(Продолжение, начало в PC Week/RE, № 5/96 с. 40)

 

Консалтинг под столичным соусом

 

Продолжая разговор о российском консалтинге, начатый в предыдущем номере нашего еженедельника, мы хотим познакомить читателей с рассуждениями наших собеседников по поводу услуг, пользующихся максимальным спросом в этом сегменте рынка, и их попытками нарисовать типичный портрет клиента консалтинговой фирмы.

 

Напомним, что в разговорах принимали участие представители московских компаний, неотъемлемой частью бизнеса которых является консалтинг в той или иной сфере. Естественно, что, выбирая себе “экологическую нишу”, каждая из них стремилась ухватить, во-первых, свободный, а во-вторых, самый “лакомый” кусок. Не удивительно поэтому, что в ответе на вопрос о наиболее популярных услугах в области консалтинга практически все бизнесмены рассказывают о своем бизнесе.

 

Оглядываясь на пройденный за последние несколько лет путь, многие нынешние консультанты хвалят себя за изначально правильный выбор предлагаемых продуктов. Действительно, сложное программное и аппаратное обеспечение поначалу внедряется на рынок “со скрипом”, но зато закладывает надежную и долговременную основу для дальнейшего развития фирмы в сфере оказания новых услуг, к коим относится обучение, техническая поддержка, помощь в использовании и т. п. При этом само собой получается, что при продаже сложных в употреблении продуктов доля консалтинговых услуг составляет 30 и более процентов в его конечной стоимости.

 

Подавляющее большинство консалтинговых подразделений появилось на свет как ответвление собственных обучающих центров. Несколько иначе приходят на рынок консалтинга системные интеграторы, которым приходится заниматься проектированием новых автоматизированных систем. А Константин Синюшин (“Весть”) позволил себе пошутить так: “ От прочих фирм мы отличаемся прежде всего происхождением  -  скажем, “МетаТехнология” пришла в консалтинг из науки, а мы  -  из спекулянтов”.

 

Рисуя портрет типичного клиента, каждая фирма опирается на собственный опыт общения с заказчиками. Кому-то удается при этом выделить общие черты, кому-то  нет. Показалось любопытным, что к концу 1995 г. консультанты стали чаще упоминать в числе своих клиентов промышленные предприятия, в основном акционированные (в начале года все, помнится, говорили и мечтали только о банках).

 

На какие консалтинговые услуги существует сегодня максимальный спрос?

 

М. Каменнова (“МетаТехнология”): Во-первых, это консалтинг, связанный с разработкой корпоративных информационных систем. Обследование, разработка системного проекта, разработка эскизно-технического проекта, рабочего проекта  -  вплоть до создания системы “под ключ”.

 

Второе направление связано с реинжинирингом бизнес-процессов. Аббревиатуру BPR (business process reingeneering) я впервые произнесла в 1992 году, но рынок тогда был совсем к этому не готов, и нам пришлось на время отойти от BPR (продолжая отслеживать все, что происходило в этой области на Западе). И мы сделали своим девизом  -  “реинжиниринг бизнес-процессов через информационные технологии”. То есть мы не просто предлагаем людям что-то поменять в структуре или технологии, а аргументируем это внедрением информационной системы.

 

Наши последние проекты (Ставровский завод автотракторного машиностроения во Владимирской области, Саранский электроламповый завод и др.) связаны прежде всего с пересмотром технологии, выработкой механизма управления прибылью  -  различными аспектами реинжиниринга.

 

С. Лихарев (“Кэннон Ассошиэйтс”): У нас 4 основных вида работ.

 

1. Исследование рынка (в том числе изучение потребительской базы, конкурентов и потенциальных партнеров).

 

2. Построение на основе проведенного исследования вариантов стратегического развития и сравнение их по разным параметрам.

 

3. Обсчет необходимых размеров инвестиций, поиск инвесторов, подготовка инвестиционных соглашений.

