КОНФЕРЕНЦИИ

Парадоксальная у нас страна. Останови любого прохожего на улице и спроси, верит ли он, что у нас в ближайшие годы можно построить Силиконовую долину, и в девяти из десяти случаев получишь отрицательный ответ. Между тем 13 декабря в Москве прошло сразу восемь мероприятий (конференций, семинаров и круглых столов), посвященных инновациям и инновационной политике. Чтобы не разорваться на части, я выбрал организованную газетой "Ведомости" конференцию "Инвестиционный потенциал рынка высоких технологий в России".

Сейчас про инновации говорят все. Однако шелуха слов о новой экономике не должна вводить читателей в заблуждение. Новая общественная формация, которая начала формироваться во второй половине XX века, именуемая постиндустриальным обществом, не отменяет ни сельского хозяйства, ни ранее созданной индустрии - она с ними сосуществует в симбиозе, создавая при этом новые направления деятельности и модернизируя там, где это экономически целесообразно, ранее существующие. В маркетинговых словах "новая экономика, экономика знаний, информационное общество", звучащих из уст чиновников, слышится - да и видится - какое-то спекулятивное забвение уже имеющихся отраслей. Дескать, вот сейчас мы сделаем все по-новому, и все будут счастливы, и все будет в шоколаде. Да ничего подобного!

Ну а о бреде понятия "информационное общество" я уже писал (см. PC Week/RE, N47/2004, с. 3). Термин "экономика знаний" (скорее всего неудачная калька с английского) часто несет в себе совсем иную смысловую нагрузку, нежели та, которую в него обычно вкладывают докладчики. Некоторые российские ученые утверждают, что он был придуман чиновниками ЕС и что сформулировать смысл этого понятия они не смогли, но за ним стоит четкое намерение ЕС вкладывать деньги в научные исследования. Научной политики в России, как известно, нет. Как шутят профессора, есть антинаучная. Единственное конструктивное определение для термина "инновационное развитие", которое я нашел, заключается в том, что бо|льшая часть экспортной прибыли должна поступать от экспорта новых высокотехнологичных продуктов. Например, в США эта цифра составляет 90%, а в Японии, не имеющей своих природных ресурсов, - 98%. По другому определению, высокотехнологичным продуктом считается такой, более 15% стоимости которого приходится на научные исследования.

Решающим критерием, по которому я выбрал вышеупомянутую конференцию, было обещанное выступление на ней г-на Реймана, поскольку давно и с интересом наблюдаю за этим нетривиальным человеком. Но Леонида Додажоновича там не было, а вместо него доклад сделал первый заместитель министра Дмитрий Александрович Милованцев, который, как говорится, "был в теме".

Дмитрий Милованцев

Его доклад был посвящен развитию телекоммуникационного рынка, но, как отметил сам г-н Милованцев, сейчас рынок телекоммуникационных технологий и рынок компьютерный начинают очень сильно сближаться и изменения на одном сильно влияют на другой. Хотя телекоммуникационный рынок в России продолжает расти, темпы этого роста снижаются. Прежде всего это связано с ростом конкуренции и постоянным ценовым давлением со стороны потребителей. Кроме того, отсутствует тенденция увеличения спроса на услуги. Поэтому по всем основным сегментам телекоммуникационного рынка мы приблизились к фазе насыщения. До нынешнего года основной движущей силой телекоммуникационного рынка были компании сотовой связи, ставшие центрами консолидации для многих региональных компаний и при этом обеспечившие такой быстрый рост абонентской базы, который не был отмечен ни в одной стране мира. В крупных городах проникновение превысило 100% и достигло насыщения. Такую же картину мы видим и на рынке фиксированной связи. Постепенно снижается и доходность телекоммуникационного рынка. По прогнозам, она упадет с примерно 16% в 2007 г. до 8% в 2009-м.

Возможное направление инвестиций в сотовых компаниях, по мнению г-на Милованцева, на сегодняшний день недостаточно понятно, так как уже достигнут высокий уровень проникновения мобильной связи, новые услуги востребованы слабо, а приобретение других компаний в регионах представляется в настоящий момент проблематичным из-за "перегретости" рынка. Большинство компаний ищет новых точек роста. Одной из таких точек является широкополосный доступ - как проводной, так и беспроводной. В данном направлении работают практически все: ежегодные темпы роста в этом секторе сейчас сопоставимы с теми, что были характерны для сотовой связи, - более 50%. Беспроводной широкополосный доступ - пока еще некоторая экзотика, но видно, что этот рынок развивается. Проводной же широкополосный доступ сильно стимулируется внедрением государственных программ, предусматривающих, в частности, подключение школ к Интернету и организацию точек интернет-доступа в почтовых отделениях связи, что на самом деле приводит к развитию опорных сетей, в том числе на удаленных территориях. В ближайшие годы, по мнению г-на Милованцева, мы будем иметь совершенно другую картину не только на рынке телекоммуникаций, но и на рынках контента и внедрения информационных технологий. Доходы от передачи данных составляют примерно десятую часть рынка мобильной связи, но темпы роста этого сегмента очень велики, так как по доходности он в восемь раз выше сегмента обслуживания голосового трафика. На этот рынок сейчас выходят серьезные игроки, такие как "Связьинвест". Здесь сконцентрирована их инвестиционная активность. Одновременно с этим развитие инфраструктуры идет по пути увеличения пропускной способности их опорных сетей, которые строились под голосовую передачу и с передачей данных справляются не всегда.

