АНАЛИТИКА

В конце января крупный альтернативный оператор связи "Голден Телеком" (www.goldentelecom.ru) раскрыл некоторые детали стратегии своего развития на ближайшее время. "Ударными" предложениями на нынешний год, призванными увеличить доходность оператора, стали выход на рынок дальней связи и запуск в коммерческую эксплуатацию проекта Golden Wi-Fi - сети беспроводного широкополосного доступа в центре Москвы.

Третий игрок на рынке дальней связи

То, что с 29 января 2007 г. "Голден Телеком" начал предоставлять услуги междугородной и международной связи в России (ранее весь такой трафик пропускался через "Ростелеком"), стало отголоском либерализации этого рынка, начало которой было положено в 2005-м. Данный процесс, анонсированный Мин-информсвязи РФ еще пару лет назад, в 2006 г. шел полным ходом: разрешения на работу для операторов дальней связи выдавались в рамках развития рынка и лишения компании "Ростелеком" (www.rt.ru) монопольного статуса. Каждому действующему в этом сегменте оператору выдается свой номерной префикс, каковым для "Ростелекома" сейчас является "восьмерка" ("Голден Телеком" услуги междугородной связи будет предоставлять под кодом "51", а международной - "56"). По мнению регулирующих органов, в 2006-м должны были начать работу примерно 6-8 операторов дальней связи, а лицензии на оказание таких услуг к настоящему моменту выданы 20 с лишним компаниям. Однако реальность оказалась скромнее: работу смогли начать всего два оператора - собственно "Ростелеком" и "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ, www.mtt.ru).

Александр Виноградов:“К 2010 г.

объем рынка дальней связи

будет равен 4,8 млрд. долл.”

Дело в том, что текущие проблемы заставляют компании, даже получившие лицензии, развивать свои сети очень осторожно, ведь минимальная цена "входного билета", по оценкам опрошенных нами аналитиков, составляет несколько десятков миллионов долларов. Коррелируют с этой цифрой и затраты "Голден Телекома" - по словам Жан-Пьера Вандромма, главного управляющего компании, подобный проект потребует порядка 50 млн. долл. начальных вложений и 12 млн. долл. операционных расходов в каждый год эксплуатации. И это только прямые затраты на техническое оснащение без учета переподготовки и найма персонала, маркетинговых исследований и рекламной кампании. Ведь согласно лицензионным условиям, операторы должны построить собственную сеть дальней связи, охватывающую всю территорию страны. На практике это значит, что тем, кто претендует на оказание услуг международной и междугородной связи, придется устанавливать так называемые узлы присоединения в каждом из 87 субъектов РФ, прокладывать туда линии связи, создавать рабочие группы технических специалистов на местах, а также сеть своих или аутсорсинговых операторских центров для решения абонентских проблем и запросов. К слову, в федеральной транзитной сети "Голден Телекома" собственные каналы компании составляют всего 60% (30% по спутниковым и 30% - по волоконно-оптическим линиям связи), остальные 40% - это арендованные средства партнеров оператора ("Ростелекома" и ТТК).

Карта покрытия беспроводной сети Golden Wi-Fi на 1 февраля - дату начала коммерческой эксплуатации

При этом права выбора, где предоставлять услуги, у операторов нет - только по всей территории страны, даже в убыточных с точки зрения подобного бизнеса депрессивных регионах. Так что прибыль от этого вида услуг вряд ли будет фантастической и единомоментной: несмотря на уверения представителей "Голден Телекома" в том, что бизнес-план предусматривает окупаемость подобного проекта за три года, подобные утверждения представляются слишком оптимистичными. Ведь тарифы компании на междугородную связь будут в среднем на 10%, а на международную на 10-65% ниже, чем тарифы "Ростелекома", что при всей их привлекательности для пользователя увеличит сроки вывода проектов на самоокупаемость.

В 2006 г., по данным официальной статистики регулирующих органов, объем рынка дальней связи составил 2,8 млрд. долл., а к 2010-му, по прогнозам президента "Голден Телекома" Александра Виноградова, будет равен 4,8 млрд. долл., т. е. возрастет меньше чем в два раза - вполне хороший показатель для в общем стабильного рынка. Именно поэтому для пяти-шести крупных операторов связи необходима возможность соединять своих клиентов по своим же каналам в разных точках страны или мира. В ближайшее время на этом рынке можно ожидать появления "ТрансТелеКома" (www.transtelecom.ru), а также компании "Комстар - Объединенные Телесистемы" (www.comstar.ru). Кстати, по заявлению руководителей "Голден Телекома", к 2010 г. компания планирует получить около 1 млрд. руб. выручки и завоевать 20% этого рынка.