 

4. Тактические проблемы претворения в жизнь нами же разработанных стратегий  -  например, предварительные переговоры от лица заказчика вплоть до поиска склада для фирмы. Впрочем, иногда клиент ограничивается заказом лишь исследования рынка, считая, что все остальное он сможет сделать сам.

 

А.Масалович (“Тора-центр”): Наша деятельность состоит из трех составляющих.

 

1) Торговля “коробками”, как в магазине,  -  это дает прогнозируемый оборот и возможность строить другой бизнес. Кроме того, это создает имидж.

 

2) Заказные работы.

 

3) Сбор коллекции “высокой науки”. У нас самая большая коллекция аналитических программ как общего назначения, так и специализированных (финансовых, экономических, инвестиционных). Есть заведомо дорогие пакеты, которые сейчас “не уйдут”, но мы стараемся коллекционировать все. (Я убежден, что среднему банку, которых в Москве 600, аналитического “софта” нужно примерно на 20 тысяч долларов, а они пока робко приобретают где-то на 2 тысячи каждый.)

 

В. Индриков (“Весть”): Чаще всего клиенты желают получить сравнение технических возможностей разных продуктов или их сочетаний. Реже  -  системы под ключ. Но никогда  -  только проект, в отрыве от законченной системы. Практически всегда, если клиент заговаривает о построении бизнес-модели, он подразумевает, что хотя бы часть проекта до конца будем делать мы. Иногда наших “специалистов” приглашают для проведения экспертизы проектов, предлагаемых клиенту третьими фирмами.

 

А. Слесаренко (ЮНИКОН): Мы занимаемся юридическим и финансовым консалтингом, аудитом, причем прежде всего в постановочном, методологическом плане  -  помогаем организациям налаживать бухгалтерский учет, разбираться с учетной политикой, общим планом проводок. Начинается обычно все с экспертизы, затем идет комплексное обследование, во время которого наибольшее внимание уделяется самым трудным для предприятия участкам (они уже выявлены в ходе экспертизы). Работают огромные коллективы, а мы должны определить должностные обязанности, документооборот, технологические потоки, кто и когда контролирует информацию, как связан оперативный учет с бухгалтерским, какие аналитические возможности должны быть у бухгалтерского учета. Попросту говоря, мы делаем большое старое АСУ. Отличие в том, что наша деятельность не охватывает производство, потому что сейчас гораздо больше проблем не с ним, а c маркетингом, со сбытом.

 

Портрет типичного клиента.

 

Эффект “обманутых ожиданий клиента”, проблема конфиденциальности

 

Е. Зиндер (LVS): Портрет типичного клиента  -  это все равно, что портрет типичного москвича. Все клиенты различны и находятся на разном уровне осознания своих собственных потребностей. Есть предприятия с огромным оборотом, которые в стратегическом плане ведут себя как маленькие фирмы. Бывает и наоборот.

 

Легче всего предприятия тратят зарубежные гранты. На втором месте  -  государственные структуры, которым перед концом года нужно срочно истратить бюджетные деньги. Тяжелее всего люди расстаются со своими финансами.

 

Эффект “обманутых ожиданий” мы чаще всего успешно преодолеваем, так как искусство консультанта и состоит в том, чтобы установить правильный баланс между ожиданиями и возможностями как для заказчика, так и для самого себя. Нахождение общих точек зрения влечет взаимное доверие, без которого невозможно работать.

 

Конфиденциальность сродни врачебной тайне. Даже если мы и не оговариваем какие-то позиции, понятно, что о чем-то говорить не следует.

 

А. Голосов (ФОРС): Эффект “обманутых ожиданий” нам очень даже знаком. У клиента есть какие-то проблемы, которые он порой толком не осознает, и, заплатив деньги, он хочет, чтобы все они магическим способом были решены. При этом заказчик не понимает, что в первую очередь надо обратить взор на самого себя и разобраться в себе. Может быть, надо поменять технологию или уволить каких-то сотрудников. Это неприятно, и он избегает думать об этом. Человек, как правило, готов даже хорошо заплатить, лишь бы таблетки были вкусные, сладкие  не хочет он горьких.

