Письма в редакцию
Спасибо Елене Монаховой за приглашение к разговору о системной интеграции и системных интеграторах (PC WEEK/RE, № 20, с. 3). Разговор этот назрел или несколько опоздал. Назрел он потому, что некоторые отечественные системные интеграторы уже запутались в предмете своих занятий.
Одни из них просто “обожествляют” себя. Но тот, кто “отламывает” часть у одной системы и создает из нее другую, что однажды было проделано с ребром Адама, не является все же интегратором систем, так как из ничего (или чего-то малого) людям не под силу создавать системы.
Другие “напускают туман” и уходят от точного определения своего бизнеса, говоря, что они делают то же самое, что и системные интеграторы на Западе, а детали - следствие российской специфики. Кстати, ни один из известных западных системных интеграторов (SHL Systemshouse, Perot Systems, EDS и др.) не работает на нашем рынке, поэтому мы не можем проверить, так ли это.
Вообще те, кто в России пришел в информационные технологии в последние пять лет и ничего кроме популярных журналов по персональным машинам не читал, могут действительно подумать, что системная интеграция - это что-то новое, чего никогда на земле русской не было, и спасибо Рюрику, что он принес такое новое дело на Русь. Но если бы это действительно было так, то не было бы полета первого космонавта, плаваний первого атомного ледокола, системы ПВО и т. д.. Без сомнения, системная интеграция в России была, только называлась она по-другому. Автор, например, считает, что сам уже работает в этой области 25 лет. Почитайте ГОСТы серии 34 на автоматизированные системы, реализующие информационные технологии, там все написано: и про стадии и этапы создания систем, и про документацию на них, и про сдачу систем заказчикам. Во всяком случае те, кто, подобно корпорации LVS, создает такие системы для государственных органов, вынуждены частенько заглядывать в эти ГОСТы.
Есть такие отрасли промышленности, как автостроение, судостроение, приборостроение, компьютеростроение, а есть и системостроение (или интеграция систем, если хотите), т. е. строительство (создание) сосредоточенных и распределенных автоматизированных систем, развертываемых на месте (местах) их эксплуатации. Для создания автоматизированной системы нужно проделать (с точностью до отрасли промышленности) почти то же самое, что и для создания автомобиля, судна, прибора и т. д. Есть, правда, и ряд существенных отличий.
Во-первых, автоматизированные системы - это штучные изделия, поэтому проектирование тесно связано с их созданием. Во-вторых, в настоящее время в некоторых случаях все компоненты таких систем могут быть покупными, причем с учетом стандартов открытых систем эти компоненты могут быть от разных производителей.
В-третьих, автоматизированные системы могут охватывать большие территории, в пределе (пока) - весь земной шар.
В-четвертых, автоматизированные системы обеспечивают поддержку конкретной деятельности людей, которая на протяжении жизненного цикла системы (10-15 лет) может существенно меняться. Следовательно, и система не может быть застывшей, а должна быть гибкой и адаптируемой и должна постоянно “подгоняться” под текущие потребности ведения дел в той или иной организации (корпорации).
В-пятых, начиная с 60-х годов системостроение окрашено еще и конвергенцией информационных и связных технологий. Речь идет именно о конвергенции (слиянии, взаимопроникновении), а не интеграции (сложении) этих технологий. Возможно, со временем они будут не различимы.
Из сказанного, как это ни парадоксально, следует, что системостроительная компания может по существу быть “пустышкой”, но генеральным подрядчиком проекта по созданию систем. В пределе все виды работ (обследование места развертывания системы, спецификация требований к системе, проектирование системы, приобретение комплектующих, сборка системы и др.) могут быть делегированы (outsourced) организациям-подрядчикам.
Таким образом, до последнего времени системные интеграторы занимались созданием автоматизированных систем. Но со временем у заказчиков все меньше оставалось желания и возможностей заниматься фактически таким побочным для них делом, как создание их собственных автоматизированных систем, особенно в части отображения на систему меняющихся во времени процессов ведения дел (бизнес-процессов) и сопровождения самой системы. Поэтому системные интеграторы существенно расширили круг своих забот и помимо традиционных задач стали “покушаться” на анализ и перестройку процессов ведения дел (business process re-engineering) в корпорациях, на сопровождение систем и их адаптацию к изменениям. Здесь мы приходим уже к конвергенции информационных, связных и бизнес-технологий, в результате которой системный интегратор становится консультантом по автоматизированной поддержке бизнеса (outsourced company), которому корпорации поручают (не бесплатно) всю заботу о корпоративных автоматизированных системах и их соответствии современному ведению дел. Вот почему в начале было сказано, что разговор о системных интеграторах несколько опоздал.
Интересно то, что такими же консультантами, но, так сказать, с других направлений, становятся аудиторы-консультанты из большой шестерки (Andersen Consulting, Price Waterhouse, Ernst and Young и др.), поставщики телекоммуникационных услуг (AT&T, MCI и др.) и компьютеростроители (IBM, DEC, Hewlett-Packard и др.). Учитывая описанные явления, некоторые отечественные системные интеграторы осуществляют сейчас внутреннюю реструктуризацию в целях превращения себя в консультанта по автоматизированной поддержке бизнеса.
Как должен быть устроен и как должен работать такой консультант - тема другого письма.
Владимир Дрожжинов