ИТОГИ

О тенденциях российского рынка по для автоматизации предприятий

В августе прошлого года, подводя итоги 2005-го в области интегрированных систем управления предприятием (ИСУП), аналитическое агентство IDC отметило не только рост этого рынка, но и тот факт, что некоторые российские компании уверенно наращивают свою долю в этой области (см. PC Week/RE, N 34/ 2006, с. 1). Например, доля деловых продуктов "1С" на российском рынке ИСУП в 2005 г. составила 9,7% (в 2004-м - 4,6%, а в 2003-м этот показатель в отдельной строке и вовсе не учитывался). Интересно также отметить, что деловые продукты "1С" из этой категории по объему продаж в денежном выражении в нашей стране уступили лишь решениям SAP и Oracle (в 2004-м в данной "табели о рангах" они занимали лишь пятое место). Что же касается натуральных показателей, то здесь комментарии, как говорят, излишни: не секрет, что зарубежный деловой софт для автоматизации предприятий небольшого и среднего размера в России не так популярен, как отечественный.

Результаты 2006 г. IDC еще не подвела, а вот отечественные разработчики о своих годовых итогах уже начали отчитываться. По словам директора "1C" Бориса Нуралиева, сказанным им во время январской выставки "Бухгалтерский учет и аудит 2007" (www.expos.ru/Audit07), за 12 месяцев минувшего года его компанией продано 464 тыс. копий программ делового назначения производства фирмы "1C" (аналогичный показатель 2005 г. - 319 тыс., а 2004-го - 220 тыс. копий) и более 14,5 млн. копий игровых и обучающих программ (аналогичные показатели 2005 и 2004 гг. - 12,9 млн. и 12 млн. копий соответственно). В денежном выражении доходы "1C" от продажи собственного и стороннего софта выросли на 48% (по сравнению с 2005 г.).

При этом штат компании вырос лишь на 14% (c 610 до 696 человек). Таким образом, в "1C" и без того высокая ежегодная выработка на сотрудника - еще в 2000-м она превысила 100 тыс. долл. на штатную единицу (см. PC Week/RE, N 8/2004, с. 1) - стала еще больше. То есть фирма стала работать еще эффективнее.

Борис Нуралиев: “В России не наблюдается

падения спроса на деловое ПО”

Говоря о тенденциях российского рынка ПО для автоматизации предприятий, г-н Нуралиев отметил следующие особенности:

- необходимость автоматизации для повышения (или хотя бы сохранения) эффективности бизнеса при падении нормы прибыли на устоявшихся рынках осознается руководителями многих предприятий;

- увеличивается интерес к внедрению в практику новых технологий;

- сохраняется мода на международные стандарты и западные аббревиатуры;

- в то же время все более осознается необходимость быстрого эффекта (мало когда имеет смысл три года строить идеальную систему - за это время предприятие сильно изменится, да и собственник пару раз поменяется);

- большинство предлагаемых на рынке систем автоматизации бизнеса становятся инструментальными - т. е. в них четко выделяется платформа и построенные на ее базе конкретные решения;

- топ-менеджеры компаний все больше внимания уделяют не столько приобретению нового софта, сколько постоянному совершенствованию находящихся в эксплуатации систем управления предприятием. В результате настройка ПО для автоматизации предприятий на местах обычно сочетается с централизованной индустрией поддержки;

- происходит реальный сдвиг от автоматизации процессов учета к автоматизации процессов управления закупками/продажами и далее - к автоматизации управления основной деятельностью (расчет себестоимости в сборочном производстве, биллинг для связистов, раскрой хлыстов в лесозаготовках, обработка путевых листов на транспорте и т. д.);

- так как тенденция консолидации бизнеса сохраняется, то повышается роль автоматизации финансового управления;

- растет, хотя и не так быстро, электронный обмен данными между предприятиями и госорганами;

- сохраняется средний уровень цен на массовые системы автоматизации (при их непрерывном функциональном развитии), но в то же время растут цены на услуги по их внедрению.

Отмеченные тенденции в определенной степени иллюстрирует востребованность флагманского продукта фирмы - "1C:Управление производственным предприятием" (УПП). По словам Бориса Нуралиева, в 2006 г. продажи этого продукта (по отношению к аналогичному показателю 2005 г.) в денежном выражении выросли на 53%, а в натуральном - на 63%.

Всего же за время существования данного продукта (примерно два года и четыре месяца), по данным "1C", реализовано 2870 комплектов УПП, с помощью которых планируется в общей сложности автоматизировать свыше 80 тыс. рабочих мест. При этом общая численность персонала на предприятиях, применяющих пакет, составляет более 1 470 000 человек. C примерами использования УПП можно познакомиться на сайте "1C", где в соответствующем разделе имеется информация о семистах с лишним внедрениях (в том числе около четырехсот - с отзывами клиентов).

Наиболее крупными "потребителями" УПП являются РАО ЕЭС (где с его помощью автоматизировано 50 предприятий с общей численностью персонала 70 тыс. сотрудников и 2000 рабочих мест), "Трансмашхолдинг" (5 предприятий, 500 АРМ), "Юнимилк" (более 20 заводов, 500 АРМ), "Холдинг ЛСР" (400 АРМ), ОАО "Амурметалл" (400 АРМ). Средний же "клиент" УПП насчитывает 610 сотрудников и 34 автоматизированных рабочих места (АРМ).

Важно отметить, что продукт УПП используется практически во всех отраслях экономики. По данным "1С", общее количество его инсталляций распределяется по этим отраслям следующим образом:

- промышленность - 65%;

- торговля - 17%;

- транспорт и связь - 7%;

- строительство - 5%;

- сельское хозяйство - 1%;

- прочие отрасли - 5%.

Бытует мнение, что практически все "живые" (то есть имеющие годовой баланс выше нуля) российские предприятия уже в той или иной степени автоматизированы, а потому спрос на корпоративное ПО в целом по стране катастрофически падает. Возможно, "местами" (отраслевыми и географическими) это и так. Однако недавний опрос, проведенный фирмой "1С" среди своих партнеров (на него откликнулись 215 франчайзинговых фирм из разных регионов), показал, что падение спроса на корпоративное ПО - далеко не главный фактор, препятствующий развитию бизнеса этих фирм. Вот как среди 215 компаний-респондентов распределились ответы на вопрос "Что мешает вам развивать свой бизнес?" (можно было выбрать несколько ответов из 13 заранее "запрограммированных"):

- нехватка специалистов - 154;

- слабый менеджмент - 95;

- неплатежеспособность клиентов - 46;

- пиратство - 45;

- конкуренция - 44;

- недостаток рекламы - 38;

- недостаток денежных средств - 27;

- демпинг - 27;

- недостаток офисных площадей - 25;

- падение спроса на ПО - 10;

- ничего не мешает - 8;

- сложности законодательства - 4;

- другое - 6.

Результаты опроса говорят сами за себя: кадровый голод в ИТ-отрасли еще далеко не утолен. Но это тема отдельного разговора.