 

Иногда мы “внедряем” своих сотрудников в команду заказчика, чтобы ей помочь. Надо вжиться в чужую структуру, в противном случае не увидишь все в правильном свете. Зачастую, когда заказчик сам описывает, как должен выглядеть желаемый костюм, только консультанту заметно, что в предлагаемом варианте один рукав короче другого.

 

А.Тандоев (“АлконсСофт”): У нас нет типового клиента. Все разные. Пример государственной структуры  -  компания “Росуголь”: сложные задачи, связанные со сбором и анализом статистической отчетности из регионов. Пример негосударственной фирмы  -  транспортно-клиринговая палата авиапредприятий. Торговая компания “Альфа-Эко” занимается переработкой нефтепродуктов. А недавно мы проводили обучение работников центрального хранилища Центрального банка. Трудно типизировать клиентов, любой имеет свои специфические потребности.

 

С эффектом “обманутых ожиданий” клиента мы не знакомы. Это результат большого труда на этапе подготовки технических заданий и договоров, но мы никогда не оставляем неконкретных пунктов, допускающих двоякое толкование, все переводим в конкретную плоскость. Наш принцип: на любой стадии исследования или разработки все должны четко понимать, какой результат нужно получить.

 

В.Индриков (“Весть”): Типичный клиент стремится познакомиться с передовыми технологиями, как правило, не имея достаточно средств для этого. В 8 случаях из 10 им движет познавательный интерес, а интересы фирмы  -  вопрос номер два. В 7 случаях из 10, выслушав все умные слова, он стремится купить там, где дешевле. Тот, кто остается, остается надолго.

 

С.Лихарев (“Кэннон Ассошиэйтс”): Нашими клиентами с самого начала были крупные западные компании, выходящие на российский рынок или расширяющие свое присутствие на нем. Мы вступали как “группа прорыва” в новые рыночные области (территориальные, функциональные и т. д.): изучали рынок, выясняли, какая нужна инфраструктура и инвестиции, где разместить офисы, что здесь делают конкуренты. Сейчас примерно то же самое начинаем делать и для российских компаний  -  телекоммуникационных, компьютерных, имеющих средства и продвинутое рыночное сознание. Они уже понимают, что для мощных рывков лучше не делать все самим на базе “домотканого производства”, а привлекать специалистов со стороны.

 

Проблема конфиденциальности обоюдна  -  она касается и информации, которую клиент передает нам, и результатов, которые он получает в итоге.

 

Эффект “обманутых ожиданий клиента” нам знаком, боремся с ним, порой не жалея собственного здоровья. Мы  -  одна из немногих фирм, работающих по принципу безусловной гарантии: если клиент недоволен, мы либо возвращаем деньги, либо работаем до тех пор, пока он не будет доволен.

 

Недавно был один интересный клиент, который сказал: “Я плачу вам деньги, ответьте мне, ребята, на один вопрос  -  What I should do in Russia?”. И мы полгода отвечали на этот вопрос.

 

А.Масалович (“Тора-центр”): Идеальный клиент для нас  -  это пара, в которой один  -  исполнитель, другой  -  лицо, принимающее решения, которому нужны аналитики.

 

Клиент, посетив нас, должен сделать несколько открытий. Главное  -  существуют инструменты, их много и это уже не экзотика. Второе открытие  -  то, что их задачи известны и решены (для каждой есть своя “отвертка”, “ложка”, “штопор”), с подобными проблемами уже приходили, это уже есть у конкурентов. Третье открытие  -  что существует коллекция, где можно эти инструменты посмотреть.

 

Что касается эффекта “обманутых ожиданий”  -  все клиенты, по сути, обмануты. Даже клиенты, ушедшие довольными. Потому что они не понимают, что постановка информационных потоков внутри структуры  -  самостоятельная, важная и дорогая задача. У многих банков хорошие пакеты работать не будут, ибо у них не налажен “подвоз данных”. А если не подвозят боеприпасы на передовую, то стрелять нечем. И эта проблема глобальная, потому что она неосознаваемая.