Вместе с тем для более активного развития подобных проектов не решено несколько принципиальных моментов. К примеру, по мнению регулятора, все физические лица по умолчанию считаются абонентами "Ростелекома", а для выбора другого оператора или использования режима hot choice (выбор в момент звонка) они должны пойти на телефонный узел и письменно заявить о своем желании. Недостаточна и рекламная активность альтернативных операторов - к примеру, разобраться в предложении МТТ сложно даже просвещенному пользователю, не хватает информационных программ, которые позволили бы абонентам "почувствовать разницу". О том, чтобы создать для них возможность в реальном времени уточнять стоимость звонка по каждому конкретному направлению непосредственно после набора номера (с помощью самого простого IVR-меню), пока только говорят, и то невнятно - видимо, по какой-то неведомой причине самое простое решение в данном случае не кажется самым очевидным. Однако стоит отметить, что в этом отношении корпоративные абоненты более мобильны, чем частники, поскольку их технические специалисты умеют считать деньги: в силу развитой конкуренции в мегаполисах всегда можно найти выгодные цены на дальние звонки. Уже сейчас значительная их часть идет в обход "Ростелекома", и проводимая либерализация позволяет просто легализовать эти потоки.

Глобальная Wi-Fi-сеть в масштабах мегаполиса

Второй проект компании, который стоит отметить особо, - состоявшийся 1 февраля в Москве запуск в коммерческую эксплуатацию беспроводной сети Golden Wi-Fi (www.goldenwifi.ru), насчитывающей порядка 6,7 тыс. хотспотов (из которых более 5 тыс. уже активированы). Стратегия развития беспроводной сети не явилась неожиданностью - она практически в точности повторяет присутствие оператора в 4000 столичных зданиях и офисных центрах. В основном точки доступа сосредоточились внутри Садового кольца, небольшой ареал выделен на севере, востоке и юго-западе столицы. Остальные районы остались пока без внимания "Голден Телекома".

По словам руководства компании, строительство сети Wi-Fi - это вынужденный шаг, поскольку "дотянуться" до клиента с помощью медных пар (по ним клиент может выходить в Интернет по технологии ADSL) практически невозможно: МГТС (www.mgts.ru) уже работает со "Стримом" (www.stream.ru) и не готова думать о сотрудничестве с каким-либо другим оператором. Вначале, в ноябре 2003 г., "Голден Телеком" приобрел фирму "Дайком", владевшую лицензией на работы в частотном диапазоне 2,4 МГц на территории Москвы. В феврале 2004-го оператор объявил тендер на выбор поставщика оборудования, победителем которого стала канадская компания Nortel (www.nortel.com). Более полутора лет понадобилось на подписание договоров и запуск в тестовую эксплуатацию первых 30 базовых станций. Затем в июле 2006-го началось внутреннее тестирование сети, а в конце года "Голден Телеком" подошел к завершающему этапу ее подготовки перед коммерческим использованием - бета-тестированию: всем желающим (особенно сотрудникам компании) предлагалось бесплатно подключаться к сети, чтобы проверить ее функциональность. За это время оператор подготовил все необходимые документы для функционирования системы.

Развертывание одного узла доступа обходится оператору в 1,5-2 тыс. долл. В эту сумму входит покупка оборудования, стоимость его монтажа и инсталляции, а также ежемесячная аренда помещения под оборудование. Стоимость подобного проекта для строительства с нуля - порядка 10 млн. долл., но компании удалось сэкономить, поскольку она подключала хотспоты к своей уже давно смонтированной базовой сети.

По замыслу руководителей проекта в 2007 г. аудитория активных пользователей услуг Golden Wi-Fi может составить от 50 до 100 тыс. человек, а к 2010-му оператор планирует подключить порядка 400 тыс. абонентов. По данным Romir Monitoring, среди москвичей доля активных пользователей сетей Wi-Fi составляет 16%, а в течение двух последующих лет их число должно удвоиться. В целом, по подсчетам аналитического агентства iKS-Consulting, за 2006 г. выручка сервис-провайдеров от услуг беспроводного доступа в России увеличилась более чем на 60% и достигла 80 млн. долл.

