КАБЕЛЬНОЕ ТВ

КТВ не сдает позиции

Несмотря на активное продвижение новейших широкополосных технологий гигантами электронной индустрии, кабельные сети, обеспечивающие стабильную и качественную передачу ТВ-сигнала, не собираются сдавать позиции. Об этом свидетельствуют данные, озвученные на московской выставке CSTB-2007 (www. cstb.ru) во время проведения круглого стола, где крупнейшие игроки и ведущие эксперты рынка обсуждали проблемы платного телевидения в России. Так, по заявлению Юрия Припачкина, президента Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) и президента недавно образованной компании "Ренова Медиа", сегодня три четверти населения страны уже получили возможность принимать сигналы КТВ (кабельное ТВ), причем не только в крупных, но и в средних и небольших городах. Для сравнения: в развитых странах эта цифра достигает уже 90%. И здесь, по его мнению, у нашей страны есть шанс прийти к такому же показателю.

Развитие этого сегмента идет ускоренными темпами: большинство игроков российского рынка действуют на поле КТВ весьма активно, за год количество их клиентов, по данным г-на Припачкина, возросло в полтора-два раза. В то же время конкуренция становится все жестче, что, по его мнению, несомненно, ведет к повышению качества и расширению спектра поставляемых абонентам услуг, а также способствует снижению тарифов.

Юрий Припачкин: “Приход новых

 инвестиций в цифровое

телевидение невозможен

 без четких правил игры”

Первый заместитель генерального директора компании "ЭР-Телеком" Сергей Гусев объяснил ужесточение конкуренции так: число крупных операторов в российских городах достигает трех-четырех, и в этом плане Россию можно считать уникальной страной.

Специалисты затруднились назвать примерную сумму инвестиций в сектор платного ТВ. Однако, по словам Юрия Припачкина, возглавляемая им компания "Ренова Медиа" в текущем году планирует увеличить объем инвестиций в три раза по сравнению с прошлогодними 100 млн. долл.

В России HDTV-контента практически нет, поэтому компании вынуждены производить собственный либо покупать его за рубежом.

Что касается ARPU на одного абонента кабельных сетей, то в 2006 г. он составлял 5-6 долл. По прогнозу генерального директора компании "Мультирегион" Сергея Дмитриева, в 2007 г. ARPU планируется на уровне 7-8 долл. Некоторые участники круглого стола считают, что у ряда операторов, работающих в крупных городах, ARPU поднимется до 10 долл.

ТВ должно быть в новом законе

"Приход новых инвестиций в цифровое телевидение невозможен без четких правил игры, а они сейчас определяются законодательством, привязанным к устаревшим технологиям, которые использовались в России до последнего времени, - сказал Юрий Припачкин. - Это, в свою очередь, требует коренного изменения законодательства".

Так, в связи с цифровизацией страны в соответствии с принятой правительственной программой о развитии телерадиовещения перед Ассоциацией встает вопрос о формировании социального пакета для эфирного вещания, поскольку попытки "собрать" такой пакет без участия операторов КТВ, по его мнению, не приведут к реальному решению вопроса. "Ведь раздача бесплатных "сеттопбоксов" (телевизионная приставка, Set-top-Box. - Прим. ред.) населению может привести к массовому видеопиратству в условиях нерешенных проблем управления", - сказал Юрий Припачкин. В планах АКТР стоит решение этой проблемы: уже заключено соглашение с Национальной ассоциацией телерадиовещателей (НАТ) о создании рабочей группы для подготовки предложений по данному вопросу. Бесплатно такие приставки будут выдаваться, наверное, только малообеспеченным семьям.

Существующие проблемы, связанные с законодательством, видимо, предстоит решать государственной комиссии под руководством Дмитрия Медведева.

В то же время, отметил президент АКТР, значительной помощью в развитии кабельного ТВ стала позиция муниципалитетов после того, как был принят закон о местном самоуправлении. Власти поняли, что в их руках есть определенный механизм для организации теле- и радиовещания. И муниципалитеты активно используют эту возможность, позволяя компаниям развиваться, привлекая инвестиции.

Серьезной проблемой остается борьба с контрафактной телепродукцией. На сегодня из более чем 7000 игроков на этом рынке лицензированы не более четверти. АКТР намерена наладить взаимодействие с Российским авторским обществом в плане работы над сертификацией компаний кабельного ТВ. По словам Юрия Припачкина, лицензирование только способствует притоку инвестиций.

Что касается стандарта нового вещания, то рабочая группа Ассоциации одобрила MPEG-4 как наиболее совершенный.

