НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

В третьей декаде января стало известно о некоторых результатах инвестиций в рамках национального проекта "Образование": ко Всемирной сети подключено свыше 22 тыс. школ и модернизированы сотни вузовских лабораторий. Причем рост школьного трафика пошел столь бурно, что телекоммуникационные провайдеры столкнулись с проблемой нехватки каналов.

По сообщению пресс-службы Министерства образования и науки РФ (www.mon.gov.ru), 17 вузов - победителей конкурсного отбора, прошедшего в мае 2006 г., израсходовали 5 млрд. руб. на реализацию своих инновационных образовательных программ. Структура инвестиций такова: 70% средств федерального бюджета было направлено на приобретение лабораторного оборудования, 25% - на разработку и приобретение программного и методического обеспечения, 5% - на повышение квалификации и переподготовку персонала.

Благодаря реализации данного направления национального проекта, в 2006 г. удалось существенно модернизировать более 300 лабораторий во всех вузах-участниках, около 2000 преподавателей приняли участие в программах повышения квалификации и стажировках, было закуплено уникальное оборудование.

Достаточно сказать, что приобретены суперкомпьютер для Томского государственного университета и оборудование для лаборатории клинической практики Московской медицинской академии, запущен многофункциональный нанотехнологический комплекс "Нанофаб-5" в Московском институте электронной техники, оборудованы три полигона для проведения полевых практик при Санкт-Петербургском горном институте, создан центр компетенции в области высокопроизводительных вычислений в Нижегородском государственном университете.

Стоит отметить, что общий объем софинансирования со стороны вузов составил 1,395 млрд. руб. В нынешнем году вузы, победившие в первом конкурсе, смогут приступить к реализации второго этапа своих двухгодичных инновационных образовательных программ. На эти цели из федерального бюджета будет выделено еще 5 млрд. руб. Кроме того, около 2 млрд. руб. вузы привлекут самостоятельно.

Рост трафика от учебных заведений

Выступивший 24 января в рамках "Правительственного часа" в Государственной Думе первый заместитель председателя Правительства России Дмитрий Медведев отметил, что на 11 января текущего года к Интернету присоединено 22 918 образовательных учреждений России, что составляет 43,3% от общего количества учебных заведений, подключаемых к Сети в соответствии с нацпроектом "Образование".

Из средств федерального бюджета предусмотрено финансирование подключения ко Всемирной сети 52 940 учреждений, а также оплата безлимитного трафика (скорость - не менее 128 кбит/с) для указанных образовательных учреждений сроком на два года с момента подсоединения. На эти цели выделено три миллиарда рублей: один в 2006 г. и два в 2007-м.

В перечень образовательных учреждений, подключаемых к Интернету, вошли не только средние школы, но и вечерние, кадетские школы, школы-интернаты, спецшколы для детей и подростков с девиантным поведением и другие образовательные учреждения, реализующие программу начального общего, основного общего и среднего общего образования.

И хотя исполнитель проекта фирма "РТКомм", входящая в группу компаний "Синтерра" (www.synterra.ru), уже сегодня предусматривает возможность подключения 95% образовательных учреждений в течение первых трех кварталов нынешнего года, на этом направлении возникли непредвиденные трудности. Школьники столь активно начали пользоваться Интернетом, что "Синтерре" пришлось обратиться за помощью к другим операторам.

"Синтерра" предложила крупнейшим операторам страны, в числе которых МТС, "ВымпеКом", "МегаФон", "Голден Телеком", Orange Business Services ("Эквант"), "Комстар-ОТС", "ТрансТелеКом", "TELE2 Россия" и ряд других компаний, обмен свободными инфраструктурными ресурсами транспортных сетей или их покупку по рыночной стоимости.

Ведущим операторам страны предложено консолидировать усилия по реализации национального проекта наравне с межрегиональными компаниями связи холдинга "Связьинвест", "Ростелекомом", МТТ, ГПКС и "Почтой России", активно работающими над реализацией проекта с самого начала.

По данным "Синтерры", ежемесячный трафик от некоторых школ достигает 8 Гб. В сентябре 2006 г. суммарный объем трафика, сгенерированного учебными заведениями, составил 87 Гб, а в декабре он уже достиг порядка 11 Тб.

Пока "РТКомм" справляется с нагрузкой, но, по собственному прогнозу компании, трафик будет расти еще более серьезными темпами, ведь к сентябрю нынешнего года количество подключенных школ возрастет почти в 2,5 раза, а объем трафика от всех учебных заведений, включенных в национальный проект "Образование", в 2007 г. может составить 21 Пб.

"Интересы приоритетного национального проекта требуют консолидации ресурсов всех участников рынка, располагающих первичной инфраструктурой, - считает Виталий Слизень, генеральный директор "Синтерры". - И мы уверены в отклике ведущих игроков рынка, ведь компания уже получает его от региональных операторов".

Низкий уровень проработки национального проекта "Образование" в плане интернетизации школ был виден с самого начала (см. PC Week/RE, N 45/2006, с. 54). Не были изучены ни передовой отечественный опыт, ни зарубежные достижения. Например, в Татарстане в рамках ранее проведенного республиканского проекта подключение школ осуществлялось не напрямую к Интернету, а к школьной интрасети, обеспеченной специализированным контентом.

При такой схеме в основном нужны каналы местные, а потребность в магистральных ресурсах невелика. И никакой перегрузки магистральных линий, естественно, произойти не могло. К тому же там подключение школ к Сети велось не через коммерческих операторов, а через академсеть, что значительно дешевле.

Невольно возникает и вопрос, касающийся методов планирования приоритетного национального проекта "Образование", квалификации персонала и критериев отбора, применяемых конкурсной комиссией при определении головного исполнителя по подключению к Интернету образовательных учреждений РФ: уж трафик-то подсчитать, наверное, могли бы?

Версия для печати