В настоящее время в сети Golden Wi-Fi действуют тарифы "Всегда" (500 руб./мес, декларируется неограниченный трафик) и "Иногда" (100 руб./ч, поминутная тарификация, указанную сумму можно использовать порциями в течение 60 дней с момента активации). Активирована и специальная зона Gol-den Wi-Fi FREE (видимо, в пику проекту Yandex.Wi-Fi, действующему по сходной бизнес-модели) - хотспоты со свободным входом в общественных заведениях, координаты пока немногих таких точек доступа можно найти на сайте www.goldenwifi.ru.

К счастью, подобные хотспоты будут обеспечивать не только доступ в Интернет в "чистом виде" для передачи данных (загрузка Web-страниц, передача электронной почты), но и VoIP, что позволит воспользоваться такими сервисами, как Skype или SipNet, для дальних звонков за сравнительно небольшую плату. Скорее всего это подтолкнет людей к более активной эксплуатации так называемых гибридных терминалов - по сути сотовых смартфонов стандарта GSM, одной из возможностей которых являются вызовы типа VoIP с помощью широкополосного интернет-подключения. Иными словами, находясь в зоне действия сети Golden Wi-Fi, телефон работает через хотспот, а в остальное время будет использовать ресурсы сотового оператора.

Безусловно, единая, глобальная и беспроводная сеть нужна любому крупному городу - количество пользователей, обладающих мобильными компьютерами с Wi-Fi-адаптерами, в Москве уже велико, многие из них привыкли работать и проверять электронную почту по нескольку раз в день, не только дома и на работе, но и в клубах, ресторанах, кафе и даже кинотеатрах (это удобно делать с помощью смартфонов и КПК). До недавнего времени к их услугам были как коммерческие хотспоты, так и бесплатные точки доступа. При этом в платных точках пользователю каждый раз предлагалась новая модель оплаты - где-то брали специальные ваучеры, где-то карты доступа, а где-то предпочитали наличные. То есть единого счета оплаты услуг доступа в Интернет не было.

К сожалению, надежды на то, что эту проблему решит сеть Golden Wi-Fi, не оправдались - оплатить доступ с помощью кредитной карты не получится, оператор считает, что более эффективными средствами платежа будут предоплаченные карты интернет-провайдера РОЛ или самого "Голден Телекома" (обычно их продают с 5-15%-ной наценкой), автоматы экспресс-оплаты (в таком случае пользователю надо будет помнить номер своего счета, а кроме того, эти системы берут комиссию от 3 до 5%) или интернет-банк ВТБ24. Однако для резкого увеличения пользовательской базы существенно помогла бы оплата премиальными SMS-сообщениями, когда за одно отправленное короткое послание со счета пользователя взимается определенная сумма, которая затем зачисляется на электронный счет для оплаты услуг Wi-Fi (подобный проект действует в сетях МТС и "Комстара"). К сожалению, такого сервиса в планах компании на момент запуска сети в коммерческую эксплуатацию не было.

Проблемы подключения

Несмотря на запуск в коммерческую эксплуатацию, у "Голден Телекома" пока существует ряд проблем, явное решение которых не просматривается. Во-первых, позиционируя свою сеть как пользовательскую и располагая хотспоты вблизи жилых зданий, особенно в центре города, маркетологи компании скорее всего понимают, что эти места уже давно и прочно захвачены как местными локальными сетями, так и игроками в масштабе всего города - такими как "Стрим", "Комкор", "Корбина Телеком", "Корвет Телеком" и т. д. Однако никаких преференций для таких пользователей (льготные контракты, специальные тарифные планы, индивидуальные предложения, скидки и пр.) не предусмотрено. Между тем без очевидного мотива мало кто захочет поменять уже имеющееся у него скоростное кабельное подключение на беспроводной доступ, эффективность которого зависит от многих факторов.

Жан-Пьер Вандромм: “Стоимость

 нашей базовой транспортной сети

 для предоставления услуг дальней

 связи составляет порядка 50

 млн. долл. прямых затрат и 12 млн. долл.