Стратегии

Одним из важнейших направлений деятельности своих компаний основные игроки рынка назвали развитие услуг. "В ближайшие годы они будут конкурировать по качеству и набору предоставляемых услуг. Именно за это развернется борьба", - отметил Михаил Дунаев, генеральный директор компании "Cистема Масс-Медиа" (СММ). На сегодня, по его словам, СММ владеет базой в 1,5 млн. домохозяйств и планирует в 2007 г. увеличить ее до 3 млн. Помимо этого в планах компании - внедрение единого федерального бренда, который должен ассоциироваться у абонента с качеством и удобством предоставляемых услуг, а также выделять компанию среди конкурентов. Плюс к тому СММ намерена запустить тестовое вещание мобильного телевидения на основе технологии DVB-H.

"Использование существующих сетевых структур и инфраструктур дает возможность операторам расти не только путем расширения абонентской базы, но и путем предоставления абсолютно новых сервисов. Именно новые услуги - залог дальнейшего успешного развития оператора", - полагает Александр Косарев, директор по развитию бизнеса "АМТ-Груп".

Это мнение фактически поддержал Михаил Силин, генеральный директор "Комкор ТВ" (бренд АКАДО), отметив, что основой бизнеса оператора является не техническая составляющая, а система обслуживания абонентов, а потому главное направление деятельности компании - это развитие услуг. Сейчас услуги АКАДО включают цифровое и аналоговое ТВ, цифровое радио, широкополосный доступ к сети Интернет. "Мы планируем увеличение абонентской базы более чем в два раза по широкополосному доступу к сети Интернет и в три раза - по услугам цифрового телевидения", - заявил Михаил Силин.

Сегодня три четверти населения страны уже получили возможность принимать сигналы КТВ.

Участники круглого стола отмечали, что с развитием IPTV появляется возможность рассматривать телевизор как информационный и коммуникационный центр, предоставляющий абонентам интерактивные информационные сервисы (справки, погодные сводки, расписания), благодаря которым информация, получаемая клиентом по телефону или через компьютер по Интернету, станет доступной на телевизионном экране. "Новое поколение сервисов, реализуемых на платформах в сетях IPTV, заметно отличается от услуг, предоставляемых платформами первого поколения, тем, что они сейчас начинают активно обрастать коммуникационными возможностями", - заметил Игорь Масленников, президент CTI. Пользователи перестают быть массой, они становятся группой или даже отдельными абонентами. Теперь операторы могут обслуживать клиентов с учетом их индивидуальных особенностей и предпочтений, т. е. медийный бизнес начинает персонализироваться. По мнению г-на Масленникова, IPTV может оказаться второй волной глобальной IP-перестройки, если под первой понимать развитие IP-телефонии в мире.

Важной тенденцией является конвергенция интернет-сервисов с ТВ. Причем инициатором этой конвергенции, привносящей интерактивность, является сам абонент, и операторы быстро реагируют на его потребности в дополнительных услугах. Как считает заместитель генерального директора компании "Комстар-Директ" Мераб Габуния, при правильной работе маркетингового отдела фирмы дополнительные сервисы позволяют удвоить ARPU провайдера.

Без контента нет ТВ

"Залог лояльности абонента - качество предоставляемого ему контента", - убежден Александр Теппер, генеральный директор "Космос-ТВ". При этом перед российскими игроками на поле КТВ остро стоит тема востребованности отечественного контента. "Сегодня проявилась важная тенденция на рынке, а именно - поворот в сторону отечественного контента, отвечающего требованиям российского потребителя", - отметил Михаил Дунаев.

Перспективы создания нового уникального контента (в частности, HDTV-программ, в России, правда, практически отсутствующих) связаны с появлением медиахолдингов, в состав которых входит много операторов мультисервисных сетей и специальные подразделения или компании по созданию контента. "Организация полной линейки производства контента - это довольно дорого и многим операторам просто не под силу. Тем не менее необходимая технологическая база готова, и вполне вероятно, что скоро появятся крупные контент-провайдеры", - считает Олег Колесников, технический директор "НТВ Плюс".

Одним из самых актуальных является вопрос будущего региональных кабельных операторов. Большинство экспертов полагают, что многим из них удастся выжить в конкурентной борьбе, избежав поглощения со стороны крупных игроков. Но развитию мелких компаний мешает высокая стоимость контента.

Итоги и перспективы

Залог лояльности абонента - качество предоставляемого ему контента.

Общий итог, к которому пришли участники круглого стола, выражается следующими положениями:

- новый вещательный сектор - кабельное и спутниковое телевидение - стал инвестиционно привлекательным благодаря внедрению современных технологий, а также росту доходов населения и интереса к услугам, которые предоставляют операторы;

- платное телевидение в России по объему и качеству транслируемых программ, а также по деловой эффективности намного опередило существующую эфирную систему вещания;

- основная тенденция на рынке платного ТВ на ближайшее время - консолидация компаний;

- прогнозируемый на нынешний год рост абонентской базы за счет слияний и поглощений компаний и строительства новых сетей - в полтора-два раза;

- объемы инвестиций в кабельное и спутниковое телевидение вырастут в этом году в три раза.

Версия для печати