Более 500 лет назад итальянский математик Лука Пачоли, которого считают основателем бухгалтерского учета, высказался и о торговле - точнее, о том, что нужно для грамотной постановки этого непростого дела: "Как известно, три условия необходимы всякому, кто желает в исправности вести торговлю. Самое главное из них - наличные деньги и разного рода другие ценности... Второе условие - уметь верно вести книги и быстро считать... Третье и последнее необходимое условие - ведение своих дел в должном порядке и как следует, чтобы можно было без задержки получить всякие сведения относительно как долгов, так и требований". За прошедшие пять столетий в торговле мало что изменилось - разве только второе и третье условия сегодня выполнить легче, потому что быстро считать и "без задержки получать всякие сведения" помогают ИС.

Начиная разговор об основных аспектах автоматизации дистрибуции, или оптовой торговли, договоримся о терминах. Одно из наиболее распространенных определений, найденных в Интернете, гласит: "Дистрибуция - физическое распределение продукции от производителя к потребителю, которое позволяет обеспечить последнему наиболее удобный доступ к товару по приемлемой цене". Примерно то же самое подразумевается и под понятием "оптовая торговля", а "Экономический словарь" определяет дистрибьютора как "оптовика, независимого посредника в торговых сделках". Примем и мы это равенство дистрибуции и оптовой торговли и поговорим о том, как с помощью ИТ-инструментов можно помочь сегодняшним оптовикам "в исправности вести торговлю".

Российская дистрибуция сегодня

Собственно, оптовая торговля почти с самого начала рыночных отношений в нашей стране взяла довольно уверенный старт и развивалась весьма динамично. Достаточно вспомнить, что многие успешные компании ИТ-сектора (в том числе и производственные) создавались на базе предприятий по поставкам компьютерной техники и комплектующих. Сегодня, когда промышленность страны возрождается, а розница активно прирастает за счет региональной экспансии, дистрибьюторские фирмы играют важную сбытовую, распределительную и логистическую роль. В несколько последних лет годовой прирост оборота в этом сегменте, по данным Росстата, составлял 14-15%, а основные показатели деятельности оптовых компаний выглядят весьма впечатляюще - даже по сравнению с быстрорастущей розницей (см. табл. 1).

Таблица 1

 

Основные показатели деятельности организаций торговли

Показатели

Организации оптовой торговли (включая торговлю через агентов)*2

Организации розничной торговли*2

2004 г.

2005 г.

2004 г.

2005 г.

Число организаций*1 (на конец года), тыс.

645,9

605,6

206,1

198,6

Среднегодовая численность работников, тыс. человек

2270,7

2265,0

1829,7

1808,4

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, тыс. руб.

5645,1

7521,0

3756,4

5214,3

Оборот (в фактически действовавших ценах), млрд. руб.

7083,6

10 275,9

1745,6

2659,8

Валовая прибыль, млрд. руб.

1382,1

1459,6

163,7

223,7

_____

*1 Данные приведены на основе Статистического регистра хозяйствующих субъектов, включающего фактически действовавшие юридические лица, их представительства и филиалы.

*2 Кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами.

Источник: Федеральная служба государственной статистики (www.gks.ru).

Будучи промежуточным звеном между производителями и розницей, дистрибьюторские компании в большинстве случаев имеют следующую структуру*1: центральный офис, филиалы в регионах, склад (склады) или распределительный центр (РЦ), а также подразделения закупок и логистики, продаж, маркетинга и финансов. Отметив, что особенностью российской дистрибуции является огромная территория страны, Андрей Краснопольский сказал: "Если дистрибьютор хочет работать в России, а не только в Москве или, скажем, в Самаре, то он должен иметь свои представительства, свои склады, т. е. свою развитую инфраструктуру на всей территории страны. Это, кстати, накладывает определенные требования и на информационную систему".

_____

*1 Заметим, что в конкретных случаях организационная структура оптовой компании может зависеть от направлений ее деятельности.

