ПРОЕКТЫ

Еще в советский период, когда все вокруг было народное (точнее, государственное), мы оплачивали квитанции за коммунальные услуги в сберкассе, а государство затем централизованно финансировало предприятия ЖКХ, которые давали населению воду, свет, газ, ремонтировали коммуникации, дома и пр. Сегодня эти предприятия действуют в рыночных условиях и зачастую не являются государственными структурами, а следовательно, и заботиться о себе должны сами. Иными словами, они обязаны самостоятельно рассчитывать стоимость услуг, выставлять счета, собирать плату за свои услуги и отслеживать должников, т. е. работать с абонентами. В 1999 г. родилась идея объединить аналогичные функции от разных поставщиков по работе с населением в одной структуре - едином информационно-расчетном центре (ЕИРЦ).

ЕИРЦ: выгоды и проблемы

Несколько лет назад расчетные центры стали появляться в крупных районах Москвы и даже в отдельных городах, сосредотачивая в единой точке все расчеты между поставщиками услуг и населением. Людям удобно, когда в одном месте можно не только заплатить деньги, но и получить всю информацию о коммунальных платежах за разные услуги (электричество, связь, тепло-, газо- и водоснабжение, ремонтно-эксплуатационное обслуживание и пр.), сделать перерасчеты и т. д. Поставщики услуг, сотрудничая с ЕИРЦ, получают возможность сэкономить на отделе работы с абонентами. Местные власти также заинтересованы в подобной структуре, поскольку здесь сосредотачивается огромный массив информации, анализ которой необходим для дальнейшего развития региона.

Александр Скиндер: “Нашим

 клиентам будет гораздо

 удобнее оплачивать коммунальные

 услуги в ЕИРЦ, когда полностью

 заработает принцип

"одного окна”

Казалось бы, это действительно удобно и полезно всем: ЕИРЦ можно оснастить современным ИТ-комплексом, способным поддерживать непростые функции расчетов и анализа информации, избавив от солидных издержек поставщиков услуг. Однако пока нет ясности в том, как будут развиваться эти структуры в дальнейшем (пока их существование обеспечивается местными законами и нормативными актами). Кроме того, по ходу дела оказалось, что информатизация ЖКХ не входит в программу реформирования отрасли и не предусмотрена национальным проектом "Жилье", за нее не отвечают ни Минрегионразвития, ни Росстрой, а потому нигде законодательно не прописаны официальные заказчики и источники финансирования для ИТ-проектов в коммунальной сфере. В результате каждый регион изобретает собственные методы организации и финансирования подобных работ. Например, в Астрахани при создании ЕИРЦ пошли по пути использования частных инвестиций.

Астраханский проект

Сама идея организации единой расчетно-информационной структуры в Астрахани появилась давно - шесть-семь лет назад. В то время были сделаны первые шаги по изучению рынка. Однако реальному движению в этом направлении поспособствовали два фактора - позитивный и негативный: развертывание в стране реформы ЖКХ и падение поступлений коммунальных платежей в городе ниже критической отметки (ниже 70%). Именно тогда городские власти при поддержке регионального руководства (областных министерств ЖКХ и социального развития) решились на создание ЕИРЦ. Необходимо было разобраться в ситуации с платежами, сделать информационные и денежные потоки понятными и прозрачными для всех трех сторон (власти, поставщиков услуг и населения).    

Один из абонентских пунктов: здесь

 комфортно и работать, и оплачивать счета

В создании новой структуры приняли участие две муниципальные организации - Астрводоканал и Спецавтохозяйство по уборке города, но основные ресурсы были обеспечены частными инвесторами. В декабре 2005 г. из трех финальных кандидатов (это были фирмы из Москвы, Новосибирска и Петербурга) была выбрана столичная компания "Заказные ИнформСистемы", которая в январе - феврале 2006-го выполнила предпроектное обследование. Главными критериями выбора служили полнота функций в системе автоматизации и опыт ее успешной эксплуатации в крупном городе. Наконец, в мае вступил в силу основной договор по адаптации и внедрению программно-технического комплекса (ПТК) "Радей". Четырьмя этапами этого проекта стали работы по внедрению системы в четырех районах Астрахани.

