КОНФЕРЕНЦИИ

На очередной конференции Macworld, по традиции прошедшей в начале января в Сан-Франциско (США), Стив Джобс объявил об изменении названия возглавляемой им компании: Apple Computer (www.apple.com) теперь будет именоваться просто Apple. Эта несущественная на первый взгляд деталь отражает коренные изменения в бизнесе Apple, произошедшие за несколько последних лет. Когда-то известная в кругах специалистов как производитель компьютеров Macintosh, ныне компания обрела широкую популярность в непрофессиональной среде благодаря своим цифровым медиаплейерам iPod (первые музыкальные плейеры Apple выпущены в 2001 г.). На январском мероприятии нынешнего года фирма подтвердила свою приверженность дальнейшей экспансии на рынок продукции массового спроса, представив новые разработки в этой области.

Одна из новинок - компактное цифровое устройство iPhone (массой 135 г), оснащенное 3,5-дюймовым ЖК-экраном и сочетающее в себе функциональность мобильного телефона, мультимедийного плейера и интернет-коммуникатора. Его главная особенность - пользовательский интерфейс, основанный на технологии сенсорного управления устройством путем прикосновения пальцем к экрану (Multi-Touch).

iPhone - компактный

многофункциональный

мобильный аппарат

iPhone укомплектован встроенными сенсорными датчиками - ускорения, близости объекта и внешней освещенности, благодаря которым повышается комфортность работы с аппаратом и увеличивается срок действия используемой в нем батареи. Датчик ускорения реагирует на перевод мобильного устройства из "портретного" положения в "альбомное" и автоматически изменяет формат отображения информации на экране; датчик близости объекта распознает ситуацию, когда iPhone прикладывается к уху, и отключает сенсорный экран (что помимо экономии заряда батареи предотвращает срабатывания от случайного прикосновения к сенсорному экрану); датчик внешнего освещения автоматически подстраивает яркость экрана.

Устройство представляет собой четырехдиапазонный телефон (поддерживает беспроводные технологии GSM, EDGE, 802.11b/g Wi-Fi и Bluetooth 2.0 EDR). В этом качестве оно оснащено несколькими полезными особенностями, например функцией Visual Voicemail для просмотра перечня пропущенных звонков (голосовой почты) и прослушивания их в произвольном порядке.

При необходимости на экран выводится сенсорная виртуальная клавиатура, которая исчезнет после ее использования. Кроме того, аппарат оборудован встроенной цифровой камерой с разрешением 2 мегапиксела и программой для работы с фотографиями. Являясь широкоэкранным мультимедийным плейером, iPhone воспроизводит любой контент, рассчитанный на работу с iPod (музыку, аудиокниги, подкасты, музыкальные видеоклипы, телевизионные шоу и фильмы).

Аппарат оснащен многофункциональным почтовым клиентом (поддерживает наиболее популярные почтовые службы, основанные на стандартах IMAP и POP, - Microsoft Exchange, Apple .Mac Mail, AOL Mail, Google Gmail, - а также большинство почтовых служб ISP). Он комплектуется Web-браузером Safari для портативных устройств (позволяет просматривать интернет-страницы в привычном режиме, а при необходимости увеличить любую их часть) и имеет предустановленные функции Google Search и Yahoo! Search. Кроме того, iPhone работает с сервисом Google Maps, предоставляя пользователям, в частности, некоторые возможности автомобильной навигации с помощью карт.

А что там внутри?

По традиции Apple не раскрывает начинку своих устройств, однако согласно сообщениям издания Electronic News, ссылающегося на информацию фирмы FBR Research, в iPhone используются компоненты таких производителей, как Broadcom (сенсорные экраны), Cambridge Silicon Radio (микросхемы Bluetooth), Infineon Technologies (чипы для широкополосной связи), Marvell Technology Group (микросхемы 802.11) и Samsung (микропроцессоры). По оценкам той же FBR, используя указанные компоненты, один из OEM-производителей (его имя не называется) выпустит для Apple в нынешнем году 6 млн. аппаратов iPhone. А по словам Стива Джобса, его компания планирует продать в будущем году около 10 млн. своих многофункциональных телефонов, что будет соответствовать примерно 1% годового объема мирового рынка.

iPhone поддерживает Mac OS X (является многозадачным устройством) и позволяет синхронизировать весь хранящийся на нем контент с персональными компьютерами (PC- и Mac-платформы).

Когда новинки Apple появятся в России?