В значительной мере с данной особенностью связана и предложенная классификация оптовых компаний по масштабам. "К крупному бизнесу, - считает Анна Бояршинова, - можно отнести компании, занимающиеся сбытом продукции отечественных производителей и иностранных фирм преимущественно на всей территории РФ ("Автомир", BASF, "Юнилевер"); в них может работать более тысячи сотрудников. Средний бизнес - это компании, специализирующиеся на распространении товаров определенных марок, обеспечении продукцией розничного сектора, иностранные представительства в России (Nycomed, Merlion, "Объединенные кондитеры"); такие фирмы, как правило, насчитывают от 100 до 1000 сотрудников. Наконец, есть и оптовики, относящиеся к малому бизнесу, - небольшие предприятия, занимающиеся распространением товаров на локальных рынках, специализированные иностранные представительства - здесь обычно трудится менее 100 работников".

Эксперты, принимавшие участие в обсуждении темы (в алфавитном порядке):

Алексеев Сергей, директор по продажам компании "ТБ.Софт"

Бояршинова Анна, менеджер по внедрению отраслевых решений компании NaviCon

Красилов Николай, президент корпорации "Галактика"

Краснопольский Андрей, коммерческий директор Консультационной группы АТК

Локтев Олег, руководитель отдела внедрения и сопровождения логистических систем компании ant Technologies

Михайлов Александр, ведущий аналитик Центра корпоративных решений "Парус"

Овчинникова Инна, бизнес-аналитик компании "Фолио"

Из тенденций последних лет многие эксперты отмечают концентрацию рынка оптовых компаний. За счет процессов поглощения и укрупнения их число уменьшается (это видно и из табл. 1), а масштабы соответственно растут. Кроме того, наблюдаются и две пары разнонаправленных трендов, связывающих дистрибьюторские фирмы с производителями и розничными сетями. "С одной стороны, имеет место развитие дистрибьюторских компаний в сторону производства собственной продукции на территории РФ, - говорит г-жа Бояршинова. - В качестве примера можно назвать компании Siemens, "Юнилевер", которые открывают собственные производства, приобретают производственные предприятия у российских фирм. С другой стороны, наблюдается выделение производителями своих служб сбыта в самостоятельные предприятия; например, холдинг "Объединенные кондитеры" создал собственную дистрибьюторскую компанию с тем же названием, задача которой - распространение продукции фабрик холдинга. Подобная картина складывается и в отношениях с розницей: дистрибьюторские компании уже подошли к созданию собственных торговых сетей для сбыта продукции (в частности, Adidas, "Винный Мир"), но в то же время начинается выделение розничными сетями своих служб закупок и логистики в самостоятельные предприятия ("Л‘Этуаль", "Эльдорадо", "Евросеть")".

О некоторых причинах этих процессов рассказал Александр Михайлов: "Важно различить ситуации, сложившиеся на рынке товаров отечественного производства и импортных товаров. Крупный отечественный производитель старается уменьшить количество посредников между собой и розничным магазином, организуя свою собственную дистрибьюторскую сеть. Она дает возможность обеспечить полный контроль за движением товара и качеством предоставляемого сервиса потребителю. Сейчас каждый производитель желает знать, кто его покупатель, какие предпочтения имеют целевые группы и т. д. В целом наметился процесс вытеснения производителем посредников-дистрибьюторов, которым приходится искать другую продукцию для реализации по своим установившимся дилерским каналам. Но поскольку дистрибьюторы располагают достаточно разветвленными каналами продаж, некоторые из них присматриваются к возможности организации своего производства или внесения добавленной стоимости в реализуемую продукцию своими силами. (И такими примерами являются упомянутые выше Siemens и "Юнилевер". - Т. Б.) На рынке импортной продукции идет процесс роста масштабов дистрибьюторских компаний".

При этом многие эксперты отмечают, что в последнее время конкуренция на рынке оптовой торговли усиливается, к работе современного дистрибьютора предъявляются все более жесткие требования. "Растущие компании обнаруживают все сложности дистанционного управления удаленными региональными подразделениями, - подчеркивает г-н Михайлов. - Повышаются требования к организационной структуре, квалификации персонала, работе транспорта и распределительных центров. Современным дистрибьюторам недостаточно просто информации о том, что именно лежит у них на складе, им нужна возможность оптимизации складского размещения товара. Таким образом, появляется целая серия дополнительных показателей эффективности, по которым жизненно важно контролировать движение товарных потоков".