 

Жизненно важен и вопрос конфиденциальности. Как-то въехали к нам прямо во двор (где с обеих сторон “кирпичи”) три человека на двух иномарках, только для того, чтобы спросить: “А ты таким-то о нас не говорил?” Другой аспект конфиденциальности  -  нам самим очень любопытно, как и где люди применяют купленные у нас инструменты. Например, могу сказать, что Автобанк (по их собственному признанию) успешно применяет BrainMaker для работы с ГКО, но не знаю как.

 

М. Каменнова (“МетаТехнология”): Все наши проекты очень разные: Высший арбитражный суд, агентство занятости “Анкор”, стекольный завод. Как правило, в первом или втором эшелоне руководства этих предприятий есть энергичные, умные, впередсмотрящие люди, которые понимают, что нельзя автоматизировать плохое.

 

В ноябре 1995 года, например, мы заключили трехстороннее соглашение: Ставровский завод автотранспортного машиностроения, швейцарская фирма Galica, которая поставляет высокоточное оборудование для машиностроительных заводов, и “МетаТехнология”. Galica, проповедуя системный подход, искала в России консалтинговую фирму, которая могла бы проанализировать ситуацию на заводе, описав систему управления и взаимосвязи, технологические цепочки. Это один из показательных примеров.

 

Эффект “обманутых ожиданий”  -  самый большой подводный камень. В реинжиниринге трудно выстроить зрительный ряд. Что предъявляет консультационная фирма в итоге  -  реорганизованную компанию, новые бизнес-процессы? Как определить степень их адекватности? Здесь очень много сложностей. Поэтому первый принцип  -  максимально детализировать все, что возможно. Квалификация консультанта позволяет понять, чего заказчик хочет, быстрее, чем тот сам это осознает, и работать чуть-чуть с опережением. Заказчик не застанет хорошего консультанта врасплох, поэтому у такого консультанта эффект “обманутых ожиданий” невозможен по определению.

 

Проблема конфиденциальности связана в основном с банками. Из 5 банков, с которыми мы работаем, лишь два пускают нас чуть-чуть “внутрь”, с остальными у нас просто контракт на обучение и консультации.

 

А. Громов (Upstream Consulting PLC): На первом месте среди моих клиентов сегодня фирмы, работающие на компьютерном рынке, продавцы, стремящиеся стать системными интеграторами и системные интеграторы, которые хотят заниматься консалтингом и разрабатывать собственное программное обеспечение. Затем идут индустриальные предприятия и банки. Часто проблемы предприятия связаны не только с управлением, первичным и вторичным документооборотом, но и с применяемыми технологиями. Для того чтобы внедрить, запустить робототехническую линию, надо развить инфраструктуру, разработать сопутствующие технологии, иначе не будет никакого эффекта.

 

Обманутые ожидания на рынке  -  это грустно. Наблюдается дискредитация консалтинга  -  это тоже можно записать в “актив” 1995 года. Появилось много “консультирующих” фирм и частных лиц, не всегда четко отдающих себе отчет, что же они делают. Использовать результаты такого “консалтинга” невозможно, и очень трудно потом разговаривать с клиентами, получившими негативный опыт и воспринимающими “консалтинг” как бранное слово.

 

А.Слесаренко (ЮНИКОН): Сектор, который мы обслуживаем,  -  это крупнейшие предприятия бывшего СССР: цветная металлургия, алюминиевые гиганты, нефтегазовая отрасль. Наша задача  -  разработать интегрированную систему управления корпоративными финансами, в основе которой лежит хорошо поставленный бухгалтерский учет. Цель налоговой службы  -  взять с крупного предприятия как можно больше налогов, а наша задача  -  отстоять интересы предприятия. Наша компания потому и существует так долго, что с нас очень жесткий спрос за обманутые ожидания клиента. Мы всегда сами исправляем собственные проколы.