"Можно назвать следующие основные направления адаптации ПТК "Радей", - рассказал директор астраханского ЕИРЦ Александр Скиндер. - Во-первых, для того чтобы в базу данных новой системы перенести ту исходную информацию, которой располагали ЖЭКи и другие поставщики услуг, необходимо было создать некие конверторы, облегчающие эти операции. Кроме того, абонентские службы у разных поставщиков услуг функционировали по различным алгоритмам, делегирование их функций нашему расчетному центру потребовало дополнительных согласований и создания новых отчетных форм, удовлетворяющих каждого из поставщиков. Важно отметить, что эти работы проводились совместными усилиями: наши специалисты, предварительно прошедшие обучение в Москве, определяли требования к таким доработкам, а специалисты "Заказных ИнформСистем" их успешно реализовывали".

Помимо уже упомянутых дополнений для взаимодействия с Астрводоканалом была создана обобщенная карточка абонента, которая содержит историю изменения базы начисления, самих начислений и оплат (для того чтобы абонент мог в печатном виде получить разъяснение по поводу состояния его лицевого счета или для подачи заявлений на должников в суд); такая карточка, кстати, вполне универсальна и может использоваться любым поставщиком и самим ЕИРЦ. Появились функции интернет-оплаты.

Были и другие организационные сложности: при ограниченных возможностях городского жилого фонда и очередях в сберкассах необходимо было изыскать и оборудовать специальные помещения для пунктов оплаты (теперь их в городе уже более двух десятков); отсутствовавшие на момент начала проекта линии связи пришлось прокладывать специально, чтобы обеспечить для всех абонентских пунктов ЕИРЦ онлайновое взаимодействие с центральной БД.

Схема оборота платежей населения за ЖКУ, обрабатываемых ЕИРЦ

На сегодняшний день проблемой остается взаимодействие с поставщиками услуг, не присоединившимися к пулу, который обслуживается силами ЕИРЦ. "Пока что мы предприняли некоторые организационные меры, - отметил Александр Скиндер. - Специалисты "Заказных ИнформСистем" помогли с доработкой кассового модуля, и теперь он позволяет принимать платежи от поставщиков, не включенных в единый платежный документ: они принимаются и в наших пунктах и проводятся по тем квитанциям, что имеются у населения (от поставщиков). На мой взгляд, это временный выход из положения, потому что на обработку каждой такой квитанции уходит дополнительное время, тогда как включение всех необходимых сумм в единый платежный документ (далее ЕПД. - Прим. ред.) существенно его экономит - еще и потому, что ЕПД имеет штрихкод. Эта технология позволяет мгновенно, одним движением сканера, вводить данные в систему и проводить их через кассу. На всю процедуру уходит не более минуты, включая денежные расчеты. А каждая дополнительная квитанция - это еще 3-5 мин. К тому же наши операторы могут дать людям пояснения по тем платежам, которые включены в ЕПД: откуда взялась эта сумма, как она рассчитана, на базе каких тарифов и пр.; а за суммы по "чужим" квитанциям мы отвечать не можем, и людям со всеми вопросами приходится обращаться непосредственно в офис поставщика. Однако мы продолжаем вести работу с теми, кто пока относится к разряду "неприсоединившихся" (на сегодня таковыми являются предприятия, снабжающие население теплом, обслуживающие лифтовое хозяйство, и ряд других), ведь нашим клиентам будет гораздо удобнее, когда заработает принцип "одного окна".