Во многом с усилением конкуренции связано и уменьшение маржинальной прибыли, которая зачастую "съедается" дополнительными издержками, направленными на удержание имеющихся клиентов и привлечение новых. Возникает необходимость тщательного анализа деятельности, расчета себестоимости услуг, обработки того или иного товара - все это становится неотъемлемым атрибутом принятия правильных решений. В таких условиях без соответствующей ИС, разумеется, не обойтись.

Автоматизация - не роскошь, а средство продвижения вперед

Серьезные дистрибьюторы это поняли уже давно и приступили к замене имеющихся ИС на новые, более "продвинутые". Каковы же особенности бизнес-процессов в оптовых компаниях? Чем сегодня для них определяются требования к ИС?

В целом общая схема бизнес-процессов дистрибьюторской фирмы показана на рисунке. По мнению Николая Красилова, для торговых компаний существенное значение имеет необходимость мониторинга связей и расчетов с контрагентами, эффективное управление жизненным циклом заказа, организация единого информационного пространства, включающего центральный офис и территориально распределенные подразделения. "Есть у российской дистрибуции и другие особенности - работа по предоплате, предоставление товарных кредитов, консигнация. Все это требует тщательного учета, - полагает он. - Для многих предприятий, особенно имеющих отношение к пищевой промышленности, существует необходимость контроля качества продукции, партионного учета. В каждом конкретном случае причины внедрения системы автоматизации управления индивидуальны. Например, для компании с небольшой номенклатурой и несколькими клиентами на первый план может выйти задача уменьшения себестоимости обработки и хранения грузов, контроль сроков годности товаров. А для компании с большим количеством клиентов - организация системы четкого планирования работ и загрузки складов. Для тех, кто занимается экспортными поставками, к числу приоритетных требований относятся возможность формирования в системе направляемого в налоговую инспекцию пакета документов по возмещению НДС и поддержка ведения учета по таможенным декларациям".

Рассмотрим подробнее те требования к ИС, которые важны для оптовых компаний.

 Автоматизация склада или РЦ. Для этих подразделений дистрибьюторских фирм используются специализированные WMS - Warehouse Management Systems, которые могут интегрироваться с функционирующей в компании ERP-системой или составлять один из ее модулей. Так, компания ant Technologies продвигает для автоматизации РЦ и складов WMS-системы разных производителей. Особенности бизнес-процессов распределительных центров во многом определяются их отраслевой принадлежностью.

"В подавляющем большинстве случаев обширный (десятки тысяч артикулов) и разнородный ассортимент товаров, проходящих через РЦ, не позволяет применить одинаковые принципы автоматизации к различным группам продукции, - считает Олег Локтев. - Помимо этого существуют специфические требования поставщиков. В частности, некоторые из них по разным причинам не могут маркировать товар с учетом современных требований логистики, и функцию маркировки (а иногда и сортировки товара, его взвешивания и т. п.) вынужден брать на себя дистрибьютор. Таким образом, используемая WMS-система должна обладать достаточной степенью адаптивности, чтобы обеспечить разновариантные алгоритмы обработки при приемке товара в зависимости от его атрибутов и атрибутов поставщиков. Разбиение товаров на группы по сходным логистическим параметрам позволяет оптимизировать хранение продукции на складе, наиболее рационально используя складское пространство. Процессы отбора товара и подготовки заказа на отгрузку имеют свои особенности, которые определяются типом товара, требованиями клиента, для которого предназначен заказ, и некоторыми другими моментами. Особенности упаковки, маркировки, обеспечение запаса по сроку годности и прочие требования клиента, предъявляемые к работе дистрибьютора, должны находить свое отражение в настройках WMS".