 

Проблема конфиденциальности  -  дело серьезное. Все, что касается денег и системы управления предприятием,  -  это его секрет, и другого просто быть не может.

 

О. Горчинская (ФОРС): Обманутые ожидания  -  это результат плохой организации работ. Не более того.

 

Продолжение следует 

     Елена Монахова (Москва), Игорь Альтшулер (Нижний Новгород)

 

Эффект “обманутых ожиданий” мы чаще всего успешно преодолеваем, так как искусство консультанта и состоит в том, чтобы установить правильный баланс между ожиданиями и возможностями как для заказчика, так и для самого себя

 

Что касается эффекта “обманутых ожиданий”  -  все клиенты, по сути, обмануты. Даже клиенты, ушедшие довольными. Потому что они не понимают, что постановка информационных потоков внутри структуры  -  самостоятельная, важная и дорогая задача

 

Отношение к клиентам

 

(из сказанного в скобках)

 

А. Голосов (ФОРС): Клиента надо любить, даже если он “больной”  -  и мы его любим. И жалеем. ...Чем больше будет цивилизованных пользователей  -  тем легче нам будет работать.

 

С. Лихарев (“Кэннон Ассошиэйтс”): Клиента нужно “пасти”. Иногда нужно сделать “профилактику”, даже если потенциальный заказчик сейчас “практически здоров”.

 

Вообще, я бы сравнил клиента с автоколебательной системой. Его надо “продавливать”, не забывать, но ни в коем случае не “пережимать”.

 

А. Тандоев (“АлконсСофт”): Заказчики сперва говорят: “Сделай все за меня в самой сложной и нужной части проекта”, а потом  -  “Научи пользоваться результатом и уходи”.

 

А. Лашманов (ФОРС): Посмотрите, как заказчик относится к обучению своих сотрудников  -  подчас руководство совсем не думает, кого посылает (за немалые деньги) на курсы и как эти люди потом будут потом использовать полученные знания. Один из наших клиентов, например, отправил учиться троих своих сотрудников: одного  -  SQL, другого  -  Tools, третьего  -  администрированию Oracle. Но как можно изучать администрирование или Tools, не зная SQL? Это же все равно, что отправить одного учиться читать, другого  -  писать, не научив читать, а третьего - сразу редактировать, не научив ни читать, ни писать.

 

...Вообще, работа с клиентом похожа на одевание (с криками и воплями) двухлетнего ребенка на прогулку. Ребенок хочет гулять, но процесс его одевания  -  всеобщая потасовка. Зато, если все же удается выйти на улицу, все довольны и уходить с улицы уже не хочется.

 

М. Сидоренко (LVS): Успех консалтингового проекта связан с уровнем зрелости самой организации-заказчика и ее руководства. Например, если руководитель Центрального телеграфа, по профессии компьютерщик, почитающий Дж. Мартина, передал нам свои личные объемные материалы по перестройке структуры возглавляемого им предприятия, то сразу ясно, что с этим человеком можно разговаривать на одном языке, ему не нужно объяснять, что такое консалтинг и что такое информационное моделирование.

 

А. Гавердовский (“Весть”): Нужно выявлять типовые и статистически наиболее распространенные проблемы в предметных областях, нужно “попадать в заказчика”, как это делает, скажем, известная фирма 1С.

 

А. Масалович (“Тора-центр”): Средняя финансовая компания (а среди наших клиентов 70 финансовых компаний и 30 банков), выбирая пакет, вытягивает все жилы  -  чем этот пакет лучше, а чем тот?

 

С банками работать проще. Приходят банкиры, спрашивают: “У вас банки этот пакет брали?” Мы отвечаем: “Да, Инкомбанк, Автобанк, Элексбанк, Агропромбанк...” Они говорят: “Достаточно, нам надо. А что они брали?... А помощнее нет?... Дороговато... Ладно, давайте то же, что им”. Цивилизованные банки просят договор: “Если у нас не запустится, то вы нам поможете, а если мы не разберемся, то проконсультируете”. Прочие просто забирают пакеты и уходят.

    

Версия для печати