |                                  |Web-провайдером                   |

|запуска)                          |                                  |                                  |

+----------------------------------+----------------------------------+----------------------------------+

|Обработка транзакций в режиме     |Требует наличия инфраструктуры    |Еженедельная либо ежемесячная     |

|реального времени (утверждение    |                                  |оплата                            |

|кредитных карт, исполнение и др.) |                                  |                                  |

+----------------------------------+----------------------------------+----------------------------------+

|Техническое обслуживание          |Может потребоваться специальный   |Обычно включается в контракт с    |

|оборудования                      |штатный работник                  |Web-провайдером                   |

+----------------------------------+----------------------------------+----------------------------------+

РАЗБУДИ МЕНЯ, КОГДА ВСЕ КОНЧИТСЯ

 

Конечно, узел Web может быть достойным инструментом выражения корпоративного имиджа предприятия, однако многие делают ошибку, зацикливаясь на внутренней организации компании и передавая детальные описания расположения своих офисов, которые пользователи Internet вовсе не собираются посещать. Не будьте навязчивыми. Не ждите, что весь мир стечется к вашей виртуальной двери. Это не сработает.

 

Предоставляет ли ваша компания информацию о продукции, предлагает ли техническую поддержку или выполняет денежные транзакции через Internet  -  все, что можно сделать, имея узел Web, это создать и поддерживать динамичные взаимоотношения с пользователями.

 

В противоположность таким пассивным средствам, как телевидение или газеты, связи, устанавливаемые через Web, интерактивны. Обеспечение пользователей электронными эквивалентами рекламного листка о продукции или отчета о продажах  -  это еще не интерактивность. Любой эксперимент с Web должен оправдать затраты на работу квалифицированного персонала, обеспечивающего пользователей, которых привлек ваш узел Web, полезной, свежей и регулярно обновляемой информацией.

 

Предложите пользователям что-то кроме собственной рекламы. Дайте им повод снова обратиться к вашему узлу Web: пригласите их к разговору, предложите записаться в книгу посетителей или спросите их, какого рода информацию они разыскивают.

 

Джефф Френтзен

Версия для печати