Другие разработчики - например компания "Фолио", корпорация "Парус" - считают необходимым наличие в ERP-системе собственного модуля для управления складом. "Как разработчик решений для данного сегмента (в который мы включаем также торговые дома производителей федерального масштаба), с апреля 2007 г. мы выводим на рынок доработанную версию приложения WMS, входящую органичной частью в нашу "Систему управления ПАРУС", - отметил Александр Михайлов. - При внедрении данное приложение позволяет существенно повысить эффективность организации всего складского хозяйства. Подчеркну, что подсистемы WMS в наиболее распространенных западных ERP-системах являются, как правило, партнерскими решениями, а не модулями, встроенными изначально производителями ПО, что означает для потребителя подобного партнерского решения определенные риски".

  Взаимодействие с подразделениями. В условиях крупного, территориально распределенного дистрибьюторского бизнеса с номенклатурой продукции в тысячи и десятки тысяч единиц, числом менеджеров в несколько десятков человек и большим количеством подразделений особое значение приобретают устойчивая и надежная работа удаленных подразделений в единой базе и разнообразие способов передачи информации. Один из примеров - проект автоматизации компании РКФ (в которую помимо Рузской кондитерской фабрики входит также торговый дом, продвигающий ее продукцию на рынок). "В ходе его реализации был налажен качественный обмен информацией с удаленными подразделениями, - рассказал Сергей Алексеев. - Наш продукт "ТБ.Корпорация" позволяет использовать разные способы обмена данными; в этом проекте были задействованы два: склад в Одинцове по выделенной линии начал работать непосредственно с базой данных московского офиса, а фабрика в Тучкове взаимодействует с БД с помощью механизма репликаций. Пакет данных (транспортный файл объемом в среднем 60-100 Кб) передается каждые 20 минут; при этом ИС на фабрике может работать и в автономном режиме. Это важно ввиду "особенностей национальной глубинки": в области нередки отключения электричества, и потому возможность самостоятельной работы для системы чрезвычайно важна".

Многоуровневый учет взаиморасчетов. Взаиморасчеты ведутся в разрезе договоров с поставщиками, дистрибьюторских договоров, менеджеров, клиентов, торговых точек клиентов. Сам контрагент зачастую может быть представлен в виде иерархии нескольких компаний со своими правилами платежей и доставки, нужно вести расчеты как для всего контрагента, так и для его отдельных компаний. Один из аспектов взаиморасчетов - работа с дебиторской задолженностью. Во всем мире уже давно принято отгружать товары в кредит. Российские компании начинали работать по предоплате, однако сейчас все серьезные дистрибьюторы также отпускают товары в кредит, причем с довольно серьезным сроком его погашения. "А это означает необходимость четкого отслеживания дебиторской задолженности, - подчеркивает Андрей Краснопольский. - Такова особенность данного сегмента рынка, поскольку именно дистрибьюторский бизнес подразумевает работу с огромным количеством клиентов, товар которым отгружается в кредит. Автоматизация отслеживания дебиторской задолженности помогает минимизировать человеческий фактор (случается, допустим, что менеджер просто забыл выставить счет) и улучшить оборот денежных средств. Это показывают наши проекты в компаниях Sprandi (одежда и обувь), "Компэл" и ЭКиТ (электронные компоненты), "Проконсим" (трубопроводная арматура) и ряде других".

Сюда же, к взаиморасчетам, относятся возможности учета разнообразных схем предоставления скидок и бонусов, которые сегодня рассматриваются уже не как средство привлечения клиентов, а скорее как способ их удержания. "В системе должна быть предусмотрена гибкая шкала скидок: по поставщику, по группе товаров, по конкретному товару, индивидуальные скидки для конкретного покупателя, скидки, зависящие от объема разовой закупки, накопительные скидки и прочие способы завоевания лояльности клиентов", - считает Инна Овчинникова.

Справочник товаров. По мнению г-жи Овчинниковой, системы, автоматизирующие деятельность дистрибьюторских компаний, должны давать им возможность работать не только с собственным справочником товаров, но и с полными каталогами своих поставщиков, что позволит увидеть изображение товара, вести поиск по артикулу поставщика, ознакомиться с выставленной им ценой, условиями и сроком доставки продукции. В таких ИС должен быть предусмотрен механизм обновления каталогов и прайс-листов поставщиков с возможностью сопоставления артикула поставщика с собственным артикулом дистрибьюторской фирмы, причем соответствие может быть "многие ко многим". "При этом собственный справочник товаров не стоит переполнять полным перечнем артикулов всех своих поставщиков, - отмечает она, - обычно в него вносят только активный список. Однако всегда лучше иметь под рукой полные списки поставщиков с удобной системой поиска и в случае необходимости копировать данные о товаре из каталога поставщика в карточку товара собственного справочника".