Как работает ЕИРЦ

Общая схема информационных и денежных потоков показана на рисунке. Суть подхода такова: независимо от того, где клиент заплатил (в сбербанке, на почте или в пункте ЕИРЦ), все платежи поступают в ЕИРЦ и оттуда распределяются на счета поставщиков. "При этом мы стараемся идти навстречу каждому своему клиенту, - подчеркивает г-н Скиндер, - а таковыми для нас являются как люди и организации, оплачивающие жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), так и поставщики этих услуг, делегировавшие нам полномочия своих расчетных и абонентских служб. Для населения важно быстро и в удобное время произвести платежи, при необходимости получить грамотные, внятные пояснения, сделать нужные перерасчеты. Поэтому мы стараемся обеспечить на наших пунктах удобный режим работы (без перерывов на обед, включая выходные дни), современный интерьер, комфортные условия (ввиду жаркого астраханского климата наши пункты оснащены кондиционерами) и пр. А поставщикам услуг, которые работают с нами, нужны полная и своевременная информация о платежах, увеличение их собираемости и низкая себестоимость этого процесса. К настоящему времени удалось наладить организацию ежедневных перечислений денежных средств поставщикам услуг; собираемость платежей каждый месяц растет на 3-5%".

Проблемы и перспективы

Новая структура в Астрахани - ЕИРЦ - только налаживает свою работу, поэтому ей предстоит еще решить немало задач. Среди них проблемы как организационного характера, так и чисто технологические. К первым, например, следует отнести доставку ЕПД. "Плохое состояние жилого фонда в городе мешает и нам, - поясняет Александр Скиндер, - ведь аварийные подъезды с развороченными почтовыми ящиками встречаются чуть ли не в каждом втором доме. А как при этом мы можем гарантировать четкость доставки ЕПД? Куда мы его опустим? Приходится идти на переговоры с почтовым ведомством, с городскими властями, с теми же самыми коммунальными службами, чтобы решить эту непростую проблему. Что же касается взаимодействия с поставщиками ЖКУ, то здесь даже при взаимном стремлении навстречу друг другу возникает немало технологических моментов: в частности, чтобы создать единую базу данных о населении города и жилом фонде (собрав туда сведения из БД поставщиков), надо начинать с формирования полноценного классификатора, потому что базы поставщиков, описывающие, казалось бы, одни и те же позиции (плательщиков с их адресами), различаются: даже улицы и дома в них могут обозначаться по-разному, различным могут быть и административно-территориальные границы районов".

В перспективе предполагается расширить и сделать более тесным сотрудничество ЕИРЦ с государственными и муниципальными структурами - такими, как паспортно-визовые службы, миграционное ведомство, органы социального обеспечения и др. Тогда свежая информация из этих служб будет быстро и в адекватном виде попадать в базу данных ЕИРЦ, и таким образом его работа станет более эффективной. Так, прибытие и выбытие жильцов, зарегистрированное в паспортных столах, будет сразу отражаться на перерасчете оплаты ЖКУ, сведения о льготах и субсидиях быстрее попадут в работу; и наоборот, если из ЕИРЦ в отдел субсидий придет информация, что субсидированный жилец не платит за квартиру, то выплата субсидии ему будет прекращена. На основе выборок из базы ЕИРЦ поставщики ЖКУ смогут готовить материалы на злостных неплательщиков для передачи в суд. Сводные данные по районам дадут возможность выявить злоупотребления или хищения: например, в районе заметно выросло потребление энергии, а платежи остались на прежнем уровне - это сигнал для выяснения причин (а случаи незаконного подключения к водным или энергоресурсам сегодня не редкость).

Как считает руководство ЕИРЦ, эта система привлекательна не только для города. Распространение ее работы по начислению и сбору платы за ЖКУ на всю Астраханскую область даст районным администрациям дополнительную возможность для анализа и решения насущных коммунальных проблем, накопившихся за последние годы. А предприятиям - поставщикам услуг увеличение сбора платежей позволит вплотную заняться реконструкцией сетей и жилищного фонда.

Версия для печати