Компьютерная телефония  -  итоги развития

 

Компьютерную телефонию (CTI  -  Computer Telephony Integration) можно описать как совокупность технологий, позволяющих использовать интеллектуальные ресурсы компьютера (аппаратуру и ПО) для управления телефонными соединениями, организации входящих и исходящих звонков. В частности, к этим технологиям относится интерактивная обработка голоса, реализация голосовой почты, алгоритмов распознавания речи и преобразования “текст  -  речь”.

 

Как утверждает журнал Computer Telephony, в 1995 г. наблюдался взрывообразный рост числа технологических новинок в области компьютерной телефонии. Это связано в первую очередь с расширением областей приложения систем CTI.

 

Один из важнейших источников развития компьютерной телефонии  -  стремление к усовершенствованию офисных телефонных сетей (PBX), систем ручной коммутации, набора номера по списку. Computer Telephony утверждает, что практически любая офисная телефонная система сейчас доступна для внешнего компьютерного управления на базе стандартов, все крупнейшие производители телефонного коммутационного оборудования работают на базе интерфейса TSAPI, создавая реальные приложения. Более того, достижения в области компьютерной телефонии находят реальное воплощение в модернизации телефонных аппаратов, особенно личных. Все большее число телефонов подключается к последовательным портам ПК, реализована возможность эмуляции телефонных аппаратов при помощи плат расширения в стандарте TAPI.

 

Что касается настольных и портативных компьютеров, то компьютерную телефонию можно рассматривать как серьезную альтернативу одноканальным модемам. K последним достижениям в этой области следует отнести появление интегрированных SVD-устройств для одновременной голосовой, факсимильной связи и передачи данных, программируемых микросхем цифровой обработки сигнала на системных платах. А с появлением новых стандартов SCSA и MVIP стало возможным использовать системы CTI для построения многомашинных систем.

 

K реалиям последнего времени относится появление на рынке специализированных ПК для систем CTI. Телефонные компании (в частности, Bell) используют такие персональные компьютеры на центральных станциях. В результате абоненты получают доступ к таким услугам, как абонентская голосовая почта, линии бесперебойной факсимильной связи, определение местонахождения абонента по номеру телефона, голосовой набор, маршрутизация входящих звонков.

 

Системы CTI нашли свою “нишу” в локальных сетях. Изохронное решение Ethernet добавляет 96 дуплексных цифровых голосовых каналов к стандартному 10 Мбит/с сигналу ЛВС Ethernet. При этом оказывается возможным не только отказаться от традиционных телефонных коммутаторов, но и объединить голосовые каналы для передачи такой ресурсоемкой информации, как видео.

 

В основе успеха компьютерной телефонии, несомненно, лежит появление нового поколения оборудования на базе цифровой обработки сигналов (DSP  -  Digital Signal Processing). Микросхемы CTI позволяют получить гибкое программное решение для выполнения широкого спектра функций, которые ранее жестко реализовывались на уровне аппаратуры. Это необходимо для распознавания речи, преобразования “текст  -  речь”, оптического распознавания символов в факсах.

 

В последнее время четко проявилась закономерность: увеличению мощности DSP соответствует снижение стоимости соответствующего ПО, что не могло не сыграть позитивную роль в расширении рынка рассматриваемых систем.

 

В области программного обеспечения CTI нужно отметить появление средств графического интерфейса для систем компьютерной телефонии. Например, можно воспользоваться языком Visual Basic и присущими ему возможностями интерфейса TSAPI.

 

Еще одним свидетельством бурного роста мирового рынка систем CTI можно считать успешную деятельность большого количества фирм, специализирующихся в различных сегментах рынка CTI. Судя по всему, простора для взлетов творческой фантазии и удачного бизнеса им пока хватает.

 

На российском рынке активно завоевывает позиции транснациональная компания Dialogic (статью о ее деятельности см. на стр. 1 этого номера). Официально появившись в нашей стране весной прошлого года, она прикладывает серьезные усилия для расширения сети партнеров  -  разработчиков прикладных систем.

 

Елена Покатаева

 

ПРИЛОЖЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕЛЕФОНИИ:

 

- Переадресация звонков (звонок последует за вами из офиса в машину, домой и т. д.).

 

- ”Черный ящик” (для критически важных приложений, где многое зависит от распоряжений руководителей и действий сотрудников [например, системы городского энергоснабжения], действуют системы, записывающие телефонные переговоры).

 

- Информационно-справочные системы (заказ авиабилета по телефону, телефонные социологические опросы, услуги клиентам банков в виде информации о состоянии счета).

 

- Формирование баз данных (например, телефонный сбор заказов на товары).

 

- Офисные коммутационные системы (“автоматический секретарь”, голосовые почтовые ящики).

Версия для печати