 Контроль поставок. Как правило, такие функции входят в блок управления логистикой. "В нашей системе он, например, расширен новыми аналитическими разрезами и отчетами, которые позволят контролировать товары в пути с учетом рейсов и заказов", - отметил Сергей Алексеев.

Обеспечение комплектования и доставки товаров осложняется в тех случаях, когда существует длительный жизненный цикл выполнения заказа. "Здесь требуется тщательный контроль всех параметров каждого заказа, - уверен Николай Красилов, - особенно когда в его выполнении задействовано большое количество подразделений, в том числе территориально распределенных. Для таких компаний мы разработали решение "Галактика: Мониторинг заказов", способное значительно повысить эффективность системы управления заказами. К функциям решения относятся: регистрация заказов клиентов (в том числе через Интернет), оперативный контроль состояния заказов, взаимодействие с учетными системами (выставление счетов, получение данных об оплате и отгрузках, о наличии товаров на складах), управление регламентами обработки заказов, автоматическое извещение о событиях, критичных для выполнения заказа, и т. д. В результате сокращаются сроки исполнения, количество одновременно выполняемых заказов возрастает (без увеличения объемов затрачиваемых ресурсов), а себестоимость каждого заказа снижается".

Отраслевая специфика. Для тех или иных сегментов рынка, в которых работает дистрибьютор, важны разные возможности ИС. Андрей Краснопольский пояснил: "Например, для фармацевтических и пищевых компаний очень важен учет срока годности и возможность варьирования цен в зависимости от его длительности. Также для этих отраслей огромное значение имеет учет данных по партиям товара: если какой-либо поставщик отзывает одну из партий, такой учет позволяет легко отследить, кому из клиентов она была продана". В ряде случаев возникают и другие специфические потребности учета, связанные, к примеру, с участием в госпрограммах. "Так, реализация проекта "Паруса" в ООО "Биотэк", - рассказал Александр Михайлов, - дала этой фирме возможность помимо осуществления традиционной дистрибьюторской деятельности наладить сложнейшие учетные процессы, связанные с ее участием в программе ДЛО (дополнительное лекарственное обеспечение. - Т. Б.) как федерального поставщика. Кроме того, здесь был автоматизирован процесс контроля ценообразования, благодаря чему обеспечивается соблюдение допустимого размера наценки на препараты (в то же время система не позволяет отгрузить товар по цене ниже его себестоимости)".

 Анализ финансовых результатов, определение себестоимости. Одна из главных целей автоматизации - возможность отслеживания по каждой поставке ее рентабельности, прибыльности и других аналитических данных, которые позволят определить эффективность деятельности компании в различных разрезах: по рынкам сбыта, по каждому виду продукции, по направлениям, регионам и т. д. "Обеспечить получение подобной информации помогают специальные решения класса Business Intelligence, - сказал Николай Красилов. - Например, в 2006 г. мы выпустили на рынок решение "Галактика BI Сбыт", ориентированное на компании, чья деятельность связана со сбытом продукции. С его помощью отслеживаются платежи за отгруженную продукцию, случаи нарушения договорных обязательств, своевременность исполнения договоров на поставку продукции, определяются "проблемные" клиенты и договора и т. д. Развитые средства анализа, входящие в состав "Галактики BI Сбыт", позволяют затем оценивать эффективность работы подразделений, ответственных за продажи, и отдельных менеджеров, выявлять тенденции спроса на определенные виды продукции, анализировать случаи ее возврата из-за ненадлежащего качества. В результате улучшается система управления взаимоотношениями с клиентами и создается информационная основа для принятия грамотных решений, связанных с управлением продажами".