Как сообщили в представительстве Apple IMC, новые устройства Apple TV и AirPort Extreme начнут поставляться в нашу страну в самое ближайшее время: оба изделия появятся в российских магазинах re:Store уже в феврале. Вопрос о том, станет ли в нашей стране продаваться iPhone, будет решаться в конце 2007-го.

По планам компании iPhone будет доступен в США в июне 2007 г. (при покупке контракта у мобильного оператора Cingular; Apple и Cingular объявят тарифные планы для iPhone до начала поставок); в Европе - в конце нынешнего года. Будут поставляться две модели с памятью емкостью 4 Гб (ориентировочная цена в США - 499 долл.) и 8 Гб (599 долл.)

Другая новинка - небольшая приставка Apple TV (примерные размеры основания - 8х8 дюймов). По выражению Стива Джобса, это "...что-то вроде DVD-плейера XXI века": Apple TV подключается к телевизору как обычный DVD-плейер, но в отличие от последнего (предполагающего использование заранее приобретенных дисков) рассчитан на просмотр контента, загружаемого из Интернета (фильмы, ТВ-программы, музыка, фотографии, подкасты).

"Apple TV способен воспроизводить тот же контент из iTunes, которым пользователи привыкли наслаждаться на своих компьютерах и плейерах iPod, поэтому теперь они могут начать просмотр фильма дома на экране телевизора, а досматривать его в дороге на экране iPod", - прокомментировал глава Apple преимущества такого подхода. Apple TV совместим с большинством современных широкоэкранных телевизоров и может управляться дистанционно с помощью пульта Apple Remote.

Устройство позволяет воспроизводить изображения высокой четкости с разрешением до 720p; оно оснащено процессором Intel, жестким диском емкостью 40 Гб, поддерживает соединение с беспроводной сетью AirPort 802.11, оборудовано разъемами HDMI (мультимедийный интерфейс высокой четкости), компонентного видео, аналоговым и цифровым аудиовыходами. Объявленная цена в США - 299 долл.

Еще одна новинка - точка беспроводного доступа AirPort Extreme Base Station, поддерживающая предварительную версию протокола 802.11n; у аппарата имеются MIMO-антенны (Multiple In, Multiple Out) и USB-порт; предполагаемая розничная цена на американском рынке составляет 179 долл.

Кроме того, на конференции Macworld прозвучали и другие объявления. Microsoft, в частности, сообщила о планах начать во второй половине этого года поставки новой версии своего офисного пакета - Office 2008 for Mac, а компания VMware продемонстрировала бета-версию своего ПО Fusion, которое даст пользователям компьютеров Apple возможность запускать Windows, Linux или Solaris for x86 в качестве виртуальных машин под управлением операционной системы Mac OS X.

На румяном яблочке червячочек точится...

Для Apple выпуск многофункционального аппарата iPhone означает еще и выход на рынок мобильной связи - очевидно, по этой причине устройство и получило свое название. Однако здесь у Apple возникли осложнения, которые вряд ли можно назвать неожиданными. Дело в том, что торговый знак iPhone принадлежит компании Cisco Systems, получившей права на него в 2000 г., после приобретения фирмы Infogear, зарегистрировавшей соответствующий знак в марте 1996-го и в течение нескольких лет продававшей продукты под маркой iPhone. С начала прошлого года фирма Linksys, ныне входящая в состав Cisco, поставляет на рынок новое семейство продуктов iPhone (www.linksys.com/iphone); в декабре минувшего года она расширила продуктовую линейку iPhone, добавив в нее ряд новых продуктов (которые демонстрировались на недавней выставке Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе).

Будут ли подражатели?

Как показывает опыт, многие шаги Apple охотно копировались другими компьютерными фирмами. По всей вероятности, и на сей раз идеи, реализованные в новых разработках Apple - прежде всего в iPhone, - будут освоены конкурентами. Менее очевиден ответ на вопрос о том, появятся ли у Apple последователи, которые подхватят инициативу ребрендинга: как известно, в названиях очень многих, в том числе и ведущих, компаний в той или иной форме есть слово "Computer".

В исковом заявлении, направленном 10 января в один из окружных судов США, Cisco требует запрета на использование компанией Apple принадлежащего Cisco торгового знака iPhone. Защищаясь от нападок, Apple заявляет, что Cisco обладает правами использовать наименование iPhone для интернет-телефонов, в то время как сама Apple называет так сотовые телефоны. "Существующие продукты iPhone будут быстро меняться. Возможности конвергенции домашнего, сотового, рабочего телефона и персонального компьютера поистине безграничны, и поэтому нам очень важно защитить права на свой бренд", - заявил Марк Чандлер, старший вице-президент и главный юрисконсульт Cisco.

Версия для печати