 операционных расходов в

 каждый год эксплуатации”

Во-вторых, существует проблема со свободным ресурсом интернет-доступа для конечных пользователей. По словам Жан-Пьера Вандромма, на каждый многоквартирный дом оператор будет устанавливать по одному хотспоту. Учитывая тот факт, что максимальная, "пиковая" скорость каждого хотспота составляет 54 Мбит/с, в идеальном случае полной загрузки каждый из 40-50 пользователей, одновременно работающих в сети, видимо, получит канал со скоростью до 1 Мбит/с. При этом в силу разного уровня сигнала в различных точках зоны охвата установить минимальный гарантированный порог скорости соединения скорее всего будет невозможно. Кроме того, не исключены и сравнительно длительные перебои в работе хотспотов. Дело в том, что в отличие от проводных операторов у компании намечается явная проблема с дистанционным перезапуском хотспотов в случае их временной неработоспособности.

В-третьих, оператору будет сложно привлечь абонентов из-за отсутствия дополнительного спектра бесплатных услуг. В любых кабельных сетях пользователь может найти немало бесплатных ресурсов внутренней локальной сети - игровые серверы, серверы фильмов, программ, группы новостей, форумы. Сможет ли предложить все это Golden Wi-Fi - большой вопрос, поскольку подавляющая часть контента, находящегося в локальных сетях, является пиратской и, следовательно, бесплатной для абонента. А для создания хорошего каталога медиаэлементов, как показывает опыт компании "Стрим", реализующей этот сервис в своей сети (правда, с переменным успехом), необходимо большое терпение и значимые инвестиции. Возможно, "Голден Телекому" удастся договориться с каким-либо провайдером IPTV и пулом контент-провайдеров для совместного продвижения услуг - установка специальной приставки к телевизору может сочетаться с хотспотом, который будет обеспечивать доступ в Интернет для нескольких клиентских устройств по одному каналу. Руководство компании обошло эту тему, несмотря на прямые вопросы журналистов.

Пока возможных пользователей Golden Wi-Fi пытаются порадовать "уникальным сервисом" в виде бесплатного доступа к электронному справочнику "Бизнес-справка" с географической привязкой к карте Москвы. Вряд ли он будет популярен - подобные проекты можно найти на таких порталах, как Yandex или Rambler, в сочетании с электронными картами многих городов нашей страны, размещенными в бесплатном доступе.

В-четвертых, непонятна ситуация с так называемым общим счетом - электронным балансом, благодаря которому пользователь мог бы получать услуги нескольких операторов, расплачиваясь по единому абонентскому счету. Вариантов, пока не реализованных, здесь два. Первый - общий счет абонентов "Голден Телекома", оператора РОЛ (обеспечивает большому количеству клиентов коммутируемый доступ на территории всей России), а также оператора "Корбина Телеком" (51% акций которого в декабре прошлого года был приобретен "Голден Телекомом"). Таким образом, имея дома широкополосное подключение от "Корбины", обладатель общего счета мог бы использовать хотспоты от "Голден Телекома", а при командировках по России осуществлять соединение по модему с помощью РОЛ. Второй способ - это Wi-Fi-роуминг с другими крупными операторами широкополосного доступа: компаниями МТС (объединяет свои хотспоты, а также точки доступа "Таском"), "Комстар", "Квантум" и т. д. Как каждый в отдельности, так и оба проекта в сумме могли бы дать положительный синергетический эффект, о котором так любят говорить руководители телекоммуникационных операторов. К сожалению, несмотря на наши прямые вопросы, руководители "Голден Телекома" перспективу такого решения комментировали весьма расплывчато - конкретных сроков внедрения подобного сервиса названо не было.

Как будет организована работа с пользователями в будущем - покажет время. Проект Golden Wi-Fi имеет шансы на успех, но оператор должен сильно постараться, чтобы его система не превратилась в огромную и бесплатную сеть для своих же сотрудников. В масштабах мегаполиса, сильно насыщенного кабельными каналами связи, имеющего развитые сети сотовых операторов и нескольких крупных провайдеров pre-WiMAX, ему необходима более гибкая, адаптивная и эффективная бизнес-модель, которая позволит привлечь значимое количество пользователей в свою сеть. Риторика топ-менеджеров "Голден Телекома" об огромном потенциале роста интернет-аудитории в отдельно взятом мегаполисе пока не очень впечатляет - в текущей ситуации абонента надо привлекать не только качественным сервисом, но и наличием значительного количества дополнительных услуг (телевидение, video-on-demand, location-based services и т. д.), которых в сети оператора не просматривается. Будем надеяться, что это только пока.