Еще один важный для оптовиков параметр - себестоимость. "С помощью специальных средств, имеющихся в ИС, можно отслеживать себестоимость услуг не только по складу в целом, но и для той или иной товарной группы и даже для отдельного товара. Точный учет себестоимости дает возможность выстраивать оптимальную ценовую политику, а это - дополнительные конкурентные преимущества", - отметил Андрей Краснопольский. Один из методов, реализованный в серьезных системах для оптовой торговли, предполагает учет затрат по видам деятельности и предусматривает соответствующее распределение накладных расходов, которые генерируют эти расходы. Этот подход, называемый АВС (activity-based costing), рассматривается не только как система учета затрат, но и как один из инструментов анализа.

Возможности планирования. Это также одна из ключевых функций ИС для дистрибьюторских компаний - она особенно востребована крупным бизнесом, для которого крайне важны четкая система планирования и бюджетирования, поддержка BSC и т. д.

 Гибкость системы. Как отмечают эксперты, в бизнес-процессах дистрибьюторских компаний практически отсутствуют косность и бюрократизм. "Бизнес-процессы здесь очень гибкие, подвержены частым и сильным изменениям, поскольку должны наиболее точно соответствовать меняющимся требованиям рынка и государства, - пояснил Андрей Краснопольский. - Структура компании, как правило, позволяет ей быстро изменяться. Для внешнего консультанта такое положение вещей составляет определенные трудности и неудобства. К примеру, результаты обследования бизнес-процессов, проведенного полгода назад, уже могут не соответствовать реальному положению дел". Осмотрительность при выборе системы следует проявлять и представителям дистрибьютора: помня о том, что ИС меняется не чаще, чем раз в пять лет, нужно подумать о планах фирмы на ближайшие два-три года: "Если в этот период ваша фирма планирует вырасти до размеров средней компании, то надо и ИС соответствующую подыскивать", - советует Анна Бояршинова.

Результаты и перспективы

Наиболее очевидные и ожидаемые результаты автоматизации, которые назывались многими экспертами, состоят в том, что деятельность оптовой компании становится более прозрачной, предсказуемой, ИС позволяет определить наиболее ходовые/неходовые, прибыльные/неприбыльные и т. д. товары, степень надежности поставщиков, ликвидность активов предприятия на любую дату (в том числе на будущее - исходя из контрольных сроков оплаты должниками и расчетного количества продаж и закупок), автоматически отслеживать кредиты, долги, штрафные санкции, скидки, бонусы и многое другое в разных разрезах.

Кроме того, важным свойством таких систем является возможность оценивать работу персонала - ведь аналитические отчеты можно сформировать и по результатам сделок работающих в системе менеджеров. "А при наличии call-центра и его интеграции с CRM-модулем информационной системы, - добавляет Андрей Краснопольский, - можно отслеживать качество и эффективность работы менеджеров по продажам и операторов. CRM-модуль позволяет оценить в целом эффективность цикла работы с клиентом и при необходимости корректировать его. Что же касается общего эффекта от внедрения ИС, то по нашему опыту при замене устаревшей ИС на современную и производительную ERP-систему оборачиваемость склада может возрасти на 50%, а его размер принципиально уменьшиться. Или: при том же объеме склада компания получит возможность работать со значительно большим числом клиентов".

Олег Локтев попытался пояснить, за счет каких процессов достигается такой эффект в работе РЦ или склада: "Одной из самых часто встречающихся и критичных проблем является длительное время подбора заказов для клиентов дистрибьютора. Причинами задержек могут быть такие факторы, как широкий ассортимент товара в заказе, наличие разнородных единиц измерения (штук, коробок, паллет), дефрагментация товарного ассортимента по складу, необходимость маркировки штучного товара. И здесь без информационной системы не обойтись. ИС помогает решить следующие проблемы:

- оптимизация взаимодействия с клиентом - получение заказа в WMS без задержек с использованием прямого интерфейса к КИС (дает сокращение времени на один - четыре часа);

- использование возможностей WMS по маркировке нужного товара при его приемке, а не отгрузке (выигрыш - от одного до десяти часов в зависимости от количества товара в заказе);

- автоматическое управление с помощью WMS процессом отбора заказа - задания на отбор распределяются в зависимости от типов упаковки между различными ресурсами - водителем-погрузчиком ("карщиком"), подборщиком с рохлей, подборщиком с корзиной для штучного товара; организация пакетного отбора товара и выделенной зоны переупаковки (экономия времени - около двух часов);

- оптимизация (создание) зон хранения и привязка групп товара к зонам (выигрыш - минимум один час).