Г-н Милованцев отметил, что развитие Интернета сейчас выражается не только в расширении средств доступа - наибольшие изменения будут происходить в сфере доставки контента. В связи с этим будут меняться схемы ведения бизнеса. В частности, сейчас известные западные компании планируют строительство в России крупных центров обработки данных, чтобы упростить доставку контента российским клиентам. В настоящий момент мы можем говорить, что меняется и модель телевидения: IPTV становится все более обыденным.

Одновременно с этим в мире происходит переход к сервисной модели и сращивание производителей техники с поставщиками контента, что безусловно сказывается на инвестиционной привлекательности данных направлений. Это хорошо видно на примере компаний Apple Computers и Microsoft. Разница в капитализации технологических и информационных компаний гигантская - например, у РБК этот показатель на порядок больше, чем у "Дальсвязи", которая владеет 80% сетей в своем регионе. Чтобы успешно развиваться, телекоммуникационным компаниям нужно найти совмещенную модель бизнеса, связанную с созданием контента.

Дмитрий Лощинин

В свою очередь Дмитрий Лощинин, генеральный директор "Люксофта", самой большой по численности (2300 сотрудников) и обороту (65 млн. долл.) софтверной компании России, в своем выступлении на конференции осветил состояние мирового рынка ИТ, затронув возможности и ограничения этой отрасли в России.

Ссылаясь на "Руссофт", он привел следующее распределение мест между странами в ИТ-аутсорсинге: 1-е место - Индия (44%, 16,5 млрд. долл.), 2-е - Ирландия (12%, 4 млрд.), 3-е - Китай (11%, 3,6 млрд.), 4-е - Россия (3%, 1 млрд. долл.). Ежегодный рост этого сектора в России составляет 40%, поэтому ожидается, что оборот за 2006 г. составит 1,4 млрд. долл. По словам г-на Лощинина, "индийские компании задыхаются от заказов", что подтверждает перспективность данного направления.

Половина поставок экспортного ПО из России приходится на США, 35% - на Западную Европу, 10% - на Восточную Европу и лишь 5% - на Азию.

К проблемам отрасли г-н Лощинин отнес плохие страновые индексы, слабый маркетинг, отсутствие у нас крупных компаний, устаревшую систему образования, отсутствие доступа к источникам финансирования для развития бизнеса и недостаток кадровых ресурсов в ключевых городах. Тем не менее софтверная компания становится прибыльной уже со второго года своей работы.

Среди его пожеланий можно отметить необходимость улучшения статуса отрасли в мировых рейтингах, создание благоприятной бизнес-среды, аналогичной имеющейся у стран-конкурентов, реализацию инициатив по технопаркам и свободным экономическим зонам (СЭЗ).

Оуэн Кемп

Вместе с тем, как отметил генеральный директор "HP Россия" Оуэн Кемп, ссылаясь на IDC, наша страна остается одним из самых быстрорастущих (20% в 2005 г.) ИТ-рынков мира (для сравнения: Китай - 16%, остальной мир - в среднем 5-6%), и это привлекает инвесторов. Однако есть сдерживающие факторы, к которым относится нехватка инвестиций в высшее образование, инфляция и увеличение затрат на ведение бизнеса, слаборазвитая инфраструктура импортных и экспортных поставок, вопросы прозрачности бизнеса, демографические проблемы и др. Кроме того, Индия и Китай "привычнее" для инвесторов, например, у HP сейчас в Индии работает более 10 тыс. сотрудников.

Несмотря на то что ответа на основной вопрос об инвестиционном потенциале рынка высоких технологий в России конференция скорее всего не дала, некоторую мозаику состояния отдельных вопросов и процессов мы увидели. Приведенная здесь небольшая выборка из прозвучавших выступлений показывает ряд типичных проблем с привлечением инвестиций в Россию. Хотя в названии конференции стоят слова о высоких технологиях, под ними понимались в основном телекоммуникации и ИТ. На самом деле спектр хайтека намного шире, и об этом не следует забывать.

Версия для печати