Итого суммарный выигрыш по времени в среднем может составлять от пяти до восемнадцати часов и более.

А вот конкретный пример: один из наших заказчиков-дистрибьюторов нижегородская компания "Национальный Торговый Альянс" провела оценку влияния WMS на различные показатели деятельности РЦ. Оказалось, что после внедрения системы количество обрабатываемых заказов в месяц увеличилось с 6 до 14 тыс., обрабатываемых строк (отборов) в заказах за тот же период - с 200 до 350 тыс., обрабатываемых пиковых отборов в сутки - с 9 до 18 тыс., объем отгрузок в месяц - с 2 до 4,5 тыс. тонн, а число задействованных складских сотрудников сократилось со 150 до 130 человек".

Компании-интеграторы стараются отслеживать эффект от внедрения системы и изменения ключевых показателей при воздействии на бизнес-процессы ряда факторов, улучшить которые помогает информационная система. "Торговое решение NaviCon Trade, разработанное нашими специалистами на базе Microsoft Dynamics NAV и Microsoft Dynamics AX, объединяет опыт более 15 проектов внедрения, выполненных в последние годы в крупных оптовых компаниях (Nicomed, WILO Rus, "Планета удачи", ТК "Десан", "Смайл" и др.), - отмечает Анна Бояршинова. - Сегодня этот опыт (его результаты см. в табл. 2. - Т.Б.) помогает нашим новым клиентам совершенствовать свой бизнес".

Таблица 2

 

Улучшение показателей работы оптовой фирмы после автоматизации

Эффект

(первые два года после внедрения)

Факторы воздействия

Показатель изменений в год

Увеличение объема продаж

- Деятельность менеджеров формализована и контролируется

- Увеличение поставок в срок

- Менеджер освобожден от выполнения текущих рутинных задач и имеет возможность проводить больше времени у клиента

10% прироста продаж в год на одного менеджера

Увеличение процента выигранных сделок

- Концепция CRM позволяет оперативно отслеживать статус сделки/продажи, предлагать и планировать продукцию под нужды конкретного клиента

+20%

Рост удовлетворенности клиентов

- Эффективное планирование и контроль уровня запасов

- Эффективное управление графиком работы и ресурсами

- Налаженная внутренняя связь при передаче информации о готовности продукции

- Сокращение времени от заказа до поставки

+50%

Снижение административных издержек на продажи и маркетинг

- К снижению издержек приводит автоматизация рутинных процессов

- Система позволяет более точно определить целевые сегменты клиентов, понять их потребности и персонализировать продукты и услуги для данных сегментов. При этом не нужно распространять информацию обо всех имеющихся услугах всем клиентам

-10%

Затраты на содержание административно-

управленческого аппарата

- Автоматизация рутинных процедур

- Оптимизация бизнес-процессов

- Единое информационное пространство

-15%

Снижение стоимости товарного запаса

- Более точное определение периодичности пополнения запасов

- Плановое пополнение происходит в установленные сроки и не приводит к увеличению страхового запаса

- Снижение стоимости размещения за счет оптимального определения размера партии и заказа

-35%

Уменьшение складских площадей и транспортных расходов

- Эффективное использование складских площадей, транспортных ресурсов

-20%

Более точный учет затрат

- Затраты классифицируются и распределяются согласно принятой в компании методике

+20%

Сроки закрытия периода

- Ведение всех операций в режиме реального времени, автоматизация функций закрытия периода

-300%

Оборачиваемость средств в расчетах

- Управление дебиторской и кредиторской задолженностями (продажа в кредит с учетом кредитной истории)

+20%

Источник: фирма NaviCon.

Версия для печати